Неконтролируемые сделки

Содержание

Вс разъяснил, как налоговым органам проверять цены в неконтролируемых сделках

Неконтролируемые сделки

В ходе проведения выездной налоговой проверки налоговая инспекция выявила факт взаимозависимости между предпринимателем и его контрагентом – организацией, в которой предприниматель в проверяемом периоде осуществлял функции единоличного исполнительного органа – руководителя. Было установлено, что предприниматель реализовывал товар этому обществу по ценам ниже, чем другим своим контрагентам, при этом диапазон расхождений цен в пользу взаимозависимого контрагента составлял от 11% до 52%.

Расценив указанные обстоятельства как действия, направленные на получение предпринимателем необоснованной налоговой выгоды путем занижения налоговой базы по НДФЛ и НДС, инспекция для целей налогообложения доходов предпринимателя по сделкам с указанным взаимозависимым контрагентом определила доход, полученный предпринимателем по этим сделкам, расчетным путем с применением элементов метода цены последующей реализации из расчета минимального интервала торговой наценки взаимозависимого контрагента.

В результате было вынесено решение о доначислении предпринимателю НДС и НДФЛ, соответствующих пеней и штрафа на общую сумму около 13,5 млн руб.

Предприниматель обжаловал решение инспекции в вышестоящий налоговый орган, который исключил из него вывод о получении предпринимателем необоснованной налоговой выгоды по двум сделкам с индивидуальными предпринимателями.

В результате размер доначислений был значительно снижен, а также почти в 4 раза снижена общая сумма доначисленного НДС по сделкам с обществом-контрагентом.

Не согласившись с решением налогового органа, предприниматель обратился в арбитражный суд, который оставил его требования без удовлетворения. Апелляционный и кассационный суды согласились с выводами первой инстанции.

Суды признали, что инспекция правомерно на основании положений гл. 14.

3 НК РФ определила налоговую базу по НДФЛ и НДС по спорным сделкам, исходя из дохода по этим сделкам, определенного с применением элементов метода цены последующей реализации из расчета минимального интервала торговой наценки взаимозависимого контрагента, в отсутствие у инспекции возможности применения иных методов определения сопоставимых рыночных цен. На основании изложенного суды пришли к выводу о правомерности доначисления предпринимателю спорных сумм НДФЛ, НДС, а также соответствующих сумм пеней и штрафа по указанному эпизоду.

Предприниматель обратился в Верховный Суд РФ с кассационной жалобой. Изучив ее и материалы дела № А04-9989/2016, Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ сочла ее подлежащей удовлетворению.

Судебная коллегия отметила, что выводы нижестоящих судов не являются правомерными, поскольку из положений п. 1, 2 и 4 ст. 105.

3 НК РФ следует, что взаимозависимость участников сделки, повлиявшая на размер доходов, учитываемых налогоплательщиком в целях налогообложения, является основанием для определения налоговой базы исходя из рыночных цен в порядке, установленном разделом V.1 НК РФ, если такая сделка признается контролируемой в соответствии со ст. 105.14 НК РФ.

При этом в силу прямого запрета, установленного в абз. 3 п. 1 ст. 105.17 НК РФ, контроль за соответствием цен, примененных в контролируемых сделках, не может быть предметом выездных и камеральных проверок. Следовательно, по общему правилу, в случаях, не предусмотренных разделом V.

1 НК РФ, налоговые органы не вправе оспаривать цену товара, указанную сторонами сделки и учтенную при налогообложении, а доначисление предпринимателю НДС и НДФЛ исходя из рыночных цен товаров, реализованных взаимозависимому лицу, по результатам выездной налоговой проверки является незаконным.

Судебная коллегия также сослалась на правовую позицию в п. 3 Обзора ВС РФ практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и ст.

269 НК РФ, где отмечается, что если налоговым органом оспаривается соответствие отраженной в налоговом учете операции ее действительному экономическому смыслу, то многократное отклонение цены сделки от рыночного уровня может учитываться в качестве одного из признаков получения необоснованной налоговой выгоды в совокупности и взаимосвязи с иными обстоятельствами, порочащими деловую цель сделки. В связи с этим ВС РФ указал, что установленное по результатам налоговой проверки отклонение цен по спорным сделкам с взаимозависимым контрагентом в диапазоне от 11 до 52%, по сравнению с ценами на аналогичный товар по сделкам предпринимателя с другими контрагентами, многократным не является.

Судебная коллегия по экономическим спорам констатировала, что нижестоящими судами и налоговыми органами не установлена сопоставимость сделок по реализации товаров в пользу взаимозависимого контрагента и сделок, заключенных с иными лицами, по такому критерию, как количество реализованных товаров. В то же время, по доводам предпринимателя, объем отгрузки товаров в пользу иных лиц составил многократно меньшую величину и, следовательно, продажа товаров таким покупателям по относительно большей цене имеет разумное экономическое обоснование. Поскольку эти доводы налогоплательщика материалами дела не опровергнуты, Суд признал, что у нижестоящих инстанций отсутствовали достаточные основания для вывода о получении предпринимателем необоснованной налоговой выгоды и признания законными оспариваемых доначислений по сделкам с взаимозависимым контрагентом.

На основании изложенного судебные акты по делу были отменены в части отказа в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя о признании недействительным решения УФНС по эпизоду, связанному с дополнительным начислением НДФЛ и НДС, соответствующих сумм пеней и штрафа по сделкам с взаимозависимым контрагентом. Заявление в этой части удовлетворено. В остальной части судебные акты оставлены без изменения.

По мнению адвоката, партнера юридической фирмы «Тиллинг Петерс» Екатерины Болдиновой, данное дело представляет большой интерес, поскольку касается полномочий территориальных налоговых органов по проверке цен в неконтролируемых сделках, в том числе с применением концепции необоснованной налоговой выгоды.

Екатерина Болдинова отметила, что суды трех инстанций согласились с позицией налогового органа, однако Верховный Суд неожиданно поддержал налогоплательщика.

При этом он сделал выводы, которые, по мнению эксперта, будут активно использоваться в дальнейшем в подобных спорах между налоговыми органами и налогоплательщиками.

В частности, отметила Екатерина Болдинова, Суд указал, что налоговые органы не вправе оспаривать цену товара, примененную взаимозависимыми лицами в неконтролируемых сделках и учтенную при налогообложении.

Развивая эту идею, Суд отметил, что само по себе отличие примененной налогоплательщиком цены от уровня цен, обычно применяемых по идентичным (однородным) товарам другими участниками гражданского оборота, не может служить самостоятельным основанием для вывода о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Наконец, Суд подчеркнул, что отклонение цен по спорным сделкам в диапазоне от 11 до 52% не является многократным, более того, при определении размера отклонений не учитывалась сопоставимость сделок, выбранных для сравнения.

Екатерина Болдинова также обратила внимание на уточнение Верховного Суда о том, что сами по себе указанные обстоятельства теоретически могут учитываться в качестве признаков получения необоснованной налоговой выгоды, но в совокупности и взаимосвязи с иными обстоятельствами, порочащими деловую цель сделки, и непосредственно при оспаривании соответствия отраженной в налоговом учете операции ее действительному экономическому смыслу.

По словам Екатерины Болдиновой, дела, подобные данному, на практике встречаются достаточно часто.

«Налоговые органы со свойственной им изобретательностью и тщательностью не пропускают признаков взаимозависимости сторон сделок, что, в свою очередь, приводит к контролю над ценами.

В свете этого думается, что выводы, изложенные в комментируемом определении Верховного Суда, будут иметь серьезное значение для развития судебной практики, в том числе позитивной для налогоплательщиков. Как указал Суд, именно в таком контексте следует понимать п.

6 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и ст. 269 НК РФ. Думаю, в ближайшее время мы часто будет встречаться со ссылками на это определение в различных судебных актах», – заключила Екатерина Болдинова.

Руководитель Практики стратегического проектирования и досудебной оценки налоговых рисков Департамента налоговых споров «ФБК» Михаил Голованёв также отметил, что выводы Верховного Суда имеют принципиальное значение для формирования судебной практики.

По его словам, профессиональное сообщество ожидало появления такой правовой позиции.

Эксперт отметил, что на сегодняшний день вопрос попыток пересмотра территориальными налоговыми органами цены в сделках, которые не являются контролируемым, – один из самых актуальных.

Как пояснил Михаил Голованёв, фактически в рассматриваемом деле Верховный Суд уточнил критерий многократного отклонения цены в спорной сделке от рыночного уровня. Данный критерий стал активно использоваться судами после того, как он был применен в Определении от 22 июля 2016 г.

№ 305-КГ16-4920 (дело компании «Деловой центр Минаевский»), позднее тот же критерий был закреплен на уровне Обзора судебной практики.

Ее формирование, как отметил эксперт, пошло по пути, в рамках которого для установления многократности отклонения не обязательно, чтобы цены отличались в 3-4 раза, но доначисления осуществлялись и в случае отклонений в десятки процентов.

Михаил Голованёв также обратил внимание на еще один принципиально важный вывод определения ВС РФ. «Суд прямо сориентировал нижестоящие суды на необходимость исследования вопроса о сопоставимости сделок (в частности, по объему поставки), цены в которых налоговый орган берет за эталонные.

По словам эксперта, этого прямо требует раздел V.1 НК РФ (в частности ст. 105.

5 НК РФ), однако судебная практика последних лет показала, что часто на фоне иных обстоятельств, которые подлежат исследованию и установлению судами в подобных делах, вопросы сопоставимости не получали надлежащей оценки», – указал он.

Источник: https://www.advgazeta.ru/novosti/vs-razyasnil-kak-nalogovym-organam-proveryat-tseny-v-nekontroliruemykh-sdelkakh/

Тцо комплаенс в россии. часть 5. итоги первой семилетки действия раздела v.1 нк рф: очевидное невероятное

Неконтролируемые сделки

За время летнего сезона отпусков в сфере ТЦО произошли грандиозные изменения, сопоставимые по масштабности разве что с пенсионной реформой. После принятия закона от 03.08.

2018 № 302-ФЗ, повышающего суммовые пороги для признания сделок контролируемыми (далее – «Закон № 302-ФЗ»), с 2019 года налоговый контроль за ценообразованием становится практически всеобъемлющим – это главный итог первой семилетки правил ТЦО, предусмотренных разделом V.1 НК РФ.

После того, как бизнес постепенно привык к практике признания правомерным контроля цен в неконтролируемых сделках со стороны территориальных налоговых органов (см. п.

7 наших обзоров за 2015 год и за 2016 год) в случаях, когда «злоупотребление и манипулирование ценами сделок» приводит к выводу о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, круг таких неконтролируемых сделок с 2019 года существенно расширяется:

  1. по общему правилу, все внутрироссийские сделки между взаимозависимыми лицами становятся неконтролируемыми (сейчас только с оборотом менее 1 млрд руб.);
  2. сделки, являющиеся исключениями, например, если хотя бы одна из сторон использует льготы, снижающие ставку по налогу на прибыль ниже ставки, применяемой контрагентом, сделки с полезными ископаемыми, налоговая база НДПИ по которым определяется в процентах, признаются контролируемыми, если оборот по ним превышает 1 млрд руб. в год (сейчас порог – 60-100 млн руб.);
  3. внешнеэкономические сделки с взаимозависимыми лицами с суммой доходов по ним менее 60 млн руб. также становятся неконтролируемыми (сейчас порога нет).

Помимо долгожданного избавления от ТЦО комплаенса в отношении таких сделок, а именно необходимости подготовки уведомлений о контролируемых сделках и ТЦО документации по ним, у этих новостей есть обратная сторона.

Изначально неконтролируемые сделки – внутрироссийские операции с годовым оборотом до 1-3 млрд руб. – не относились к сфере ведения ФНС России, так как стоимость налогового администрирования среднего бизнеса была бы непропорциональна потенциальным поступлениям в бюджет.

С 2019 года налоговый контроль над ценообразованием в отношении внутрироссийских операций со стороны территориальных налоговых органов будет распространяться не только на мелкий, но и на крупный бизнес, представители которого ранее свысока смотрели на копеечные начисления и «местечковые разборки», фактически сформировавшие российскую судебную практику по вопросам контроля цен в неконтролируемых сделках.
Самое интересное может начаться с 2023 года, когда будет окончательно ликвидирован институт консолидированных групп налогоплательщиков («КГН»), введение которого признано неудачным экспериментом – налог на прибыль за 5 лет снизился в 2 раза за счет уменьшения консолидированной прибыли на убыток коммерчески неуспешных участников КГН. К этому времени практика по неконтролируемым сделкам еще более кристаллизуется, и инспекции по крупнейшим налогоплательщикам примутся за ликвидацию причин того, что привело КГН к эффекту «хотели как лучше, а получилось как всегда».

При этом сам по себе факт совершения сделок в период, когда они не были объектом контроля со стороны территориальных налоговых органов по причине их (1) отнесения к контролируемым сделкам до 2019 года или (2) исключения из-под контроля даже со стороны ФНС России, например, в силу их совершения между участниками КГН до 2023 года, не может гарантировать отсутствие налоговых начислений.

Почву для этого подготавливает пассаж в Постановлении Арбитражного суда Московского округа по делу Уралкалия о том, что при рассмотрении спора о цене контролируемой сделки нижестоящие суды напрасно не рассмотрели вопрос о наличии деловой цели при ее совершении и многократного отклонения цен от обычного уровня. Заявляя этот аргумент, суд округа ссылается на п. 3 Обзора по ТЦО, в котором идет речь о том, что анализ этих факторов является обязательным условием контроля цен в неконтролируемых сделках территориальными налоговыми органами, чтобы последние могли предотвращать случаи уклонения от уплаты налога, несмотря на отсутствие в законе таких полномочий.

Вместе с тем, ФНС России вправе проверять цену в контролируемых сделках в силу прямого указания закона без каких-либо дополнительных тестов на наличие при совершении сделки необоснованной налоговой выгоды.

«Раздвоение сущности» оснований возникновения недоимки при проверке ценообразования в контролируемых сделках из-за нерыночной цены или из-за получения необоснованной налоговой выгоды может привести к массовым проверкам местных инспекций на предмет манипулирования ценой в «сомнительных» — убыточных / подозрительно низко-/высокодоходных, нетипичных или разовых – сделках вместо ювелирной работы ФНС России по применению методов ТЦО.

Такое проникновение практики по неконтролируемым сделкам в дела о контролируемых сделках может привести к делению контролируемых сделок на две группы:

  1. «нормальные» – при совершении которых не было получено необоснованной налоговой выгоды, для контроля цен в которых и был написан раздел V.1 НК РФ с его методами, симметричными и обратными корректировками, контролем со стороны ФНС России;
  2. «аномальные» – при совершении которых налогоплательщик злоупотреблял и манипулировал ценами, поскольку закон ему не писан и проверять его можно «по справедливости», в том числе силами территориальных налоговых органов в рамках выездных налоговых проверок, ведь «проблема не в цене как таковой, а в том, что ею манипулировали».

По той же логике вероятно появление споров о злоупотреблении механизмами КГН, в частности, выразившемся в умышленном накоплении убытка некоторыми участниками КГН в интересах группы или необоснованном переносе центров прибыли в регионах с пониженной региональной ставкой по налогу на прибыль, в чем уже сейчас обвиняют крупные компании.
В этой связи при планировании внутригрупповых операций, в том числе совершаемых в рамках КГН, целесообразно учитывать, что местные инспекции, осуществляющие налоговый контроль над ценообразованием, руководствуются триадой:

  1. деловая цель,
  2. взаимозависимость,
  3. многократность отклонения, ориентировочная допустимая величина которого после дела Бурдинского установилась на отметке не ниже 52 процентов.

ФНС России, в свою очередь, по-прежнему осуществляет точечные проверки, фокусируясь на методологической поддержке, в частности, путем заключения соглашений о ценообразовании, включая двусторонние соглашения в отношении внешнеторговых сделок, а также осуществлении представительских функций, в том числе, на международной арене.

  1. Внешнеэкономические сделки

Учитывая, что ФНС России имеет право проверять фактическое превышение порогов, по достижении которых сделки признаются контролируемыми, то наиболее вероятно, что наделение территориальных налоговых органов правом проверять цену в принципе предоставит им возможность не сдерживать себя, если фактическая цена является следствием «злоупотреблений и манипуляций».
Это будет означать новую страницу в практике совершения внутригрупповых внешнеэкономических сделок, в первую очередь, услуг, приобретаемых у иностранных компаний группы:

  • если раньше налоговые споры были в основном «черно-белыми» — например, оказываются ли фактически услуги или нет, отвечают ли расходы критериям ст. 252 НК РФ или нет, а ценовой аргумент считался вспомогательным;
  • то теперь открываются перспективы разбирательства «в оттенках серого» – даже если услуги в действительности оказывались, соответствует ли уплаченное за них вознаграждение рыночному уровню, определение которого в неконтролируемых сделках имеет мало общего с методами, указанными в НК РФ, Руководством ОЭСР и прочим методологическим багажом «официального» ТЦО.

Российская же действительность в части определения обычных (рыночных) цен, от которых отсчитывается многократное отклонение в неконтролируемых сделках, бывает суровой:

  • налоговый орган может предъявить претензии на основе отчета оценщика, который приобрел поддельный диплом и не состоит в СРО (дело Аквапарка);
  • решение о рыночной цене специфического товара может быть вынесено на основе экспертизы, подготовленной специалистами, не имеющими профильного образования и опыта работы (дело Тольяттиазота № А40-243849/2016);
  • в качестве ориентира рыночного уровня цены сделки между независимыми лицами, расходы покупателя по которой оспариваются, налоговый орган приводит сделку с тем же объектом, совершенную продавцом со своим взаимозависимым лицом в рамках предпродажной подготовки (дело ЭНД РУС);
  • наконец, суд сам может определить компании, сопоставимые с налогоплательщиком, по установленным им самим критериям, рассчитать интервал цен по данным налоговых деклараций, которые суд сам же запросит у налоговых органов, администрирующих такие сопоставимые компании (дело Мостовского карьера).

В этой связи с принятием Закона № 302-ФЗ в России вводятся правила ТЦО 3.0., которые приходят на смену ст. 40 (ТЦО 1.0) и разделу V.1. НК РФ в период неопределенности возможности контроля цен в неконтролируемых сделках и достаточно узкого круга таких сделок (ТЦО 2.0).

В этих условиях целесообразно провести ревизию сделок, которые с 2019 года станут неконтролируемыми, на предмет ценовых налоговых рисков и принять упредительные меры по их минимизации.

Именно в момент долгожданного, но по сути формального облегчения бремени ТЦО комплаенса, на смену которому, по замыслу Минфина России, должна прийти борьба со злоупотреблением ценами, еще большую актуальность в налоговых спорах и структурировании как контролируемых, так и неконтролируемых сделок приобретает ценовой вопрос.
Специалисты налоговой и таможенной практики Dentons имеют значительный опыт применения правил ТЦО во всех отраслях российской экономики, в частности, нефтегазовой, металлургической, строительной, сельскохозяйственной, химической, машиностроительной, фармацевтической, банковской, страховой, FMCG, DIY, IT, сфере услуг.
Нас выделяет глубина анализа и эффективность предлагаемых решений налоговых вопросов, связанных с ценообразованием, в частности, по следующим направлениям:

  1. ТЦО комплаенс: подготовка ТЦО документации и иных форм отчетности (уведомление о контролируемых сделках, уведомление об участии в МГК, Master File и Local File);
  2. ТЦО консалтинг: подготовка политик по трансфертному ценообразованию и консультаций по сложным вопросам применения правил ТЦО к внутригрупповым операциям, в частности, определение подхода к ценообразованию новых и нетипичных сделок, включая выбор метода и порядок расчета фактической цены (рентабельности) в отношении поставок иностранному трейдеру;
  3. ТЦО структурирование: оценка и минимизация ТЦО рисков в результате корпоративной (реорганизация), коммерческой (изменение условий операционных договоров), финансовой (изменение условий и схемы финансирования) реструктуризации, а также в результате изменения структуры владения нематериальными активами, их использования и защиты;
  4. ТЦО споры: сопровождение налоговых проверок, а также оспаривание налоговых доначислений из-за несоответствия цены рыночному уровню на досудебной и судебной стадиях как в отношении контролируемых, так и неконтролируемых сделок;
  5. ТЦО диагностика: выявление ТЦО рисков компаний группы и разработка мер по их минимизации в рамках сложившихся цепочек поставок, участия, финансирования, владения и использования НМА;
  6. ТЦО как калькулятор действительного размера налоговой обязанности: при оспаривании и (или) переквалификации реального характера операций, вменении дохода иных лиц;
  7. ТЦО «со звездочкой»: определение рыночного уровня убытка по деривативам; разработка концепции ценообразования использования НМА в рамках ребрэндинга; подготовка механизма ценообразования внутригрупповых услуг, оказываемых с использованием ноу-хау; сопровождение подготовки соглашений о ценообразовании; осуществление симметричных и обратных корректировок и т.д.

Источник: http://www.russiantaxandcustoms.com/%D1%82%D1%86%D0%BE-%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%BD%D1%81-%D0%B2-%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8-%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C-5-%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D0%BF%D0%B5/

Взаимозависимые лица: основные признаки и критерии их определения, особенности налоговых правоотношений

Неконтролируемые сделки

В налоговом законодательстве уделяется особое внимание взаимозависимым лицам.

Это обусловлено тем, что компании, индивидуальные предприниматели и физические лица, попадающие в эту категорию, могут незаконным путём снижать налоговое бремя или вовсе уклоняться от налогов.

В связи с этим, необходимо разобраться, что представляют собой взаимозависимые лица, по каким критериям определяются, как отслеживаются и чем могут рисковать.

Понятие категории взаимозависимых лиц

Взаимозависимыми считаются физические и юридические лица, отношения между которыми определяются согласно результатам сделок. Налоговая служба рассматривает взаимозависимость в качестве негативной особенности в том случае, когда она в совокупности с другими факторами намекает на признание налоговой необоснованной выгоды.

По мнению представителей налоговой службы, взаимозависимые отношения могут свидетельствовать о том, что налогоплательщику известно о нарушениях, допущенных его контрагентом, однако никаких мер он не предпринимает.

Во время проведения проверок инспекторы уделяют поиску взаимозависимых лиц повышенное внимание.

Большинство сделок между взаимозависимыми лицами являются контролируемыми (для этого они должны соответствовать определённым критериям). Уведомлять о них в ФНС необходимо ежегодно до 20 мая каждого календарного года.

Критерии взаимозависимости

В п. 2 ст. 107 НК РФ отображены основные критерии взаимозависимости лиц. К ним относятся:

  • наличие родственных связей
  • пребывание одного лица в подчинении у второго
  • размер доли участия одной организации в другой более 25%
  • превышение доли участия лица в одной или нескольких организациях, более чем на 25%
  • осуществление лицом полномочий единоличного исполнительного органа в одной либо нескольких организациях
  • избрание более 50% состава исполнительного органа в одной либо нескольких организациях в соответствии с решением, принятым одним лицом
  • более 50% состава исполнительного органа организаций составляют одни и те же физлица
  • превышение доли прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации превышает 50%

На основании п. 6 ст. 105.1 НК РФ, физические лица могут признавать себя взаимозависимыми.
Кроме того, в соответствии с п. 7 ст. 105.1 НК РФ, фактическая зависимость лиц может быть установлена в судебных инстанциях.

Обычно это происходит в тех случаях, когда между руководителями компаний существуют дружеские связи, приводящие к установлению нерыночных условий для совместных сделок.
П. 5 ст. 105.1 НК РФ гласит о том, что участие муниципальных образований или субъектов РФ в различных организациях само по себе не может расцениваться как признак взаимозависимости. Согласно п.

4 данной статьи, влияние крупных компаний на условия сделок, также не является неоспоримым подтверждением их взаимозависимости.

Для определения участия физического или юридического лица в компании учитывается общий вклад, внесенный им лично, а также всеми взаимозависимыми лицами.

При этом итоговая доля представляет собой совокупность долей прямого и косвенного участия, которая определяется путём расчёта — это оговорено в пп. 3 п. 3 ст. 105.2 НК РФ.

Ещё до начала осуществления расчётов должна быть определена прямая доля в отношении каждого звена всех последовательностей участия.

Что необходимо для одобрения сделки

У генерального директора есть право на осуществление сделок и управление юридическими лицами в неограниченном количестве. Риски вероятны только при установлении нерыночных цен в сделках.

В том случае, если генеральный директор не является единоличным органом управления, он обязан предоставить подробную информацию об юридических лицах, в которых пребывает на руководящей должности, всем остальным участникам общества. В данном случае, одобрять сделку должно общее собрание не заинтересованных участников.

В п. 7 ст. 45 Федерального Закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» указано, что сделки могут одобряться советом директоров, если их сумма не превышает 2% от стоимости всего принадлежащего компании имущества.

При соблюдении условий, характерных для сделок между не связанными физическими и/или юридическими лицами, сделки, которые проводятся между взаимозависимыми контрагентами не являются незаконными.

К таким условиям относятся:

  • стоимость сделки
  • правила передачи товара
  • отсрочка платежа
  • рассрочка платежа
  • правила страхования

Налоговую интересуют только сделки, проводимые по нерыночным условиям, в результате чего одна из сторон несёт избыточные расходы и недополучает доходы.

Что представляют собой контролируемые сделки

Все сделки, осуществляемые между взаимозависимыми лицами, подлежат обязательной проверке со стороны налоговой. Это может быть выполнение работ, оказание услуг, отгрузка товаров и другие отдельные операции.

Особое внимание уделяется, если объёмы выплат завышаются или занижаются искусственным путём ради следующих выгод:

  • увеличения налогооблагаемой базы и получения большего вычета по налогам
  • уменьшения налогооблагаемой базы, влекущее за собой снижение суммы налога

В Приказе ФНС РФ от 07.05.2018 N ММВ-7-13/249 утверждена форма уведомлений о контролируемых сделках. Используя её, нужно подавать уведомления за предыдущий год ежегодно до 20 мая. Невыполнение данного условия, согласно ст. 129.4 НК РФ, приводит к наложению штрафа в размере 5000 рублей.

В ст. 105.14 НК РФ приведён перечень операций, проводимых между взаимозависимыми лицами, о которых необходимо уведомлять налоговую инспекцию. Среди них заключение между резидентами РФ договоров, по которым совокупный доход, полученный в течение соответствующего календарного года, превышает 1 миллиард рублей.

При определении общей суммы доходов необходимо суммировать абсолютно все сделки продажи, покупки и оказания услуг, которые были проведены с контрагентом на протяжении одного года.

Контролируемые, неконтролируемые и приравниваемые к контролируемым сделки

Контролируемыми являются сделки с суммарным годовым оборотом обоих контрагентов, превышающим 60 миллионов рублей. Один участник при этом соответствует любому из перечисленных условий:

  • работает по общей системе налогообложения
  • платит налог на добычу полезных ископаемых (в качестве предмета договора выступает одно из добытых ископаемых)
  • связан с инновационным центром Сколково
  • освобождён от уплаты налога на прибыль
  • использует ЕСХН или ЕНВД (в данном случае годовой оборот участников сделки превышает 100 миллионов рублей)

Не принадлежат к контролируемым сделки:

  • если взаимозависимые лица рассчитываются по УСН
  • между взаимозависимыми организациями, освобождёнными от обязанности уплаты налога на прибыль
  • на общую сумму, не достигающую 1 миллиарда рублей за 1 календарный год

Помимо этого, существует ряд сделок, которые приравниваются к контролируемым:

  • сделки, где один из контрагентов является резидентом государств и территорий, перечисленных в Приказе Минфина от 13.11.07 №108н, либо постоянным его представителем в РФ
  • внешнеторговые сделки с общегодовым доходом, превышающим 60 миллионов рублей, проводимые некоторым товарам: драгоценные металлы и камни, нефтепродукты, цветные и чёрные металлы, а также минеральные удобрения
  • сделки с привлечением посредников без ограничения суммы дохода

Ответственность за отношения между взаимозависимыми лицами

Контроль ФНС над сделками, совершаемыми между взаимозависимыми лицами, обусловлен вероятным воздействием на деятельность зависимого лица.

Налоговая инспекция учитывает взаимозависимость в процессе взыскания недоимки на счетах зависимых лиц. В данной ситуации требуется документальное подтверждение передачи лицу доли выручки или активов налогоплательщика.

Взаимная зависимость используется представителями ФНС в качестве эффективного инструмента, который позволяет выявлять уменьшение облагаемой налогами базы или неправомерное применение льгот на имущественный налог.

Физические и юридические лица, практикующие взаимозависимые отношения, могут столкнуться с определёнными рисками.

  1. ФНС вправе признавать контрагентов взаимозависимыми, если налогоплательщик в целях получения необоснованной налоговой выгоды манипулирует с ценами в сделке или пытается искусственным путём сделать её неконтролируемой. Однако это возможно только при наличии доказательства получения необоснованной выгоды.
  2. Вероятно начисление дополнительных налогов, если взаимозависимые лица провели сделку с ценами ниже рыночных.
  3. При уменьшении суммы уплаченных налогов ФНС выполняет коррекцию баз налогооблажения. При этом доначисления проводятся по принципу симметричности. Стоимость сделки корректируется у контрагентов одновременно, вследствие чего размер налога у одной из сторон может уменьшится, а у второй — наоборот, увеличиться.
  4. Неуплата налога или его уплата в неполном размере по причине нерыночных цен, фигурирующих в сделках, влечёт за собой штраф, размер которого составляет 40% от невыплаченной суммы налога. Минимальное значение данной суммы — 30 000 рублей.
  5. Предоставление недостоверных сведений в уведомлении относительно контролируемых сделок, как и самовольное непредоставление такого уведомления влечёт за собой наложение штрафа в размере 5 000 рублей.
  6. Лицу, которое выступает в сделке в качестве продавца, ФНС вправе доначислить налог на добычу полезных ископаемых, НДС, а также НДФЛ по предпринимательской деятельности в том случае, если второй контрагент не обязан уплачивать налог.

Для того, чтобы избежать ответственности, налогоплательщик должен предъявить доказательства использования рыночных цен в сделке либо заключения соглашения о ценообразовании.

Какие виды налогов подлежат проверке

В п. 2 ст. 105.3 НК РФ определено, какие виды налогов попадают под строгий контроль ФНС:

  • подоходный налог
  • на добавленную стоимость
  • на прибыль организаций
  • на добычу полезных ископаемых

Для проверки добросовестности и правомерности всех проведённых сделок ФНС может применять любой из перечисленных методов:

  • затратный метод
  • сопоставимость рыночных цен
  • распределение прибыли
  • стоимость последующей реализации
  • сопоставимость рентабельности

Во время проведения проверок ФНС может запросить следующую документацию и сведения:

  • подробное описание сделки, а также её условий
  • перечень всех участников
  • размер доходов и расходов, определённый по результатам сделки
  • указание причин выбора того или иного метода, а также их обоснование
  • информацию о полученной экономической выгоде в результате проведения сделки
  • перечисление факторов, которые повлияли на стоимость сделки, а также её рентабельность
  • корректировку размера налога и налоговой базы

Проверке со стороны налоговой службы подлежат все контролируемые сделки за три года, предшествующих периоду, в котором было принято решение об их проведении. Длительность проверки, в среднем, составляет 6 месяцев, однако в некоторых ситуациях этот период может быть продлён.

Не подлежат контролю со стороны ФНС сделки, если их стоимость автоматически признана рыночной. Это распространяется на цены, которые были установлены антимонопольными органами, соглашением о ценообразовании, оценщиком, а также в результате биржевых торгов.

Источник: https://kontur-f.ru/news/vzaimozavisimye-lica-osnovnye-priznaki/

Контролируемые сделки: критерии, таблица, порядок заполнения уведомления для ФНС

Неконтролируемые сделки

Контролируемым сделкам посвящена целая глава Налогового кодекса — глава 14.4. Данная глава включает три статьи, которые дают представление о контролируемых сделках, описывают их критерии, порядок подготовки документации и уведомления для ФНС. Ниже расскажем о нюансах контролируемых сделок в России.

Таблица. Критерии контролируемых сделок 2019

На признание сделки контролируемой влияет несколько факторов. В том числе доход по сделке, налоговый режим компании, вид деятельности, характер отношений между участниками сделок.

Для вашего удобства мы собрали основные критерии в таблицу (ст. 105.14 НК РФ). Изучите ее, чтобы определиться, нужно ли вам отчитываться по контролируемым сделкам 2019 года в 2020 году.

Эти же критерии будут действовать для сделок, совершенных в 2020 году.

Характер контролируемой сделки

Признаки, указывающие на контролируемую сделку

Сумма сделки для признания ее контролируемой

Участники сделки — взаимозависимые лица, которые являются резидентами РФ (п. 2 ст. 105.14 НК РФ)Сумма цен сделок за годСовокупный доход от сделок за год не менее 1 млрд руб.
Стороны сделки применяют разные ставки по налогу на прибыль (кроме ставок, предусмотренных пп. 2-4 ст. 284 НК РФ)
Одна из сторон сделки платит НДПИ, а предмет сделки — добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом налогообложения для указанной стороны
Одна из сторон сделки применяет ЕСХН или ЕНВД, а сделка совершена в рамках этой деятельности. Один из остальных участников сделки не применяет эти режимы
Одна из сторон освобождена от налога на прибыль
Одна из сторон сделки — налогоплательщик, который добывает углеводородное сырье на морском месторождении. Другая сторона сделки не занимается этой деятельности либо занимается, но не учитывает доходы и расходы по такой сделке в налоговой базе по налогу на прибыль
Одна из сторон сделки — исследовательский корпоративный центр, указанным в ФЗ №244-ФЗ либо участником проекта «Об инновационных научно-технологических центрах» и освобожден от уплаты НДС
Одна из сторон сделки в течение налогового периода применяет инвестиционный налоговый вычет
Одна из сторон сделки платит налог на доп. доход от добычи углеводородного сырья. При этом доходы и расходы по сделке учитываются при расчете базы по этому налогу
Любые лица-участники сделок, приравненных к сделкам взаимозависимых лиц

Сделки с посредниками, которые:

  • в этих сделках не выполняют никаких функций, кроме организации реализации товаров между взаимозависимыми лицами;
  • не несут никаких рисков и не используют никаких активов для организации сделки
Совокупный доход от сделок за год не менее 60 млн руб.
Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли
Сделки, одна из сторон которых зарегистрирована, проживает или является налоговым резидентом в государстве или на территории, которая включена в перечень Минфина
Один из участников сделки не является налоговым резидентомСделки между лицами, которые признаны взаимозависимыми или приравнены к взаимозависимым (ст. 105.1 и ст. 105.14 НК РФ)Совокупный доход от сделок за год не менее 60 млн руб.

Эти критерии применяются для сделок, доходы и расходы от которых признаются для расчета базы по налогу на прибыль с 1 января 2019 года. При этом не имеет значения дата заключения договора. Однако, если вы оплачивали налог до начала 2019 года, перерасчеты проводить не нужно.

Таблица. Критерии контролируемых сделок 2017 и 2018

Характер контролируемой сделки

Признаки, указывающие на контролируемую сделку

Сумма сделки для признания ее контролируемой

Участники сделки — взаимозависимые лица и резиденты РФ (п. 2 ст. 105.14 НК РФ)Сумма цен сделок за годСовокупный доход от сделок не менее 1 млрд руб.
Один из участников сделки находится на ЕНВД или ЕСХН, при этом другая сторона применяет отличный от указанных режим налогообложенияСовокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
Один из участников сделки применяет ставку 0 % по налогу на прибыль или вовсе освобожден от его уплатыСовокупный доход от сделок не менее 100 млн руб.
Один из участников сделки является резидентом ОЭЗ или участником СЭЗ, в которых действуют льготы по налогу на прибыль. При этом второй участник сделки не должен быть участником указанных зонСовокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
Один из участников сделки имеет лицензию на пользование участком недр, на территории которого есть новое морское месторождение углеводородного сырья, или этот участник сделки — оператор подобного месторождения и считает налог на прибыль согласно ст. 275.2 НК РФ. Важно, чтобы второй участник сделки не был причастен к данным обстоятельствам либо, являясь оператором описанного выше месторождения, не учитывал доходы (расходы) от этой деятельности при расчете налога на прибыльСовокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
Один из участников сделки — участник регионального инвестиционного проекта, ставки налога на прибыль у которого распределяются следующим образом: 0 % в федеральный бюджет и пониженная ставка в бюджет субъекта РФ. При этом второй участник сделки также может быть участником инвестиционного проекта на тех же условияхСовокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
Один или оба участника сделки — исследовательские корпоративные центры «Сколково», которые освобождены от уплаты НДССовокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
Один или оба участника сделки применяют инвестиционный вычет по налогу на прибыль (ст. 286.1 НК РФ)Совокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
Сделка с участием посредников — не взаимозависимых лицПосредник занимается только перепродажей товаровДоход от сделки не имеет значения
Посредник занимается перепродажей товаров и не несет никаких рисков, не использует собственные активы
Контракт в сфере внешней торговли товарами мировой биржевой торговлиВ результате сделки продают: нефть и нефтяные товары, минеральные удобрения, цветные или черные металлы, драгоценные камни и металлы  
Внешнеэкономическая сделка между взаимозависимыми лицамиВсе удовлетворяющие характеристике сделкиДоход от сделки не имеет значения

Порядок заполнения уведомления о контролируемых сделках

Уведомление о контролируемых сделках включает: традиционный титульный лист и три раздела, при этом первый раздел включает два подраздела с буквенным обозначением А и Б.

В подразделах 1А и 1Б нужно отразить информацию о сделке и ее предмете. Разделы 2 и 3 расскажут об участниках сделки.

Подраздел 1А заполняется отдельно на каждую прошедшую сделку или совокупность однотипных сделок. Часть данного раздела очень похожа на анкету, в которой нужно выбрать верное утверждение и поставить нужный код. Коды указаны прямо в уведомлении.

Подраздел 1Б является дополнением и расшифровкой информации из подраздела 1А. Здесь отчитывающееся лицо указывает наименование товаров/работ, реквизиты договоров, страну происхождения и стоимость предмета сделки и т.п.

Количество листов подраздела 1Б должно совпадать с количеством сделок, отмеченных в подразделе 1А. То есть если налогоплательщик составил четыре листа подраздела 1Б, то в подразделе 1А нужно отразить четыре сделки.

Разделы 2 и 3 содержат регистрационные данные о лицах, с которыми заключены сделки. Отличие лишь в том, что в разделе 2 указывают участников — юридических лиц, а в разделе 3 участников — физических лиц.

Полная инструкция по заполнению уведомления находится в Приказе ФНС от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@.

Уведомление о контролируемых сделках за 2019 год

По контролируемым сделкам, которые были в 2019 году, следует сдать уведомление в ФНС до 20.05.2020. Направьте его в налоговый орган по месту своего нахождения.

Отчитаться можно в бумажной и электронной форме.

Источник: https://www.kontur-extern.ru/info/kontroliruemye-sdelki

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.