Нецелевое использование денежных средств

Обзор судебной практики по спорным вопросам при нецелевом использовании бюджетных средств, Обзор судебной практики от 17 декабря 2015 года

Нецелевое использование денежных средств

Перед изучением Обзорарекомендуем предварительно ознакомиться с его оглавлением.

I.Основные положения о нецелевом использовании бюджетных средств

Бюджетные средства в силуположений Бюджетного кодексаРоссийской Федерации (далее – БК РФ) выделяются в распоряжениеконкретных получателей бюджетных средств с обозначением направленияих на финансирование конкретных целей, а любые действия, приводящиек нарушению адресности либо к направлению бюджетных средств нацели, не названные в бюджете при выделении конкретных сумм,являются незаконными.

Так, пунктом1 статьи 306.4 БК РФ (ранее данное правонарушениерегулировалось положениями статьи289 БК РФ) установлено, что нецелевым использованием бюджетныхсредств признается направление средств бюджета бюджетной системы РФи оплата денежных обязательств в целях, не соответствующихполностью или частично целям, определенным законом (решением) обюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетнойсметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимсяправовым основанием предоставления указанных средств.

Указанная статья,регулирующая последствия нецелевого использования бюджетныхсредств, предусматривает бюджетные меры принуждения – взысканиебюджетных средств, используемых не по целевому назначению, иприостановление (сокращение) предоставления межбюджетныхтрансфертов (за исключением субвенций). Данные меры не являютсяадминистративным наказанием в смысле Кодекса Российской Федерации обадминистративных правонарушениях (далее – КоАП РФ), вследствиечего при их применении нормы этого Кодекса не применяются.

Порядок взысканияуказанных бюджетных средств регулируется бюджетнымзаконодательством. Взыскание производится в бесспорном порядкефинансовыми органами и органами Федерального казначейства (ихдолжностными лицами) на основании уведомления о применениибюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального)финансового контроля (пункт 1статьи 306.2 БК РФ).

При этом применение кучастнику бюджетного процесса бюджетной меры принуждения неосвобождает его должностных лиц при наличии соответствующихоснований от ответственности, предусмотренной законодательствомРоссийской Федерации (в частности, административной и уголовнойответственности).

Так, статьей15.14 КоАП РФ установлена административная ответственность занецелевое использование бюджетных средств.

Объектом данногоадминистративного правонарушения являются бюджетные отношения.

Объективной сторонойэтого правонарушения является использование бюджетных средств нацели, не соответствующие условиям их получения, определенным вутвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетныхассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе,являющемся основанием для получения бюджетных средств.

Субъектами указанногоправонарушения могут быть как должностные лица организаций -получателей бюджетных средств, так и сами организации – получателибюджетных средств.

Субъективная сторонаданного правонарушения характеризуется исключительно умыслом.

При рассмотрении вопросао законности меры принуждения в виде взыскания в бесспорном порядкебюджетных средств, используемых не по целевому назначению,примененной на основании статьи306.4 БК РФ, а также дел о привлечении лиц к административнойответственности на основании статьи15.14 КоАП РФ, необходимо детально анализировать объективнуюсторону рассматриваемого правонарушения, исключая возможностьпривлечения к ответственности за действия, которые не могут бытьквалифицированы как нецелевое использование бюджетных средств.

Так, для составления иисполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерациииспользуется бюджетная классификация Российской Федерации, котораяпредставляет собой группировку доходов, расходов и источниковфинансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РоссийскойФедерации, в том числе классификация операций секторагосударственного управления (статьи18, 19 БКРФ).

Если будет установлено,что исходя из содержания наименований статей и подстатейКлассификации невозможно с очевидностью установить, на какую статью(в случае, когда статья не детализирована подстатьями) илиподстатью Классификации участнику бюджетного процесса следовало быотнести осуществленные им расходы (т.е. когда названные расходымогли бы быть равным образом отнесены на различные статьи иподстатьи Классификации), финансирование указанных расходов за счетсредств, выделенных на любую из возможных к применению статей илиподстатей Классификации, не может быть признано нецелевымиспользованием бюджетных средств (пункт14.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 “О некоторыхвопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодексаРоссийской Федерации”).

Ниже приводится обзорвыводов судов, изложенных в решениях конкретных дел, по спорнымвопросам, возникающим при нецелевом использовании бюджетныхсредств, а именно:

-квалификация действий как нецелевое использование бюджетныхсредств;

-действия, не подпадающие под нецелевое использование бюджетныхсредств;

-спорные вопросы применения бюджетных мер принуждения;

-административная ответственность за нецелевое использованиебюджетных средств.

1.Квалификация действий как нецелевое использование бюджетныхсредств

1.1. Постановление Арбитражного судаВолго-Вятского округа от 20.10.

2015 N Ф01-4151/2015 по делу NА31-11366/2014

Исковые требования:

ООО “ЗУБиК” (получательсредств бюджета) обратилось в суд с заявлением о признаниинезаконными принятых Территориальным фондом обязательногомедицинского страхования субъекта РФ (Фондом) акта комплекснойпроверки и требования о восстановлении средств, использованных непо целевому назначению, и уплате штрафа.

Решение суда:

Вудовлетворении заявления отказано.

Позиция суда:

Установив, что позаключенному Фондом и ООО “ЗУБиК” (получателем средств бюджета)договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательномумедицинскому страхованию последнее обязалось расходовать средстваобязательного медицинского страхования, поступившие в медицинскуюорганизацию, в соответствии со структурой тарифа, установленногоТарифным соглашением об оплате медицинских услуг по обязательномумедицинскому страхованию на территории субъекта РФ в соответствии сБазовой программой обязательного медицинского страхования, при этомв соответствии с названным Тарифным соглашением при распределениисредств на заработную плату работников медицинской организации неучитывается и в структуру тарифа не входит оплата трудаспециалистов с высшим и средним медицинским образованием,оказывающих медицинскую помощь, не предусмотренную разрешением намедицинскую деятельность (лицензией), и (или) не имеющихдействующих сертификатов по соответствующей специальности, тогдакак по результатам проведенной Фондом проверки ООО “ЗУБиК”установлено использование средств обязательного медицинскогострахования на выплату в 2013, 2014 годах заработной платымедицинскому персоналу при отсутствии у них действующихсертификатов специалистов, суд пришел к выводу о том, что выплатазаработной платы специалистам, не имеющим действующих сертификатовпо соответствующей специальности является нецелевым использованиемсредств обязательного медицинского страхования.

1.2. Постановление Арбитражного судаВосточно-Сибирского округа от 29.07.2015 N Ф02-3421/2015 по делу NА58-7126/2014

Исковые требования:

Источник: http://docs.cntd.ru/document/420329083

Нецелевое использование денежных средств тсж

Нецелевое использование денежных средств

Как, мы уже знаем, председатель на основании ст.

149 ЖК РФ действует от имени товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством, уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правлением ТСЖ или общим собранием, разрабатывает и выносит на утверждение общего собрания членов товарищества правила внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входят содержание и ремонт общего имущества в МКД, положение об оплате их труда, утверждение иных внутренних документов ТСЖ, предусмотренных ЖК РФ, уставом и решениями общего собрания членов ТСЖ.

Какую ответственность несет председатель ТСЖ?

П редседатель является ответственным лицом при принятии всех важных решений, в том числе решений, касающихся финансов ТСЖ. Именно через него бyдyт пpoхoдить вce плaтeжи и зaчиcлeния cpeдcтв, пocтyпивших oт жильцoв.

На председателя ТСЖ распространяются положения статьи 53.1 ГК РФ об ответственности за ущерб, причиненный самому ТСЖ. В ЖК РФ ответственности органов управления товариществом не предусмотрено. Но они могут быть отражены в уставе. Обратите на это внимание!

Согласно п.3 ст.53 ГК РФ лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени (председатель ТСЖ), обязано возместить по требованию учредителей юридического лица (членов правления и собственников ТСЖ), выступающих в интересах ТСЖ, убытки, причиненные по его вине юридическому лицу

Максимальная суммы ответственности председателя ТСЖ не фигурирует в законодательных актах РФ. Но это не значит, что собственники в судебном порядке не взыщут ущерб. Даже если ущерб от действий или бездействий председателя ТСЖ будет составлять миллионы, решение останется за судебной системой.

Персональная ответственность председателя может быть предусмотрена за такие нарушения, как сокрытие или искажение информации о деятельности ТСЖ, за убытки, возникшие у собственников в результате принятия необоснованных решений и т.д. Данный вид ответственности, как правило фиксируется в трудовом договоре с председателем. Или может быть включена в Устав ТСЖ.

Консультация юриста

УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

Устав ТСЖ — это его основной закон и менять его условия можно на основании решения общего собрания, целесообразно изначально закрепить в уставе (или в должностной инструкции) ответственность председателя ТСЖ:

  1. Штраф за сокрытие данных бухгалтерской отчётности, нецелевое использование средств, задержанное по вpeмeни пpeдocтaвлeниe дaнных o нaличии и движeнии cpeдcтв нa cчeтe тoвapищecтвa и т.д.;
  2. Мaтepиaльную oтвeтcтвeннocть зa пpинeceнный дeйcтвиями yщepб имyщecтвy МКД и пр. условия.

Утеря бухгалтерских документов

Документооборот в ТСЖ ― неотъемлемая часть хозяйственных процессов. Документы бухгалтерского учета призваны письменно или в эл.виде зафиксировать все происходящие в ТСЖ события, затрагивающие рабочие моменты.

Они не только служат подтверждением свершившихся фактов хозяйственной деятельности, но и помогают определить текущее финансовое состояние фирмы.

На их основе в ТСЖ (а также и в иных Управляющих Организациях) проводят расчеты по налогам, при этом уменьшение налогооблагаемой базы возможно лишь при наличии верно оформленных с точки зрения законодательства документов.

Иногда так случается, что важные документы (а именно такими являются все бухгалтерские документы) или их часть была утеряны или утрачены (порвались или погрызла собака, случайно выбросили и т.п.).

Отсутствие необходимой первички, справок, ведомостей впоследствии может создать немало проблем для организации, вызвав дополнительные вопросы со стороны контролирующих органов. Нередко этот факт служит основанием для пересчета налогооблагаемой базы.

Законодательство РФ не дает нам никакой четкой формулировки относительно утери бухгалтерских документов. Но не будем с вами забывать, что эти документы нам очень понадобятся как для отчета перед ревизионной комиссией и собственниками, так и для отчетов в ФНС, ФСС и ПФР. А также бух.

Бухгалтерские документы не менее важны для подготовки и размещения ежегодного отчета о деятельности ТСЖ на официальном сайте ТСЖ, на ресурсах ГИС ЖКХ и Реформа ЖКХ, информационном стенде в МКД.

Отсутствие отчетных бухгалтерских документов привести к следующим негативным последствиям:

1. Может послужить причиной сокрытия данных о бухг.отчетности,нецелевом использование средств и тп. Что приводит к материальной ответственности, о которой мы уже говорили выше;

2. Может послужить причиной неверной и несвоевременной сдачи отчетности. Здесь ТСЖ грозят штрафы от ФНС, ПФР и ФСС;

Штрафы за непредоставление бухгалтерской отчетности установлены положениями Налогового Кодекса и КоАП РФ. В 2019 году действуют следующие тарифы:

  • 200 руб. по каждому несданному ФНС экземпляру в установленные сроки (ст. 126 НК РФ). Например, при несдаче только баланса, штраф составит 200 руб., при несдаче баланса и отчета и финрезультатах сумма увеличится до 400 руб. При этом статьей 108 НК РФ установлено, что по каждому правонарушению повторное наказание не назначается, но при этом материальное наказание для предприятия не является основанием освободить от штрафа должностных лиц.
  • 300-500 руб. по нарушениям, связанным с непредоставлением отчетов для ФНС (ст. 15.6 КоАП РФ).
  • 100-300, 300-500, 3000-5000 руб. для физических, ответственных должностных и юридических лиц соответственно в связи с несдачей отчета в Управление статистики (ст. 19.7 КоАП РФ)

Читайте так же:  Курение подростка в общественном месте

При несоблюдении сроков подачи отчетности в Росстат выписывается штраф (ст. 19.7 КоАП РФ). Суммы могут «накапать» немаленькие,будьте бдительны.:

  • юр.лицам в размере 3-5 тыс. руб.;
  • должностным лицам в сумме 300-500 руб.

3. Может стать причиной нанесения ущерба ТСЖ.

Утеря бух.документов может стать причиной невозможности повлиять на поставщика услуг, что чревато большими финансовыми потерями для ТСЖ.

Пример: ТСЖ «Ромашка», в лице председателя, заказали и оплатили ремонт кровли у компании «Рога и копыта» на 1 млн. руб. Работа была выполнена некачественно, а поставщик отказывается исправлять некачественную услуг.

Если вы еще не подписали акт выполненных работ, и у вас есть подтверждение об оплате услуг и договор на услуги, то у вас есть все шансы воздействовать на поставщика услуг и заставить исправить «недочеты» в работе.

Это лишь 1 пример того, как может стать полезным наличие бухгалтерской документации в работе с контрагентами или сотрудниками вашей Управляющей Организации.

Сроки хранению бухгалтерских документов:

1. Б ухгалтерские документы (договоры, счета, накладные, акты сверок и пр.) – 5 лет.

2. Приказы по основной деятельности ТСЖ (а также ЖСК и УК) – до ликвидации .

3. Бухгалтерская отчетность (баланс, отчет о финансовых результатах, отчет об изменениях капитала, о движении денежных средств и другие формы, акты сверок с ФНС и фондами) – до ликвидации

4. Счет-фактура и книги покупок и продаж – 4 года

7. Кадровые документы (они также относятся к бухг.документам)

  • трудовая книжка – до востребования работников
  • трудовые договора, приказы и личные карточки сотрудников — 50 лет, по сотруднику оформленному с 2003 года и позже;

    — 75 лет, по сотруднику, оформленному до 2003 года.

  • График отпусков – 1 год после использования

Что делать, если бухгалтерские документы были утеряны?

Наши специалисты подготовили для вас ряд рекомендаций на тот случай, если все же бухгалтерские документы были утеряны:

1. Проведите сверку со всеми контрагентам, ФНС и налоговой. Выясните наличие или отсутствие первичных и иных бухг. документов , сдавалась ли отчетность.

2. Восстановите отсутствующие документы, запросив дубли у контрагента

Источник: https://metall-en.ru/netselevoe-ispolzovanie-denezhnyh-sredstv-tszh/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.