Неисполнение государственного контракта

Содержание

Правовые последствия для бизнесменов при выполнении госконтрактов

Неисполнение государственного контракта

Екатерина Авдеева

Председатель комитета развития правовых услуг и экспертизы законопроектов “Деловой России”

специально для ГАРАНТ.РУ

Многие предприниматели стремятся заключить госконтракт. Участию в конкурсе не всегда предшествует всесторонняя оценка возможностей и анализ соответствия участника всем требованиям, предъявляемым заказчиком.

Важно знать не только как заключить контракт, но и как не понести серьезные финансовые и реупутационные потери, а главное – не стать обвиняемым в совершении преступления.

Предприниматели должны иметь финансовые резервы, а также уметь просчитывать гражданско-правовые и уголовно-правовые риски. О чем и поговорим ниже.

Гражданско-правовые и административные риски

Нарушения при подписании и выполнении госконтракта могут повлечь внесение в реестр недобросовестных поставщиков, которые ведет ФАС России. Последствиями внесения в такой реестр в соответствии с п.

16 Постановления Правительства РФ от 25 ноября 2013 № 1062 становится отсутствие возможности предпринимателей (вносится информация о компании, учредителях, руководителях, членах правления) участвовать в конкурсе на выполнение госконтракта в течение двух лет с момента внесения в реестр, а также негативное влияние на имидж компании. В реестр попадают те, кто уклонился от заключения контракта, несвоевременно внес обеспечение после победы, участники, с которыми контракт был расторгнут в судебном порядке. В случае если внесение в реестр произошло, а компания с этим не согласна и имеет аргументы, обжаловать такое решение можно в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало о включении в реестр.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г.

№ 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ) в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с п. 6 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в случае просрочки или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

В ст.

330 Гражданского кодекса указано, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежным сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки.

Поэтому исполнитель в случае такого нарушения в соответствии со ст. 401 ГК РФ несет ответственность независимо от своей вины, если не докажет, что ненадлежащее исполнение обязательств оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы. Так, например, п. 3 ст.

405 ГК РФ и п. 2 ст. 328 ГК РФ указывает на возможность освобождения должника от ответственности перед кредитором, то есть подрядчика перед заказчиком, за просрочку исполнения обязательств, если подрядчик докажет, что не выполнил обязательство вследствие просрочки заказчика.

В случае неисполнения выставленных требований или несогласия подрядчика с ними споры решаются в арбитражном суде.

При чем доводы о ненадлежащем исполнении или просрочки исполнения в связи с нарушениями сроков контрагентами судом отклоняется, как не имеющая значения для правового спора о выплате неустойки и штрафов, указанных в контракте, при чем их снижение судом в соответствии со ст. 333 ГК РФ происходит редко.

Подача встречного искового заявления тоже не решает вопрос, а за заказчиком утверждают право удерживать из выплаты неустойку и штраф по контракту, как, например, указано в постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 19 января 2018 г. № 05АП-9245/17 по делу № А59-3483/2017.

Уголовно-правовые риски неисполнения госконтрактов

Практика показывает, что при ненадлежащем исполнении госконтракта предприниматель рискует быть привлеченным к уголовной ответственности.

Уголовное дело может быть возбуждено как по заявлению, так и по рапорту уполномоченного сотрудника правоохранительных органов, так как речь идет о государственных денежных средствах.

Ниже рассмотрим наиболее характерные поводы для возбуждения уголовных дел.

1

Неисполнение контракта, задержка исполнения контракта.

https://www.youtube.com/watch?v=rdouxthYaJs

Неисполнение контракта – при сегодняшней системе проверки участников это крайне редкий случай, когда компания заключала контракт без намерения его исполнять. В данном случае умысел направлен на хищение аванса. В таком случае вина ответственных лиц очевидна.

Иная ситуация, когда контракт не исполнен в срок, например, в связи с тем, что подвел субподрядчик, а денежных средств на то, чтобы поручить это другому субподрядчику, и своих ресурсов нет.

В таком случае подрядчик может оказаться обвиняемым по уголовному делу и расплатиться за то, что не подошел к выбору субподрядчика с должным вниманием и осмотрительностью. Для защиты хорошо, если будет максимум доказательств добросовестности.

Поэтому перед заключением договора субподряда необходимо проверить через специализированные системы проверки контрагента, съездить к нему в офис, сделать фотографии, познакомиться с директором, проверить отзывы о компании среди деловых партнеров.

2

 Подписание с заказчиком документов, подтверждающих исполнение работ (например, акты КС-2, КС-3) при неполном или ненадлежащем исполнении работ.

В данном случае ответственность может понести как должностное лицо, которое поставило свою подпись и приняло работы, несмотря на то, что они не были завершены или требовалось устранение недостатков, так и сам предприниматель, вступивший в сговор с должностным лицом и убедивший подписать документы. Это достаточно нередкое и опасное своими последствиями уголовного наказания нарушение.

3

Выявление в ходе проверки ненадлежащее качество поставленного товара или выполненных работ.

Если в ходе проверки было установлено, что выполненные работы или закупленный товар не отвечают установленным требованиям, предпринимателя, который исполнял госконтракт, могут обвинить в мошенничестве. При чем в соответствии с п. 30 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 30 ноября 2017 г.

№ 48 “О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате” вменяться будет вся сумма госконтракта независимо от того, что часть поставленных товаров (работ) используется заказчиком.

На практике даже наличие подтверждающих качество сертификатов от производителя и надлежащей оплаты последнему со стороны подрядчика товаров не ограждает от возбуждения уголовного дела, хотя и может быть успешно использовано для защиты прав и свобод подрядчика в уголовном процессе.

4

Исполнитель выполнил работы или поставил товары по завышенным ценам.

В случае, когда исполнитель выполнил работы или поставил товары по завышенным ценам, может быть возбуждено уголовное дело. При чем срок привлечения к уголовной ответственности по ч. 3-4 ст. 159 Уголовного кодекса составляет в соответствии со ст.

15, ст. 78 УК РФ 10 лет.

В такой ситуации устанавливается сговор между госзаказчиком и подрядчиком, преднамеренное завышение стоимости контракта, возможно искусственного создание дополнительных параметров, чтобы победу одержал именно определенный участник.

Так, например, генеральный директор Л. в связи с невыполнением госконтракта и подписанием актов КС-2, КС-3 путем уговоров должностных лиц был обвинен в совершении хищения денежных средств путем обмана в особо крупном размере из бюджета Приморского края по ч. 4 ст. 159 УК РФ.

Защита была выстроена на досудебном соглашении с принятием мер к возмещению вреда, что позволило суду г. Владивосток Фрунзенского района назначить наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года, которое в соответствии с ч.1 ст. 73 УК РФ считать условным (приговор суда от 28 августа 2017 г. по делу № 1-294/2017).

Далеко не всегда признание вины и сотрудничество со следствием – это верная стратегия, она целесообразна только, когда вина действительно имеет место.

Другая ситуация, когда предприниматель поставил товар, который закупил у надлежащего поставщика со всеми необходимыми документами, а товар был признан ненадлежащего качества и обвиняют в этом именно поставщика, то есть исполнителя госконтракта, было возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст.

159 УК РФ по факту, предъявлением обвинения генеральному директору с избранием ему меры пресечения в виде заключения под стражу.

При чем вменяется ему не разница между суммой госконтракта и потраченной исполнителем суммой на приобретение поставленного товара, с привлечением виновных лиц в производстве ненадлежащего товара и вменения им оставшейся суммы, а вся сумма госконтракта, что чаще делает невозможным возместить такой ущерб. При чем никак не учитывается тот факт, что продукцию, признанную ненадлежащего качества, заказчик может эффективно использовать.

Моя практика защиты прав и свобод предпринимателей, нарушивших условия госконтракта, и приведенные примеры свидетельствуют, что чаще всего им инкриминируется ст. 159 УК РФ, реже ст. 160 УК РФ. Возбуждение уголовного дела приводит к обыскам, выемкам у подрядчика и его контрагентов, что существенно парализует работу и портит репутацию.

Также мешает работе и тот факт, что руководство и сотрудники вызываются на допросы и очные ставки, а имущество фигурантов арестовывается.

Важно, что следствие и суды не признают в таких ситуациях нарушения преступлениями, совершенными в сфере предпринимательской деятельности, что часто влечет избрание меры пресечения в виде заключения под стражу вопреки гарантиям для предпринимателей, предусмотренным ч. 1.1 ст. 108 Уголовно-процессуального кодекса.

Поэтому очень важно при заключении госконтракта оценить свои возможности, внимательно изучить все требования к участникам, честно оценить соответствие им, а подрядчиков выбирать только проверенных с должным вниманием и осмотрительностью, учитывая все правовые последствия.

Источник: https://www.garant.ru/ia/opinion/author/avdeeva/1272513/

Ответственность за ненадлежащее исполнение контракта заказчиком или поставщиком по 44-ФЗ: штрафы и пени за просрочку

Неисполнение государственного контракта

После выбора исполнителя закупки стороны подписывают контракт, условия которого вкупе с положениями закона 44-ФЗ накладывают ряд обязательств на исполнителя и заказчика.

Права и обязательства заказчика и исполнителя

Вне зависимости от предмета закупки исполнитель обязан:

  • информировать заказчика о процессе исполнения контракта на любой стадии;
  • соблюдать сроки исполнения обязательств;
  • соблюдать требования заказчика и отраслевых нормативов к качеству поставляемого товара, оказываемой услуги или выполняемой работы.

При этом исполнитель может расторгнуть госконтракт, если заказчик необоснованно занизил цену контракта после его подписания или систематически пропускал промежуточные платежи в пользу исполнителя.

Также исполнитель вправе привлекать независимых экспертов для оценки качества товара или услуги, если считает претензии заказчика необоснованными, и требовать выплаты пеней за просрочку выплаты по контракту.

Заказчик при этом обязуется:

  • соблюдать сроки публикации закупочной документации в ЕИС;
  • проводить экспертизу поставленного товара или услуги и составлять акт приемки;
  • оплачивать работу исполнителя и своевременно возвращать сумму обеспечения закупки.

При нарушении контракта исполнителем заказчик имеет право на возмещение убытков и выплату неустойки в свою пользу. Расторгнуть контракт в одностороннем порядке заказчик имеет право только в случае, если исполнитель не исправит допущенные нарушения в течение 10 дней с момента получения письменного требования от заказчика.

Важно учесть, что заказчик имеет право принять товары, услуги или работы ненадлежащего качества, не взыскивая с исполнителя неустойку, если такое принятие не нанесет ущерб государству или обществу.

Правовое регулирование

Ответственность сторон по госконтракту регулируется:

Ст. 34 закона 44-ФЗ определяет меры гражданской ответственности сторон и порядок расчета пени за просрочку исполнения условий контракта, Постановление № 1042 устанавливает правила расчета штрафа за низкое качество предоставленных товаров или услуг, а КоАП определяет наказания для сторон за нарушение закона 44-ФЗ при исполнении госконтракта.

Типичные нарушения и взыскания

Исполнитель госконтракта чаще всего допускает два вида нарушений:

  • просрочка исполнения условий контракта;
  • поставка товаров или оказание услуг низкого качества.

При нарушении сроков исполнения контракта исполнителем заказчик взыскивает пени, а за ненадлежащее качество исполнения обязательств исполнитель выплачивает штраф. Кроме того, заказчик вправе взыскать с исполнителя убытки, понесенные из-за нарушения условий контракта.

Если нарушение условий исполнения контракта принесло вред обществу или государству (например, когда исполнитель нарушил сроки ремонта городских коммуникаций), то ответственные за нарушение должностные лица исполнителя подвергаются административному штрафу в размере от 5 до 15 процентов от стоимости неисполненных обязательств, но не менее 30000 рублей. При этом организация исполнителя выплачивает штраф в размере 100-300% от цены контракта, но не менее 300000 рублей (ч. 7 ст. 7.32 КоАП).

Заказчики допускают следующие нарушения:

  • нарушение сроков оплаты исполненных обязательств по госконтракту;
  • незаконное расторжение контракта в одностороннем порядке;
  • нарушение порядка приемки товара.

За просрочку оплаты назначаются пени в пользу исполнителя, за расторжение контракта без законных оснований – административный штраф в размере 50000 рублей для должностных лиц и в размере 200000 рублей – для организации заказчика (ч. 6 ст. 7.32 КоАП).

Если заказчик не составил акт приемки, то он подвергается штрафу в размере 20000 рублей, а если принял некачественный товар, что привело к растрате бюджетных средств, то сумма штрафа составит от 20000 до 50000 рублей.

Расчет неустойки по 44-ФЗ

Пени, выплачиваемые заказчиком при просрочке оплаты и исполнителем при просрочке исполнения обязательств, составляют 1/300 ключевой ставки ЦБ от цены контракта за каждый день просрочки. Размер ключевой ставки с 2018 года равен 7,75.

Например, цена контракта на ремонт здания МУПа составляет 1000000 рублей, подрядчик отремонтировал 75% здания в срок, а остальную часть – с опозданием на неделю. Размер пени составит:

(100% – 75%) * 1000000 * (7 дней) * (1/300 * 7,75%) = 452 рубля.

Штраф за некачественно выполненные обязательства зависит от цены контракта и составляет:

  • 3% цены контракта, если она не превышает трех миллионов рублей;
  • 2% – если цена контракта от 3 до 10 миллионов рублей;
  • 1% – если цена выше 10 миллионов рублей.

Если победителем закупочной процедуры является лицо, предложившее самую высокую цену за право заключения госконтракта, то штраф составит:

  • 10% – при цене контракта до 3 миллионов рублей;
  • 5% – при цене контракта от 3 до 50 миллионов рублей;
  • 1% – при цене контракта более 50 миллионов рублей.

Важно учесть, что если только часть обязательств контракта исполнена некачественно, то процент штрафа рассчитывается только от стоимости этой части, на не цены всего контракта.

Штраф может взыскиваться в твердой сумме, если некачественно выполненные условия контракта не имеют материального выражения. Сумма штрафа в таком случае составит:

  • 1000 рублей – если цена контракта меньше 3 миллионов рублей;
  • 5000 – при цене от 3 до 50 миллионов рублей;
  • 10000 – при цене от 50 до 100 миллионов рублей;
  • 100000 – при цене свыше 100 миллионов рублей.

Размер убытков, причиненных заказчику из-за просрочки или некачественного исполнения госконтракта, определяется арбитражным судом на основе данных, представленных проверяющими товары или услуги экспертами.

Как избежать взыскания

Решение о присуждении пени или штрафа принимается арбитражным судом, в ходе которого устанавливаются виновные в нарушении контракта и обстоятельства нарушения.

Согласно ч. 9 ст. 34 закона 44-ФЗ, нарушившая контракт сторона освобождается от выплаты неустоек в пользу контрагента, если сможет доказать, что нарушение условий контракта было допущено по причине:

  • действия непреодолимой силы (например, стихийного бедствия);
  • противоправных действий контрагента.

В качестве доказательств невиновности в нарушении госконтракта исполнитель может предоставить копии отказов заказчика в проведении независимой экспертизы товара или услуги, показания свидетелей о предоставлении услуги заказчику в срок и отказе составлять акт приемки и т. д.

Уменьшить размер неустойки исполнитель или заказчик может только в случае, если контрагент сознательно ее завысил, или если сумма неустойки превысила стоимость неисполненных обязательств, согласно ст. 333 ГК РФ. Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/otvetstvennost-za-neispolnenie.html

Последствия несоблюдения сроков государственного контракта по 44-ФЗ – Макфин

Неисполнение государственного контракта

В данной статье мы поговорим о том, чем грозит для поставщика несоблюдение сроков исполнения обязательств при участии в государственных закупках по 44-ФЗ, каковы последствия несоблюдения сроков государственного контракта по 44-ФЗ. Для упрощения в данной статье мы будем больше говорить о поставке товаров, хотя договора подряда в данном случае регулируются теми же нормами, если не указано иное.

Помните, если у вас возникла спорная ситуация с заказчиком по поводу сроков исполнения госконтракта, последствия могут быть весьма неприятными. Именно для этих целей мы разработали для наших клиентов специальную услугу — юридическое сопровождение при исполнении госконтракта.

Штрафные санкции за несоблюдение сроков государственного контракта

В первую очередь, в государственных контрактах, как и в любых других договорах, прописываются штрафные санкции в соответствии с п.4 статьи 34 44-ФЗ. В соответствии с п.

5 статьи 34 44-ФЗ они состоят из неустойки за каждый день просрочки поставки товара и штрафа за ненадлежащее выполнение условий государственного контракта, зависящего больше от воображения заказчика.

Это может быть штраф за невыполнение сборки, за каждый факт брака или некомплектной поставки.

Уменьшение неустойки при просрочке исполнения государственного контракта

Суды, как правило, не прислушиваются впоследствии к просьбам поставщика об уменьшении неустойки в соответствии со ст.

333 ГК РФ, выплатить неустойку и штраф придется в полном объеме, так как с проектом контракта Вы были ознакомлены, при подаче заявки на участие в государственной закупке Вы дали согласие на исполнение всех условий поставки, и сам государственный контракт Вы также подписали добровольно. Хотя ВАС предусматривает возможность снижения явно несоразмерной убыткам неустойки даже в случае, когда ее размер определен законом.

Примером здесь может служить постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 мая 2013 по делу №А55-30801/2012, согласно которому неустойка была взыскана в полном объеме, а довод поставщика об ограничении конкуренции путем установления срока поставки товара в 1 день вовсе не нашел отклика со стороны суда. Это логично, ведь, подавая заявку, поставщик давал согласие выполнить все условия, указанные в извещении.

Об уменьшении сроков поставки как меры по ограничению конкуренции в государственных закупках мы подробно говорили в другой статье.

Судебная практика по уменьшению неустойки при просрочке по государственному контракту

Однако есть и иные, весьма интересные, примеры: постановление Президиума ВАС РФ от 17 декабря 2013 №12945/13. В данном случае размер неустойки сильно (в 442 раза) превышал размер ставки рефинансирования, одновременно размер неустойки, начисляемой заказчику за несвоевременную оплату поставщику, совпадал со ставкой рефинансирования.

Суд обратил внимание на этот факт и на доводы ответчика о том, что многочисленные аналогичные государственные контракты имеют куда меньший размер неустойки, а заказчик не понес убытков и не доказал свои существенные затруднения от просрочки выполнения заказа. П.

1 статьи 124 ГК РФ говорит о том, что публичные образования выступают в гражданско-правовых отношениях на равных началах с другими физическими и юридическими лицами, что предполагает определенную сбалансированность мер ответственности, а идея контрактной системы в сфере государственных закупок не преследует цели пополнения государственного бюджета за счет карательных штрафных санкций. На тех же доводах базируется и постановление Федерального Арбитражного суда Московского округа от 18 февраля 2014 года по делу №А40-168183/12-151-1326.

Аналогичный пример – постановление Федерального Арбитражного суда Московского округа от 16 июля 2014 по делу №А41-49061/13, в котором суд пошел навстречу поставщику, опираясь на тот факт, что неустойка завышена относительно годовой ставки рефинансирования в 360 раз, общий размер неустойки составлял 60% от стоимости контракта, при этом заказчиком не приведено доказательств убытков от просрочки выполнения контракта. В основу решения была положена ст. 10 ГК РФ о недопустимости осуществления гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу и злоупотребление правом. Неустойка такого большого размера признана неосновательным обогащением.

Таким образом, при существенном превышении неустойки над ставкой рефинансирования, доказать ее необоснованность в суде все-таки можно, основываясь на принципе юридического равенства, закрепленного в п.1 ст.1 ГК РФ.

Установленная законом неустойка за просрочку государственного контракта

В результате частого возникновения подобных случаев, Федеральным законом 396 от 28 декабря 2013 года в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок…» были внесены поправки, обязывающие заказчика устанавливать штрафные санкции в соответствии с Порядком, определенным в Постановлении Правительства РФ №1063 25 ноября 2013 года. Данный порядок внес существенную определенность в размер неустоек и штрафов. Штраф установлен в виде прогрессирующего процента от суммы контракта, а неустойка соответствует 0,003-0,01 ставки рефинансирования за каждый день просрочки. Есть еще один очень важный момент: неустойка в государственном контракте начисляется не на всю сумму контракта, а на ну ту часть, обязательств, которая не была выполнена в срок. Это прямо прописано в п.7 статьи 34 44-ФЗ и в новом порядке. На этот счет есть и Постановление Президиума ВАС РФ от 15.07.2014 №5467/14.

Реестр недобросовестных поставщиков при просрочке государственного контракта

Помимо штрафных санкций, у поставщика при невыполнении поставки в срок существует и другой риск: в соответствии с п.

2 статьи 104 44-ФЗ поставщик, государственный контракт с которым расторгнут по решению суда или в результате одностороннего отказа заказчика в связи с существенным нарушением условий контракта, должен быть внесен в реестр недобросовестных поставщиков. В соответствии с п.

9 статьи 95 44-ФЗ заказчик имеет право на односторонний отказ от исполнения контракта в соответствии с Гражданским законодательством, если это было предусмотрено контрактом. Однако понятие существенного нарушения условий контракта имеет оценочный характер.

Существенные условия нарушения государственного контракта

Сроки выполнения контракта являются одной из наиболее частых причин обращения государственных заказчиков и поставщиков в суд. Существенным нарушением судом признается такое нарушение, в результате которого стороне причинен ущерб, в результате которого она в значительной мере лишается того, на что могла бы претендовать при должном исполнении контракта, в соответствии с п.2 ст.450 ГК РФ.

В соответствии с п.1 ст.708 ГК РФ сроки выполнения работ являются существенным условием договора подряда, в соответствии со ст.506 ГК РФ сроки поставки товара являются существенным условием договора поставки. П.2 ст.

715 ГК РФ говорит нам о том, что нарушение сроков выполнения работ является существенным нарушением и дает право заказчику отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке. Что же касается поставки товаров, то п.2 ст.

523 ГК РФ устанавливает в качестве существенного нарушения, достаточного для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, только неоднократное нарушение сроков поставки товара. В одной из следующих статей мы расскажем, какие существуют хитрости по законному увеличению сроков поставки товара.

Судебная практика по просрочке государственных контрактов

Существует огромное количество судебных решений, по которым государственные контракты расторгались в связи с просрочкой выполнения работ.

Стоит также отметить, что хотя мнения судов и разнятся, все же чаще неустойку взыскивают даже при условии расторжения контракта, так как расторжение контракта ведет к прекращению обязательств на будущее, но не лишает кредитора права взыскать с должника сумму основного долга и наложить на него имущественные санкции. Однако, на наш взгляд, очень важно обратить внимание на постановление Президиума ВАС от 12 апреля 2011 №12363/10, в котором сказано, что доводов истца о нарушении ответчиком сроков поставки недостаточно для расторжения договора в судебном порядке, необходимо предоставить доказательства причиненного ущерба в соответствии со ст.450 ГК РФ. Кроме того, заказчику важно соблюсти процедуру, определенную статьей 95 44-ФЗ.

Как видите, с одной стороны, последствия нарушения сроков исполнения государственного контракта для поставщика достаточно печальны, однако существует масса нюансов, позволяющая этих последствий избежать.

Позиции судов по каждому из этих нюансов двоякие, для положительного решения требуется серьезная проработка каждого конкретного случая, в Ваших доводах каждое слово будет иметь решающее значение, поэтому настоятельно рекомендуем Вам обратиться к профессионалам в этой области.

Специалисты нашей компании помогут Вам отстоять Ваши интересы в спорах заказчиком, антимонопольными органами и в суде.

Автор статьи – Москалева Анастасия Владимировна.

Все ссылки на нормативные акты приведены по состоянию на 7 февраля 2014.

Понравилась публикация? Поделитесь ей в соцсетях:

Источник: https://MakFin.ru/goszakupki-i-pravo/posledstviya-nesoblyudeniya-srokov-gosudarstvennogo-kontrakta-po-44-fz/

Чем грозит неисполнение условий контракта по 44-ФЗ заказчику и исполнителю

Неисполнение государственного контракта

Из этой статьи вы узнаете:

  • Обязанности сторон по 44-ФЗ
  • Типичные примеры неисполнения контракта по 44-ФЗ
  • О правовом регулировании ответственности сторон по 44-ФЗ
  • Виды неустойки из-за неисполнения условий контракта по 44-ФЗ
  • Как рассчитать размер штрафа заказчику
  • Как рассчитать размер штрафа поставщику
  • Как уплатить пени и штрафы
  • Можно ли избежать штрафов и пени

Министерством юстиции России обнародован проект нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Планируется, что он вступит в силу с 01.01.2021 г. Отдельная глава 28 в новом КоАП разъясняет, к чему приведет неисполнение условий контракта по 44-ФЗ.

Новый закон о госзакупках № 44-ФЗ хотя и детально регулирует отношения, связанные с заключением и исполнением контрактов, но все же вызывает и много вопросов. Постараемся выяснить, чем грозит неисполнение условий контракта по 44-ФЗ для заказчика и исполнителя, и можно ли избежать штрафных санкций.

Обязанности сторон по 44-ФЗ

Статья 94 закона о госзакупках устанавливает комплекс мер, которые позволяют осуществить закупку. При этом заказчик и исполнитель действуют в рамках ГК РФ и закона 44-ФЗ. Речь идет о таких действиях:

  • Приемка всего объема ТРУ либо отдельных этапов в соответствии с условиями соглашения. Сюда же относится осуществление экспертной оценки предоставленных ТРУ или этапов выполнения условий контракта.
  • Оплата покупателем оказанных в рамках соглашения услуг либо отдельных частей работы по договору.
  • Взаимодействие сторон при внесении изменений в условия договора или расторжения последнего по ст. 95 закона 44-ФЗ. А также применение мер и совершение иных действий при неисполнении условий контракта по 44-ФЗ исполнителем или заказчиком.

Заказчикам нужно понимать, что они могут столкнуться с недобросовестными поставщиками, которые не только не выполнят свои обязательства по соглашению, но и нанесут таким образом урон хозяйственной деятельности.

Часть 4 ст. 34 закона 44-ФЗ требует, чтобы в тексте договора содержалось условие об ответственности сторон за неисполнение условий по контракту или их ненадлежащее исполнение. Постановление Правительства РФ № 1042 от 30.08.2017 г.

устанавливает принцип начисления пени и штрафов участникам закупочного процесса.

Данное положение называется «Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом».

Типичные примеры неисполнения контракта по 44-ФЗ

Среди наиболее распространенных примеров неисполнения условий контракта по 44-ФЗ поставщиком и заказчиком стоит перечислить:

  1. Выполнение работ на момент прекращения контракта.
  2. Выполнение неполного объема работ, указанного в договоре.
  3. Несоблюдение условий, касающихся качества услуг.
  4. Пропуск установленного для оплаты времени.

Согласно ч. 5 ст. 34 закона 44-ФЗ, если покупатель нарушает сроки исполнения обязательств, поставщик может потребовать выплаты пени и штрафов по условиям договора. Отметим, что в п. 6 данной статьи заказчик получает точно такое же право.

Оговоримся, что заказчик не имеет права самостоятельно принимать решение относительно начисления пени, штрафов за нарушение существенных условий контракта по 44-ФЗ.

Если его не устраивает то, каким образом были выполнены условия договора, либо исполнитель не соблюдает сроки, начисляется неустойка.

Кроме того, в тексте соглашения должен быть прописан порядок такого начисления – об этом говорится в п. 4 ст. 34 закона о госзакупках.

Организатор торгов не может изменить порядок начисления пени и штрафов, зафиксированный на законодательном уровне, даже если стороны придут к соответствующему соглашению.

Закон устанавливает ряд случаев, в которых заказчик не должен требовать выплату пени и штрафов. Именно так (согласно ст.

93 закона 44-ФЗ) поступают во время закупок у единственного поставщика на сумму 300 000 или 600 000 рублей.

Данное правило распространяется на ситуации, когда предметом торгов становится поставка медикаментов, посещение зоопарка, театра, других мероприятий развлекательного характера.

Правовое регулирование ответственности сторон по 44-ФЗ

Основными документами, устанавливающими ответственность заказчика и исполнителя, считаются:

  • закон о госзакупках;
  • Постановление Правительства № 1042;
  • Административный кодекс;
  • ГК РФ.

Источник: https://cett.biz/poleznaya-informaciya/statii/chem-grozit-neispolnenie-usloviy-kontrakta-po-44-fz/

Как не платить штраф в госзакупках

Неисполнение государственного контракта

В госзакупках заказчики обязаны привлекать поставщиков к ответственности за нарушение обязательств по контракту.

За неисполнение контракта могут оштрафовать на крупную сумму, а за просрочку — начислить пеню. Но иногда заказчики требуют лишнего. Так было у поставщика мягкого инвентаря — полотенец, покрывал, одеял, постельного белья и другой текстильной продукции.

Несмотря на то что компания поставила все товары по контракту, заказчик обратился в суд с иском о взыскании штрафов и пени за просрочку и убытки — всего 93 315,76 Р.

Причина — поставщик не сразу привез мягкий инвентарь надлежащего качества и заменил его уже после того, как истек срок поставки товаров.

В статье расскажу, какая ответственность грозит за поставку товара ненадлежащего качества в госзакупках и как доказать, что поставщик не обязан платить штраф, если заменил товар.

Органам власти, государственным и муниципальным учреждениям для работы нужны услуги или товары со стороны: текстиль, продукты питания, услуги охраны и т. п. Но они не могут просто так взять и что-то купить или заказать у поставщика, который им больше понравился.

Поставщиков определяют через систему государственных и муниципальных закупок по закону 44-ФЗ. Эту систему придумали, чтобы бюджетные деньги не разворовывались. Поэтому госзакупки строго регулирует государство. Вот как это работает.

Например, больница планирует закупить средства индивидуальной защиты. Она пишет техзадание на закупку: что именно нужно, в каком количестве и когда.

Определяет требования к поставщику и условия закупки, например преимущества для субъектов малого предпринимательства, ограничения для иностранных товаров. Затем публикует объявление о торгах на сайте госзакупок.

Поставщики подают заявки, предлагают цену. Далее больница подводит итоги торгов и определяет победителя. С ним заказчик заключает контракт.

В контракте фиксируются все важные требования, как в обычном договоре: что нужно сделать, когда, за сколько и на каких условиях. Контракт необходимо исполнить строго по этим требованиям. Например, если в заявке на тендер были указаны характеристики товара, то именно такой товар и нужно будет привезти.

Контролеры проверяют, как заказчик принимал товар, оценивают результат работ. Смотрят, соответствуют ли товары или работы условиям контракта, требовал ли заказчик от контрагентов неустойку за нарушение контракта. Если нет, то контролеры в акте проверки напишут, что заказчик нарушил закон о госзакупках: не привлек поставщика к ответственности.

В статье речь пойдет о штрафах и пенях по контракту, поэтому подробно расскажу, в каких именно случаях заказчик может их начислить.

Для расчета штрафа обязательства поставщиков и исполнителей делят на две группы:

  1. Те, которые имеют стоимостное выражение, например обязательство поставить товар за определенную цену.
  2. Те, которые денежного выражения не имеют, например обязанность представить документы на товар — сертификаты, декларации соответствия, регистрационные удостоверения и т. п.

За нарушение неденежных обязательств размер штрафа за каждое нарушение составит от 1000 Р — если цена контракта не превышает 3 000 000 Р, до 100 000 Р — если цена контракта превышает 100 000 000 Р.

Размер штрафа за нарушение обязательства, которое имеет стоимостное выражение, тоже обычно зависит от цены контракта. Так, если цена контракта до 3 000 000 Р, штраф составит 10% от цены контракта за каждое нарушение. При цене контракта от 3 000 000 Р до 50 000 000 Р штраф составит 5%. А если цена контракта от 50 000 000 Р до 100 000 000 Р — 1%.

Например, детский сад заключил контракт с поставщиком фруктов на 1 000 000 Р: 800 000 Р — стоимость яблок, 200 000 Р — груш. Поставщик привез яблоки, а груши оказались гнилые. Заказчик их не принял. Срок действия контракта истек, а хорошие груши поставщик так и не привез. В этом случае заказчик вправе потребовать у поставщика уплатить штраф — 10% от цены контракта, то есть 100 000 Р.

Штраф считают от начальной максимальной цены контракта, когда торги после снижения до нуля пошли на повышение. По итогам таких торгов победитель не только поставит товар, но еще и заплатит заказчику за это.

Если по итогам торгов на повышение предложенная победителем цена будет ниже начальной максимальной цены контракта, то штраф будут считать в процентах от начальной цены. Если же цена контракта будет выше начальной максимальной цены, то штраф будут считать от итоговой цены контракта.

Например, детский сад объявил электронный аукцион на закупку фруктов на 2 000 000 Р. Это начальная максимальная цена контракта, с которой начинаются торги.

В ходе аукциона цена была снижена до нуля, после чего торги пошли на повышение.

То есть участники уже предлагали не цену, по которой они готовы поставить фрукты, а цену, которую готовы заплатить за то, чтобы бесплатно поставить фрукты детскому саду.

В ходе торгов на повышение лучшая для заказчика цена составила 150 000 Р. В итоге победитель должен будет заплатить детскому саду 150 000 Р за право заключить контракт и бесплатно привезти фрукты в требуемом количестве и качестве. Если он не поставит фрукты, то должен еще и уплатить штраф — 10% от начальной максимальной цены контракта, то есть 200 000 Р.

Пени. Пеня — это другой вид неустойки. В отличие от штрафа она начисляется не за нарушение контракта, а за просрочку исполнения обязательства — нарушение сроков поставки товара, выполнения работ или оказания услуг. То есть если поставщик не привез груши или привез гнилые, его оштрафуют. А если он привез хорошие груши, но позже срока по контракту — начислят пеню.

Например, поставщик привез груши вовремя, а яблоки с опозданием на 10 дней. Заказчик их принял и потребовал пеню в размере 1/300 ключевой ставки за каждый день просрочки. Такое требование законно. При этом пеня считается от цены контракта, уменьшенной на стоимость исполненного обязательства. Так как груши привезли вовремя, то пеня будет считаться от стоимости яблок — 800 000 Р.

Размер пени за день просрочки составит:

800 000 Р × 1/300 × 5,5% = 146,67 Р

За 10 дней просрочки:

146,67 Р × 10 дней = 1466,7 Р

Если же груши оказались гнилые, то за просрочку поставки хороших груш заказчик тоже насчитает пеню. А если поставщик так и не заменит груши, то и штраф.

Заказчики часто требуют от поставщика уплаты и штрафов, и пени, даже если поставщик в итоге привез товар. Это неправильно. В нашем примере, если поставщик все-таки поставит хорошие груши, пусть и с просрочкой, штраф он платить не должен — только пени.

Именно такую ошибку допустил заказчик контракта на поставку мягкого инвентаря, когда пытался взыскать с поставщика одновременно штрафы и пени за поставку товаров ненадлежащего качества.

Вот как поставщику удалось добиться справедливости и не уплачивать лишние штрафы.

Как вести бизнес без штрафовЗарабатывать больше и не нарушать закон. Раз в месяц — в нашей рассылке для предпринимателей

Центр соцобслуживания и поставщик текстиля 22 июля 2019 года заключили муниципальный контракт на поставку мягкого инвентаря. По его условиям поставщик должен был привезти полотенца, одеяла, покрывала и другой текстиль в течение 7 дней, то есть до 29 июля. За это заказчик должен был заплатить ему 355 453,89 Р.

Поставщик текстиля привез все товары 13 августа — на 15 дней позже срока. Центр соцобслуживания при приемке изделий установил несоответствие некоторых из них условиям контракта:

  1. Одеяла не подошли по размерам.
  2. На покрывала не было сертификатов качества.
  3. На полотенцах не было информации о плотности ткани.
  4. Наименования наматрасников и наволочек не соответствовали заявленным.

Заказчик составил мотивированный отказ от приемки этих товаров и 26 августа направил поставщику текстиля претензию — потребовал их заменить. Кроме того, центр соцобслуживания требовал уплатить:

  1. Штраф за поставку товаров ненадлежащего качества — 35 545,38 Р.
  2. Штраф в размере 1000 Р за отсутствие сертификатов.
  3. Пени за просрочку поставки товаров на 15 дней — 1288,52 Р.

Поставщик заменил непринятые товары, и 9 сентября центр соцобслуживания согласился принять весь текстиль, кроме полотенец. По поводу их качества возник спор. Поставщик текстиля представил протоколы испытаний полотенец, но заказчик в них усомнился и обратился в экспертную организацию. Специалисты решили, что полотенца не соответствовали условиям контракта.

Заказчик снова обратился к поставщику с претензией и потребовал:

  1. Заменить полотенца.
  2. Уплатить еще один штраф за ненадлежащую поставку — 35 545,38 Р.
  3. Уплатить штраф за ненадлежащие протоколы испытаний — 1000 Р.
  4. Возместить расходы на проведение экспертизы — 18 936,48 Р.

В случае отказа пригрозил судом.

Поставщик текстиля заменил полотенца 11 декабря и таким образом полностью исполнил контракт. Однако требования центра соцобслуживания уплатить неустойки и возместить расходы на экспертизу не выполнил. Тогда заказчик обратился в суд.

В декабре 2019 года центр соцобслуживания обратился с иском в Арбитражный суд Красноярского края. Этот суд стороны определили в контракте.

Общая сумма требований составила 93 315,76 Р, а с учетом госпошлины — 97 048,76 Р.

Расчет исковых требований центра соцобслуживания: штрафа, пени и убытков Отзыв на иск и возражения истца

Поставщик мягкого инвентаря подготовил отзыв на иск: указал, что заменил все непринятые товары, поэтому оснований для взыскания штрафа нет.

Так поставщик текстиля хотел отбить основное требование о взыскании штрафов за ненадлежащие поставки в размере 71 090,76 Р.

Центр соцобслуживания попытался опровергнуть доводы ответчика и направил в суд возражения на отзыв.

Истец написал, что определение Верховного суда, на которое ссылался поставщик, устарело: оно было принято, когда еще действовало старое постановление правительства о штрафах в госзакупках 2013 года.

Это постановление утратило силу, когда в 2017 году приняли новое — № 1042. Центр соцобслуживания считал, что позиция Верховного суда якобы не актуальна.

Суд согласился с позицией поставщика и 4 марта своим решением отказал в удовлетворении требования о взыскании штрафов в размере 71 090,76 Р.

Суд не стал выносить мотивированное решение по делу, где объяснил бы свои выводы: так можно по закону. Но очевидно, что судья счел доводы поставщика убедительными.

Ответчик заменил непринятые товары, и истец их принял — это доказывали акты о приемке. Поэтому истец не вправе взыскивать с него штраф.

Таким образом, суд подтвердил правовую позицию Верховного суда: замена ненадлежащего товара на надлежащий исключает взыскание штрафа.

Что касается других требований, то суд решил взыскать с поставщика:

  1. Штраф за документы — 2000 Р.
  2. Расходы на экспертизу — 18 936,48 Р.
  3. Пеню в меньшем размере — 872,75 Р из-за того, что ЦБ снизил ключевую ставку.
  4. Госпошлину — 872 Р, это также меньше того, что просил истец.

Решение поставщика устроило, поэтому обжаловать его он не стал. Истец апелляционную жалобу также не подавал.

Последним актом этого судебного процесса стало определение суда от 25 мая 2020 года о взыскании с истца 7000 Р расходов на юриста.

Также поставщику удалось вернуть 7000 Р на услуги юриста

Поставщики не обязаны платить штрафы за неисполнение контракта, если после поставки товаров ненадлежащего качества заменят его на товары, которые соответствуют условиям контракта. В таком случае заказчик может начислить только пеню за нарушение сроков поставки, если поставщик их нарушил.

Аналогичную позицию в отношении штрафов суды занимают и при других нарушениях условий контрактов в госзакупках.

При поставке некомплектного товара. Если поставщик изначально поставит некомплектный товар или товар с нарушением условия об ассортименте или вообще поставит лишь часть товара, но впоследствии устранит нарушение, оснований для взыскания штрафа не будет.

Например, заказчик закупает комплект мебели: шкаф, стол и 12 стульев. Шкаф и стол привезли, а вместо 12 стульев поставили только 6. Если поставщик исправится и привезет недостающие стулья, то штрафовать его заказчик не вправе.
  1. В публичных закупках заказчики по закону обязаны привлечь поставщика к ответственности за нарушение условий контракта.
  2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта придется заплатить штраф.
  3. Размеры штрафов определяются правительством и зависят от стоимости контракта. Штрафы могут достигать 10% от цены контракта за каждый факт нарушения.
  4. В отличие от штрафа пеня начисляется не за факт нарушения контракта, а за просрочку исполнения обязательства — нарушение сроков поставки товара, выполнения работ или оказания услуг.
  5. Размер пени — 1/300 ключевой ставки Банка России за каждый день просрочки от цены контракта, уменьшенной на стоимость исполненного обязательства.
  6. Если поставщик заменит ненадлежащий товар, заказчик не вправе требовать уплатить штраф. Но может требовать пеню, если была просрочка.

Источник: https://journal.tinkoff.ru/goszakupki-penalty/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.