Неиспользуемые земли

Содержание

Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2020 г. № 1482 “О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации” (документ не вступил в силу)

Неиспользуемые земли

В соответствии со статьей 6 Федерального закона “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые признаки неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 г.

N 369 “О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 18, ст. 2230).

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М. Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением ПравительстваРоссийской Федерации

от 18 сентября 2020 г. N 1482

Признаки
неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации

1. Признаками неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению являются:

наличие на 50 и более процентах площади земельного участка зарастания сорными растениями по перечню согласно приложению и (или) древесно-кустарниковой растительностью (за исключением поле- и лесозащитных насаждений, плодовых и ягодных насаждений), и (или) наличие дерна, характеризующегося переплетением корней, побегов, корневищ многолетних сорных растений, глубина которого достигает 15 и более сантиметров (за исключением наличия дерна на земельных участках, предназначенных и используемых для выпаса сельскохозяйственных животных), и (или) распространение деградации земель;

наличие признаков, указанных в абзаце втором настоящего пункта, на 20 и более процентах площади земельного участка, отнесенного в установленном порядке к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям.

При этом признаки, указанные в настоящем пункте, считаются признаками неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению, если одновременно с ними отсутствует ведение сельскохозяйственной деятельности на оставшейся площади земельного участка либо ведение такой деятельности менее чем на 25 процентах площади земельного участка:

а) выращивание сельскохозяйственных культур и обработка почвы – на земельном участке, предназначенном для растениеводства (за исключением садоводства);

б) работы по закладке, выращиванию, уходу за многолетними плодовыми и ягодными культурами, виноградом и иными многолетними культурами и уборке их урожая – на земельном участке, предназначенном для садоводства или выращивания многолетних насаждений;

в) работы по возделыванию и уборке однолетних и многолетних трав (сенокошение, заготовка зеленых, сочных и грубых кормов), разведению и (или) выпасу сельскохозяйственных животных – на земельном участке, предназначенном для животноводства;

г) работы по разведению, содержанию и использованию пчел, размещению ульев, зимовника; пасечной постройки для обработки продукции пчеловодства, хранения сотовых рамок, пчеловодного инвентаря, иных объектов и оборудования, необходимого для пчеловодства и разведения иных полезных насекомых, а также работы по возделыванию медоносных (энтомофильных) культур, кустарников и деревьев, перечень которых определяется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, – на земельном участке, предназначенном для пчеловодства;

д) работы по выращиванию подроста деревьев и кустарников, саженцев, сеянцев, используемых в сельском хозяйстве, а также иных сельскохозяйственных культур для получения рассады и семян, обработке почвы – на земельном участке, предназначенном для питомников;

е) работы, предусмотренные подпунктами “а” – “д” настоящего пункта, – на земельном участке, предназначенном для сельскохозяйственного производства или для научного обеспечения сельского хозяйства.

2. Признаками использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с нарушением законодательства Российской Федерации являются:

а) наличие на земельном участке постройки, имеющей признаки самовольной;

б) загрязнение земельного участка химическими веществами, в том числе радиоактивными, отходами производства, отнесенными в соответствии с законодательством Российской Федерации к I и II классу опасности;

в) захламление земельного участка иными предметами, не связанными с ведением сельского хозяйства, на 20 и более процентов площади земельного участка;

г) наличие на земельном участке, на котором осуществлена высадка сельскохозяйственных культур, сильной засоренности сорными растениями по перечню, предусмотренному приложением к настоящему документу: для малолетних сорняков на 1 м2 свыше 250 штук; для многолетних, карантинных сорняков на 1 м2 свыше 8 штук, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 настоящего документа.

Примечания: 1.

Для целей настоящего документа площадью земельного участка является площадь, содержащаяся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, либо при отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости таких сведений – в правоустанавливающих и правоудостоверяющих документах на земельный участок, иных документах, подтверждающих площадь и границы такого земельного участка.

2. Признаки, указанные в пунктах 1 и 2 настоящего документа, не учитываются, если они выявлены на площади частей земельных участков:

а) на которых расположены здания и сооружения, защитные лесные насаждения, водоемы и водотоки;

б) которые включены в границы особо охраняемых территорий и зон с особыми условиями использования территорий, использование которых для целей ведения сельского хозяйства ограничено в соответствии с правовым режимом таких территорий и зон;

в) которые подвержены деградации, вызванной чрезвычайной ситуацией или чрезвычайным явлением;

г) в отношении которых проводятся работы по рекультивации или консервации земель в установленном порядке;

д) которые находятся под парами, то есть свободные от возделываемых сельскохозяйственных культур для повышения плодородия и накопления влаги в почве на срок не более 2 лет;

е) которые непригодны для сельскохозяйственного производства или иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, если их наличие не связано с действиями (бездействием) правообладателя земельного участка.

ПРИЛОЖЕНИЕ
к признакам неиспользованияземельных участков из земельсельскохозяйственного назначенияпо целевому назначению или использованияс нарушением законодательства

Российской Федерации

Многолетние сорные растения

Корневищевые – пырей ползучий, хвощ полевой, колосняк ветвистый (острец), свинорой пальчатый, сорго алеппское (гумай), сныть обыкновенная, лютик ползучий, борщевик Сосновского, тысячелистник обыкновенный, пижма обыкновенная, мята полевая, чина клубненосная, тростник южный.

Корнеотпрысковые – осот полевой, бодяк полевой, все виды молочая, горчак розовый, вьюнок полевой (березка), латуки – татарский и компасный.

Стержнекорневые – одуванчик лекарственный, полынь обыкновенная.

Малолетние сорные растения

Яровые – овес пустой (овсюг), плевелы – расставленный, льняной и опьяняющий, ежевник петушье (куриное) просо, мышей – зеленый и сизый, мятлик однолетний, марь белая, солянки южная и холмовая (курай, перекати-поле), щирицы – назад запрокинутая, жминдовидная и белая, звездчатка средняя (мокрица), горчица полевая, капуста полевая, редька дикая, конопля, гречиха татарская (кырлык), пикульники – все виды, гречишка вьюнковая, горец щавелелистный, горец птичий, торица полевая, череда трехраздельная, ромашка пахучая, дымянка лекарственная, мелколепестник канадский, липучки – пониклая и отклоненная, кривоцвет полевой, крестовник обыкновенный, желтушник левкойный, жерушник болотный, дурнишники – колючий и зобовидный, канатник Теофраста, лебеда татарская, живокость полевая, циклахена дурнишниковая, подмаренник цепкий, подсолнечник сорно-полевой, просо сорное, мак-самосейка, портулак огородный, якорцы наземные, золотарник канадский.

Зимующие – гулявник высокий, ярутка полевая, пастушья сумка обыкновенная.

Озимые – костер ржаной и полевой, рыжик – мелкоплодный, метлица обыкновенная (метла), фиалка полевая.

Двулетники – чертополохи разных видов, белена черная, донник – желтый и белый, ромашка непахучая, смолевка белая, яснотки – пурпурная и стеблеобъемлющая.

Сорные растения – паразиты

Заразиха ветвистая, подсолнечниковая и египетская

Карантинные объекты, отсутствующие на территории Российской Федерации

Бузинник пазушный (ива многолетняя) (Iva axillaris Pursh.)

Ипомея плющевидная (Ipomoea hederacea L.)

Ипомея ямчатая (Ipomoea lacunosa L.)

Паслен каролинский (Solanum carolinense L.)

Паслен линейнолистный (Solanum elaeagnifolium Cav.)

Подсолнечник реснитчатый (Helianthus ciliaris DC.)

Стриги (все виды) (Striga spp.)

Ценхрус малоцветковый (Cenchrus pauciflorus Benth.)

Череда волосистая (Bidens pilosa L.)

Карантинные объекты, ограниченно распространенные на территории Российской Федерации

Амброзия многолетняя (Ambrosia psilostachya DC.)

Амброзия полыннолистная (Ambrosia artemisiifolia L.)

Амброзия трехраздельная (Ambrosia trifida L.)

Горчак ползучий (Acroptilon repens DC.)

Паслен колючий (Solanum rostratum Dun.)

Паслен трехцветковый (Solanum triflorum Nutt.)

Повилики (Cuscuta spp.)

Прострел (подснежник, сон-трава, Pulsatilla)

Горицвет весенний (адонис весенний, стародубка, Adonis vernalis)

Ломонос (княжик сибирский, Atragene sibirica)

Клопогон (клоповник, Cimicifuga)

Вех ядовитый (цикута, Cicuta)

Болиголов (Conium)

Вороний глаз (Paris)

Волчеягодник (волчье лыко, дафне, Daphne)

Копытень (Asarum)

Чернокорень (куриная слепота, Cynoglossum officinale)

Чемерица (Veratrum)

Заново установлены признаки неиспользования с/х земель по целевому назначению или использования с нарушением законодательства. Они заменят признаки 2012 г.

Признаки неиспользования определены с учетом периода и факта неиспользования, распространения негативных процессов при одновременном отсутствии признаков ведения с/х производства.

В частности, определен перечень сорняков. Их доля не должна превышать 50%.

Признаки использования земель с нарушением определены с учетом законодательства, касающегося видов отходов и их классов опасности в зависимости от степени негативного воздействия, захламления участков, а также степени засоренности с/х культур сорняками.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74564078/

Оборотная сторона земли: почему в России остаются невостребованными сельхозугодья

Неиспользуемые земли

Проблему возвращения в оборот заброшенных сельскохозяйственных земель в последнее время активно обсуждают в России. В начале февраля решить вопрос с их статусом правительству поручил президент страны.

В понедельник, 17 февраля, этой теме было посвящено заседание профильного комитета Госдумы. На этом фоне с собственными инициативами выступают и в регионах.

«Известия» поговорили с экспертами и фермерами о том, что сегодня мешает вернуть земли в оборот, почему «возвращать» участки нужно выборочно и как вообще узнать, сколько земли в России.

Земельный вопрос

В конце прошлого декабря вопрос возвращения в оборот заброшенных земель сельскохозяйственного назначения подняли на заседании Госсовета, посвященном развитию сельского хозяйства. Перечень поручений президента по итогам заседания был опубликован 13 февраля. Тема заброшенных земель в нем стала одной из ключевых.

В частности, правительству поручено подготовить изменения в законодательство, которые бы упростили возвращение в оборот угодий, находящихся в долевой собственности, а также утвердить государственную программу «эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации». Госпрограмма должна в том числе включать сбор и систематизацию данных о землях сельскохозяйственного назначения, проведение землеустроительных и кадастровых работ.

Вскоре после этого, 17 февраля, комитет Госдумы по аграрным вопросам провел парламентские слушания «О мерах по совершенствованию оборота, рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения».

В обсуждение включились и регионы. В Брянской области рассказали о готовности ввести в оборот все заброшенные земли за два года.

В Счетной палате Самарской области отчитались об итогах недавно проведенной проверки, в ходе которой выяснилось, что из нескольких десятков выборочно осмотренных сельскохозяйственных участков по назначению использовалась половина — остальные или не использовались вовсе, или (реже) использовались в других целях. В Ивановской области рассказали, что уже с 22 февраля вступает в силу региональный закон, по которому участки такой земли должны предоставлять фермерам безвозмездно.

Экономическая нецелесообразность

Проблему начали обсуждать в России в середине 2010-х. Тогда же их впервые за долгое время попытались посчитать. Но точной информации о том, сколько именно земли пустует, до сих пор нет.

Так, по данным Росреестра, за организациями и гражданами числится 193,2 млн га сельхозугодий, при этом всего в России 222 млн га таких земель. Получается, что не используется из них почти 100 млн га, рассказывает «Известиям» директор научно-исследовательского центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Наталья Шагайда.

— Но это расчеты, основанные на данных, актуальность которых очень давно не проверяли. За исключением того, что проверила сельскохозяйственная перепись 2016 года. За сельхозпредприятиями, которые нашли переписчики, числится 142,7 млн га. Из них не используется 17,7 млн га, — рассказывает эксперт.

В большинстве случаев, по ее словам, это участки, оставленные в силу естественных причин. В том числе большие массивы пастбищ пустеют из-за сокращения поголовья скота (по данным, опубликованным РБК в феврале 2020-го, поголовье крупного рогатого скота в стране с 2013 по 2018 год сократилось почти на 6%).

Выведение из оборота части земель — естественный экономический процесс. Если какая-то земля не используется, это говорит о том, что она просто не востребована в современных экономических условиях, уверена директор по аграрной политике НИУ ВШЭ, принимавшая участие в подготовке доклада к заседанию Госсовета, по итогам которого были сформулированы поручения, Евгения Серова.

— Всегда есть маргинальные земли, которые выводятся из обращения, когда их становится невыгодно использовать. В советское время существовала установка, в рамках которой старались распахать всё вплоть до Полярного круга.

Когда страна перешла к рыночной модели, естественно, много такой земли оказалось маргинальной (то есть неэффективной при существующих ценах и прочих экономических параметрах) и выбыло из обращения. Так, в Саудовской Аравии одно время ввели программу собственного производства пшеницы.

Через какое-то время поняли бесперспективность этой программы и прекратили сеять пшеницу в песках. Получается, мы можем сказать, что у них образовалось много «заброшенной сельскохозяйственной земли», — отмечает эксперт.

Возросшая эффективность отечественного сельского хозяйства — еще один фактор, который приводит к тому, что часть участков остается невостребованной, подчеркивает она. Об этом, по ее словам, свидетельствует тот факт, что в традиционно сельскохозяйственных регионах урожайность отмечается высокая.

— На наиболее эффективных землях сегодня урожайность кратно превысила показатели советских времен — это значит, что часть земель просто не нужна для производства. Это же отличный результат с точки зрения устойчивости развития, то есть развития, ассоциированного с ростом эффективности использования ресурсов, — рассуждает Евгения Серова.

На современном этапе больший прирост производства дает интенсификация, применение инноваций, а не вовлечение новых площадей земли, согласна Наталья Шагайда. Последнее, по ее мнению, может быть актуально только в одном случае — если это даст реальную возможность обеспечить работой жителей конкретных поселений и увеличить их достаток.

При этом вовлечение в оборот большого количества земель, по мнению Евгении Серовой, может привести к перепроизводству и к снижению внутренних цен на сельскохозяйственную продукцию. В то же время, когда рынок потребует расширения производства, многие сегодня заброшенные земли могут оказаться вновь востребованными. «Но стимул должен идти от рынка, а не от регулятора», — уверена эксперт.

Массовый ввод сельхозземли в оборот неизбежно будет иметь также и последствия для экологии, предупреждает Евгения Серова.

Во-первых, это приведет к резкому разовому выбросу СО2, который нужно будет как-то компенсировать в рамках обязательств по Парижскому соглашению.

Во-вторых, такие участки нужны для сохранения биоразнообразия: они естественным образом служат резервными территориями, на которых сохраняется генетический потенциал.

Ранее о необходимости прояснить статус бывших сельскохозяйственных земель, которые за время запустения поросли лесным массивом, также говорили экологи.

Хозяйство за миллион

Земли будут вовлекаться в оборот естественным путем, если для тех, кто их возделывает, будут созданы необходимые условия, полагает большинство экспертов.

Пока же наличие большого количества «свободной» земли — это не проблема земли как таковой, а результат других проблем, с которыми сталкиваются современные фермерские хозяйства, рассказывает заместитель председателя Московского крестьянского союза, член Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР), фермер Сергей Балаев.

— Давайте посмотрим на это с другой стороны. В стране резко сократилось количество фермерских хозяйств. Почему люди бросают хозяйства? Основная причина — фермерам недоступны деньги. Кредиты им не то чтобы не дают, но количество одобренных заявок по сравнению с заявками поданными несравнимо. При этом агрохолдингам, конечно, кредиты дают на раз, — рассуждает он.

Отсутствуют и доступные точки сбыта: сельскохозяйственных рынков недостаточно, на те, которые остались, попасть можно только через перекупщиков, но продажи там, скорее всего, не будут покрывать издержек, уверен собеседник издания: «Основные продажи идут через торговые сети, но вход туда для фермеров пока закрыт по целому ряду причин. От незаинтересованности в сотрудничестве со стороны сетей до сложностей с обращением со свежей продукцией — ее нужно хранить особым образом, реализовать в короткие сроки и так далее».

Сократить издержки можно, если развивать сельское хозяйство на землях, расположенных поблизости от крупных городов, где есть возможность наладить сбыт и обеспечена инфраструктура. Однако такие участки сегодня чаще всего рассматриваются как предназначенные под ИЖС, рассуждает глава Ассоциации крестьянских (фермерских) подсобных хозяйств и кооперативов Михаил Шконда.

— Это в том числе позиция муниципалитетов. В Ленинградской области есть прецеденты, когда такие земли фермерам предлагают в аренду за миллион рублей в год — понятно, что никакое хозяйство они там вести не смогут, — объясняет собеседник издания.

Кроме того, до сих пор сложно бороться с недобросовестными собственниками такой земли. По закону сельскохозяйственные земли могут использоваться только по прямому назначению. Если этого не происходит, земля застраивается или не возделывается вовсе, участок у владельца может быть изъят.

Однако для этого земли должны быть оформлены должным образом, объясняет фермер. Этого многие не делают — умышленно или просто потому, что получили их почти случайно в 1990-е и никогда не планировали ими заниматься.

Отследить таких владельцев, чтобы изъять у них участки для возвращения в оборот, сегодня крайне сложно.

Тем временем бесхозная земля зарастает лесом, а процесс ее рекультивации в сегодняшних условиях требует не только больших затрат, но и дополнительных согласований.

— В первую очередь нужно вырубить лес. Если земля государственная, вы не можете сделать это просто так. Вы должны разработать проект. Потом вы должны получить разрешение на вырубку.

Потому что иначе вам могут предъявить претензию за то, что вы вырубили лес. Если вы не вырубили лес, то вам тоже предъявят претензии.

Просто это будут разные органы — если лес стоит, вам предъявит претензии Россельхознадзор, а если лес срублен — накажет лесничество, — говорит Михаил Шконда.

Неучтенные миллионы

В первую очередь необходимо разобраться с тем, какая земля и в каком количестве имеется в России, уверена Наталья Шагайда.

— Все запутались с неиспользуемыми землями.

Но как их можно использовать, если миллионы гектаров и не представлены в пользование? И какие это могут быть сельхозугодья, если ими не пользуются? Если только сенокосы или пастбища, — рассуждает собеседница издания.

— Около 90% земли сегодня находится в государственной собственности, но участки не оформлены и не сформированы (без этого предоставлять их в собственность нельзя. — Прим. ред.).

Будет логично, если землю будут изымать у тех, кто ее не использует по назначению, и передавать государству, которое, в свою очередь, передаст землю фермерам, полагает Михаил Шконда.

Но с выделением земель уже сегодня есть проблемы на уровне муниципалитетов. По закону процесс находится в их ведении, и позиции местных властей сильно отличаются, говорят фермеры.

Где-то участки аграриям выделяются легко, где-то приходится действовать через суд.

В данной ситуации, если в оборот начнут возвращаться земли, остававшиеся в запустении, выиграть могут прежде всего крупные агрохолдинги, а не отдельные фермерские или крестьянские хозяйства.

Сегодня именно в собственности крупных игроков сконцентрирована большая часть сельскохозяйственных угодий, при этом потенциал дальнейшего увеличения земельного банка для них уже исчерпан.

Поэтому компании будут особенно заинтересованы в том, чтобы получить от государства новые участки — особенно если дорогостоящая рекультивация будет проведена за государственный счет, полагают и Наталья Шагайда, и Евгения Серова.

При этом небольшие хозяйства законом практически не защищены. В том числе нет никаких ограничений в отношении арендной платы, которую могут назначать крупные собственники небольшим хозяйствам, желающим воспользоваться их участками. Хотя постепенное возвращение земли в оборот должно осуществляться именно их силами.

— Для вовлечения земель в сельхозиспользование нужна общая благоприятная среда, позволяющая развиваться малому бизнесу в сельском хозяйстве.

Это защита собственности, низкие барьеры для выполнения государственных требований, доступ к субсидиям, хорошие дороги, низкие тарифы, налаженные каналы взаимодействия с крупным бизнесом. Именно от малого бизнеса в первую очередь зависит устойчивость сельского развития.

Главы этого бизнеса живут в селе в отличие от глав крупных агрохолдингов. Для первых это жизнь, для вторых — просто бизнес, — резюмирует Наталья Шагайда.

Источник: https://iz.ru/978156/evgeniia-priemskaia/oborotnaia-storona-zemli-pochemu-v-rossii-ostaiutsia-nevostrebovannymi-selkhozugodia

�������������������������� �������������������� ���������������� ���������������������������� ��������������������������

Неиспользуемые земли

������������ ������������ �� ���������������������� ������������ ���� ������������������������ ���������� ���������������� �������� �������������� ���������������������������������������� ������������. ���� ������������ ������������ ���� �������������� ���������� ���������������� �������������� �� ����������.

�������������������������� ���������� �������������������� ���������������� ���������������������������� ��������������������������.

���� ���������������� �������� �� ������������ ���������������� �������� ���������� �������������� ���������� ���������������� ��������������, ������������������ ���������������������� �������������� �� ������������ �� ���������������������� ������������������ ������������������������ ��������������������������.

���������� ���������������� ���������������������������� ������������������ ���������������� �������������������� ���������������������������� 18 ���������������� 2020 ��������.

�� ������������������ �� ���������������������� ���� 2012 ��������, ���������� ���������������� ���������� ������������ �� �������������� ����������������������.

������, ������������ ���������������������������� ���������������� ��������������, �������� ���� ���������� ���� ������������������������ ������������ ���� ������������������������ ���������������������������������������� �������������� �� ������������������ ����������.

�� ������������, �������� �������� ���� �������������� ���� ���������������� �������������� ���� �������������� ��������������������������������������, ���� ������ ���������� ���������� ������������������ ����������������������������.

���������� ��������, �������������������� ���������������������������� ������������ ���������� ������������������ �������������� ���� ���������������� (�� ����������) �������������� �������������� �������������������� �������������� ��������������������, �� ���� ���������� ������������ ������������������������ ���������������������������� – ���������� ������ ���� 20%. ���������������������� �������������������������������� ���������� ���������������� �������������� ���� ������������������ �������������� ������������������, �������������� ���������������� ����������������������; ���������������������� �������������������� �������������� ���������������������� ��������������������; ���������������������� �������������������� �������������� ���� �������������� 20 �� ���������� ������������������ �� ������������ ������������.

���� ������������������ ���� ������������ ���������������� �������� ���������� �������������� ������������ ���������������������������������� ������������������ ���������������� �� 382,5 ������ ����, �� ������ ���������� �������������������������� – 197,7 ������ ����, ������������������ �� �������������������� �� ������������������ �� �������������������������� ������������ �� ������������ �� 2018 ��������. ������ ��������, ���� ������������ ��������������, ���������������������������� �������������������������� �� ������������ �������������������������� ���� 40 ���� 80 ������ ����.

�� ������������ �������������������������� ���� 80 ������������������ ���������������� ���������������������������� �������������������������� – ������ ���������� ���������� �������� ��������������������������

�� ���������������������� ������������ – ��������������������, ����������������, ����������������������, ����������������������, ������������������ ���������������� – ���� ������������������������ ���� ���������������� �������������� ����������, ������������������������ ������������ ���������������������� ������������������������ ������������������ ���������������� �������������� ���������������� ������������������. “������ ������������������������������ ������������ – �������������� ������, ���������� ���������� ���������������� – ������������ ������������, ������������������������ �������� ������������������������������ ���������������� ��������������, �� ������������ – ����������������”, – �������������� ����.

���� 2030 �������� ���������������������� ������������������ ������������ �� ������������ 12 ������ ���� ������������.

������ ���������� ���������������� ���������������������� ������������������������ �������������������������� ���������������� ��������������������, ������ ���������� ������������������ ���������������� �������������������� ���������������������������� ������������, �������������� �������������������� ������������������ ��������������, ���������������� �������������������� ������ ������������������ ������������������. ���������� �� �������������� ������������ ������ �������������� ������������������ ������������ ���� �������������������� ������������������������ �� ���������������� ������������������ ������ �� 2024 �������� ���������� �� ������ �������� – ���� 45 �������� ����������������.

��������: ���������������������� “����” / ������������ �������������� / �������������� ��������������

�� 2019 �������� ������������������������������������ ������������ ������������, ���������� �� ������������ �������������������� ������������������ �������������������� ���������������� ���������������������������������� ������������������������ �� �������������� ��������, ������������������ ���������������� ��������������������. ������ ���������� ����������������, ������ ������������ ���������������� ���������������� ���������������������������������� ������������������������ ���������������������� ���� �������� ���������������� ������������������������.

�������������������� �������������������� ������������������������ �������������������������������� �� ������������ �������������������� ������������ ���������� ������ ���������������������� �������������� ������������ ���� �������������� ���������������������������������� ����������.

������ ���������������� ���������������������� ������������������������ ���������������� �� ������������������������������ �� ������������ ������������. �������� �������� ������������������ ������������������������ ���������������� (���������������� ����������������, ���������������������� �� ��.��.

), �� ���������������������� ������������ ���������� ���������������������� “������������������” ���������������������� ���������� ���������������������������� ���� ���������������� ���� ����������.

���������� ��������������, �������������� ���������������������������� �� ������������ ���������� �������������������� ���� ������ ���������� ������������������.

�� �������������������������� �������������������������� – ���������� �������� ������������.

���������� ������������ ���������������������� ������������������ ���������������������������� �������������������������� ���������������� �������������������� �� �������������� �������������������� ���������� ������������ – �������������� ���������������������������� ��������������������������, ������������ ���������������� ������������������. ���� ������ ������������, ����-���� ������������������������ ������������������������ ���������� ���� �������������� ������������ ���� ���������� �������������� ���� ��������������.

“�� �������� ��������, �� ���������� ��������, �� ���� ���� ���������� ���� ����������, ������������ ������ ������������������ “����������������������������” �������� �������������� ���� ������������ ������������������������ �� 90-�� ���������� ������������ �� ���������� ������ �� ��������������. �� ������������ ��������, ���������� �������������������������� �������������� ������������ ����������������������”, – ���������������������� ��������������.

���� ������ ������������, �������������������� �������������������������������� ������������ �� �������������� ������������ ������������������ �������������� �� 1990-�� ���������� ������������ ��������������������������. ���������� ���������� ���������������� ���� ���������������� ����������, ���������� ���������� ��������������.

�� ���������� ������ �������� ���� ������������������������ ����������, �������� �������������������������� ������������ ���� ������ ���������������� ������������������, ���������������� ������������������.

�� �������������������������� ���� ���������������� ������������ ����������������: �� 1990 �������� �������������������� 116 ������ ����, �� �� 2020 �������� (�������� �� ������������ ��������������������) �������� ���������� 80 ������ ����.

�������������� ������������������ ��������������, ������ ���������� ������������ ���� �������������������� �� ������������ ���������������������������� �������������������������� �������� ������������.

������, ���� ������ ������������, �������� ���� ����������������������, ������������ ��������������, ������������ �������������������� ���������� ���� ���������� �� ������������ ���� ������������������������������ – �� ��������-������������ ������ ������������.

������ ���������� �������������������������� �������������������������� �������� ������������������������ ����������, �������� ������������������.

���� �������������� ����������, ������ �������� �� ������������ ������������ ���������� ���� �������������� ���������� ���������������� ��������������, �������������� �� ������������������ �������� ���������������������� ������������������������ ��������������. “������������ �������������� ����������. �������� ���� �������������� ����������, �������������� ���� ���� ��������”, – ���������������� ����.

���������������������� �������� �������������������������� �� ������������ ������ ���� �������������� ���������� ���������������� �������������� – ������������ �������������� ����������

���������� ������ ���������������� ������������ ������������������������������������������ ���������������� ������������������ �������������������� �������������������������� ������������������������ �������������� �������������� �������������� ��������������, ������ ���������������������������� ������������ ������ ������, ������ ������ ������������������������.

���� ������������������������ ������ �������� �� ������ ����������������, ������ ���������������������� ������ ���������� ���� ���������������� �������������� ��������������.

�� �������� ������������ ���������������������� ���������������������������� ���������������������� ���� ������ ������������ ���������������������� ������, ��, ������������, ���� �������������������������� ����������������, �������������� ������.

�������� ������-���� ���� ���������������������������� ���������������������� �������������� ������������������������ ���������������������� ��������������, ���� ���������� �������������������� �� ������������������������������ ������������, ���������� ���������� �������������� �� ������ �������������������������� ������������ ������ ������ ��������������������������������������. �� ���������������������� �������������� ���������������� ���� ���������������������������������� ����������������������������, ���� ������������ ����������������, �������������� ������������ ������. ���� �� ���������� �������������������������� ���������������� ���� ������������ ��������������, ������������������ ��������������.

������ ��������������������, ������ �� �������� ������������������������������ 2016 �������� ���������� ������������������������������������������, ���� ���������������� �������� �������������������� 142,7 ������ ���� �������������������������� ���� 193 ������ ����.

“����������������������” ������������������ ���������� 50 ������ ����. ���� ������ ������������, �������������� �������� �������������������� ���� �������������������� ���� ���������� ������������������������������ ������������������������������, ���������������������������� 125 ������ ����.

���� �������� ���� ���������������������������� ������ ���������� 18 ������ ����.

“������������ ���� ���������� �� ������������ �������������������������� �������������������� ����������������������. �� ������ ������������ ���� ���������� �� �������� ���������������������� �� �������������� ��������������”, – ������������, �� �������� ��������������, ���������������� ������������������.

Источник: https://rg.ru/2020/09/24/pravitelstvo-opredelilo-priznaki-neispolzuemyh-selhozzemel.html

Проблемы неиспользования сельскохозяйственных земель будут решать изъятием и штрафом

Неиспользуемые земли
Неиспользование земель сельскохозяйственного назначения

Земли сельскохозяйственного назначения занимают особое место в структуре земельного фонда.

В соответствии со статьей 47 Земельного кодекса такими признаются земли, предназначенные для нужд сельского хозяйства. В числе их главных характеристик – качество почвы. Но значительные площади таких земель не используются для сельскохозяйственного производства. Одна из причин неиспользования земель по назначению – они находятся в частной собственности.

Признаки неиспользования земель сельскохозяйственного назначения

Постановление Правительства РФ от 23.04.2012 N 369 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах РФ» гласит о том, что в число нарушений при эксплуатации земельных участков входят следующие признаки неиспользования земель:

  • на пашне не производятся работы по возделыванию с/х культур и обработке почвы;
  • на сенокосах не производится сенокошение;
  • на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка;
  • на пастбищах не производится выпас скота;
  • на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;
  • залесенность, закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка;
  • залесенность, закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов;
  • закочкаренность, заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.

Причины, потребовавшие наведения порядка с землей сельскохозяйственного назначения

Во время приватизации земельные наделы совхозов и колхозов скупали инициативные люди. С тех пор они используются в качестве долгосрочного вклада.

При этом затраты на такие участки были минимальны, так как размер земельного налога – 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка.

Но кадастровая стоимость меняется каждые 3 года, последний раз стоимость участков повысили более чем в 40 раз в некоторых областях, налоги резко возросли. Узнайте подробности о том, как выполняют переоценку земли для снижения налогов.

Неиспользуемые в сельскохозяйственном производстве земли зарастают сорной травой, кустарниками и даже деревьями. По кадастровой стоимости продавать их часто нецелесообразно. Брать в аренду такие участки невыгодно, поскольку арендатор становится полностью зависимым от собственника.

Федеральный закон № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусматривает возможность принудительного изъятия у собственника в судебном порядке участка, не используемого по назначению в течение трех и более лет.

Сейчас существует спрос на землю для индивидуальной застройки (ИЖС). Его, в большинстве случаев, можно удовлетворить только за счет перевода сельскохозяйственных земель в земли населенных пунктов.

Одно из условий этого – включение участка в границы населенного пункта при утверждении или изменении генерального плана.

В результате большие площади земель сельскохозяйственного назначения выбывают из оборота. Это отрицательно сказывается на развитии сельского хозяйства.

Ситуацию с длительным неиспользованием земель хотят в корне менять

В июле 2016 года Госдумой был принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования порядка изъятия земельных участков и земель сельхозназначения при их неиспользовании по целевому назначению или использованию с нарушением законодательства России».

Этот документ сократил до одного года срок освоения земель и предоставил надзорному органу осуществлять проверку без участия представителя юридического лица или предпринимателя. В своем послании Федеральному собранию РФ президент Владимир Путин дал понять, что ситуацию с длительным неиспользованием земель сельскохозяйственного назначения надо в корне менять.

Работу по изъятию неиспользуемых земель у нерадивых хозяев было предложено вести активнее. Правительство, основываясь на предложениях Россельхознадзора, подготовило проект закона о внесении изменения в законодательные акты, введенные в действие в 2015 году.

Штраф за неиспользование сельскохозяйственных земель

В числе мер – увеличении штрафа за невыполнение установленных требований земельного законодательства РФ. Размер штрафа за неиспользование земли сельхозназначения изменен. Для физических лиц размер штрафа увеличен с тысячи до 2 тысяч рублей, для юридических – 40 тысяч до 400 тысяч рублей.

К тому же меру административной ответственности за неиспользование участка земли сельскохозяйственного назначения увязали с площадью участка и его освоенностью.

Следует напомнить, что в апреле 2015 года кадастровая стоимость была увеличена более чем в 3 раза (данные разнятся по регионам). К примеру, в Курганской области сейчас стоимость гектара составляет от 37 до 45 тысяч рублей.

В среднем по стране налог с гектара может составлять 111 – 500 рублей в год в зависимости от региона.

В настоящее время для земель сельскохозяйственного назначения срок освоения сокращен до одного года. Более того, этот срок освоения входит в трехлетний период, по истечении которого в случае дальнейшего неиспользования земельного участка он будет изыматься в принудительном порядке.

Еще одно основание для принудительного изъятия участка земли – его неиспользование в течение 3-х и более лет.

Участок можно изъять в том случае, если он используется так, что происходит снижение плодородия земли или окружающей среде причиняется вред.

Одно из условий для изъятия участка в судебном порядке – неисполнение предписания, которое выдано надзорным органом и предусматривающее устранение нарушений в течение года.

Новый закон позволит навести порядок с земельными долями

В 2019 году вступил в силу новый порядок изъятия земельных участков. Он также требует наличия оснований и соблюдения соответствующих процедур. Это предусмотрено в законе «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения».

Новый документ позволяет государству навести порядок с земельными долями, в том числе, с невостребованными, которые были розданы колхозникам и работникам совхозов. В собственность муниципалитетов перейдут неоформленные и невостребованные доли.

Важно знать: Как оформить выдел и межевание доли земельного участка из общей долевой собственности.

В настоящее время, как следует из данных Комитета Госдумы по аграрным вопросам, остаются юридически не оформленными 80% земель сельскохозяйственного назначения. В эту категорию входят земли дачников и огородников, организаций и дольщиков. Государственную регистрацию собственных долей осуществили собственники долей только на 18 миллионов гектаров из 115 миллионов.

проблема легитимности использования сельскохозяйственной земли у организаций. У них оформлены лишь 3,5 миллиона гектаров. Все остальное – это доли, используемые на правах аренды с госрегистрацией договоров и без нее, на правах представительства без документов, оформленных на землю. То есть, фактически речь идет о самозахвате невостребованных земельных долей.

Новый законодательный акт, как уверены эксперты, позволит восполнить пробелы, существующие в законодательстве. Тем самым будет обеспечена возможность провести госрегистрацию прав 9-и миллионов земельных долей, а также сформировать участки на 95 миллионах гектаров. При этом, если собственники долей не будут сами приводить все в порядок, этим займутся муниципалитеты.

Получив дополнительные полномочия, местная власть стала заинтересованной стороной. Через непродолжительное время после принятия закона на сайтах муниципалитетов появились обращения к гражданам и организациям по поводу нового порядка.

В Комитете Госдумы по аграрным вопросам пришли к мнению, что в собственности муниципалитетов могут перейти земельные доли общей площадью почти 22 миллионов гектаров.

В случае их продажи по цене в 15% кадастровой стоимости (это максимальная, установленная законом цена) в местные бюджеты поступят 55 миллиардов рублей.

Участок можно изъять лишь на основании решения суда

Существует несколько оснований для изъятия земель сельскохозяйственного назначения. Такая процедура применяется тогда, когда участок используется с нарушением земельного законодательства, в результате чего снижается плодородие или ухудшается экологическое состояние.

Правда, конкретные критерии правительством пока не определены. Изъять участок можно и в том случае, если он не используется в течение трех лет подряд со времени возникновения на него собственности.

Такой же срок предусмотрен и на случай, если участок используется не по назначению.

Интересно: Как получить землю под фермерское хозяйство? Получение земли сельхозназначения поэтапно.

Однако закон обеспечивает возможность собственнику устранить выявленные нарушения. Тем самым он может сохранить участок за собой. Но если нарушения не будут устранены, начнется процесс изъятия. В таком случае органы исполнительной власти субъектов РФ должны обращаться в суд по поводу изъятия участка и его продажи с публичных торгов.

Закон предусматривает, что реализация земельного участка, который изъят путем наказания в принудительном порядке, должна осуществляться в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда.

Проводится она только с публичных торгов и в соответствии с правилами, определенными Гражданским кодексом РФ.

Если торги будут признаны недействительными, участок может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене торгов.

Источник: https://promdevelop.ru/industry/problemy-neispolzovaniya-selskohozyajstvennyh-zemel-budut-reshat-izyatiem-i-shtrafom/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.