Ненадлежащее исполнение контракта

Содержание

Чем грозит неисполнение условий контракта по 44-ФЗ заказчику и исполнителю

Ненадлежащее исполнение контракта

Из этой статьи вы узнаете:

  • Обязанности сторон по 44-ФЗ
  • Типичные примеры неисполнения контракта по 44-ФЗ
  • О правовом регулировании ответственности сторон по 44-ФЗ
  • Виды неустойки из-за неисполнения условий контракта по 44-ФЗ
  • Как рассчитать размер штрафа заказчику
  • Как рассчитать размер штрафа поставщику
  • Как уплатить пени и штрафы
  • Можно ли избежать штрафов и пени

Министерством юстиции России обнародован проект нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Планируется, что он вступит в силу с 01.01.2021 г. Отдельная глава 28 в новом КоАП разъясняет, к чему приведет неисполнение условий контракта по 44-ФЗ.

Новый закон о госзакупках № 44-ФЗ хотя и детально регулирует отношения, связанные с заключением и исполнением контрактов, но все же вызывает и много вопросов. Постараемся выяснить, чем грозит неисполнение условий контракта по 44-ФЗ для заказчика и исполнителя, и можно ли избежать штрафных санкций.

Обязанности сторон по 44-ФЗ

Статья 94 закона о госзакупках устанавливает комплекс мер, которые позволяют осуществить закупку. При этом заказчик и исполнитель действуют в рамках ГК РФ и закона 44-ФЗ. Речь идет о таких действиях:

  • Приемка всего объема ТРУ либо отдельных этапов в соответствии с условиями соглашения. Сюда же относится осуществление экспертной оценки предоставленных ТРУ или этапов выполнения условий контракта.
  • Оплата покупателем оказанных в рамках соглашения услуг либо отдельных частей работы по договору.
  • Взаимодействие сторон при внесении изменений в условия договора или расторжения последнего по ст. 95 закона 44-ФЗ. А также применение мер и совершение иных действий при неисполнении условий контракта по 44-ФЗ исполнителем или заказчиком.

Заказчикам нужно понимать, что они могут столкнуться с недобросовестными поставщиками, которые не только не выполнят свои обязательства по соглашению, но и нанесут таким образом урон хозяйственной деятельности.

Часть 4 ст. 34 закона 44-ФЗ требует, чтобы в тексте договора содержалось условие об ответственности сторон за неисполнение условий по контракту или их ненадлежащее исполнение. Постановление Правительства РФ № 1042 от 30.08.2017 г.

устанавливает принцип начисления пени и штрафов участникам закупочного процесса.

Данное положение называется «Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом».

Типичные примеры неисполнения контракта по 44-ФЗ

Среди наиболее распространенных примеров неисполнения условий контракта по 44-ФЗ поставщиком и заказчиком стоит перечислить:

  1. Выполнение работ на момент прекращения контракта.
  2. Выполнение неполного объема работ, указанного в договоре.
  3. Несоблюдение условий, касающихся качества услуг.
  4. Пропуск установленного для оплаты времени.

Согласно ч. 5 ст. 34 закона 44-ФЗ, если покупатель нарушает сроки исполнения обязательств, поставщик может потребовать выплаты пени и штрафов по условиям договора. Отметим, что в п. 6 данной статьи заказчик получает точно такое же право.

Оговоримся, что заказчик не имеет права самостоятельно принимать решение относительно начисления пени, штрафов за нарушение существенных условий контракта по 44-ФЗ.

Если его не устраивает то, каким образом были выполнены условия договора, либо исполнитель не соблюдает сроки, начисляется неустойка.

Кроме того, в тексте соглашения должен быть прописан порядок такого начисления – об этом говорится в п. 4 ст. 34 закона о госзакупках.

Организатор торгов не может изменить порядок начисления пени и штрафов, зафиксированный на законодательном уровне, даже если стороны придут к соответствующему соглашению.

Закон устанавливает ряд случаев, в которых заказчик не должен требовать выплату пени и штрафов. Именно так (согласно ст.

93 закона 44-ФЗ) поступают во время закупок у единственного поставщика на сумму 300 000 или 600 000 рублей.

Данное правило распространяется на ситуации, когда предметом торгов становится поставка медикаментов, посещение зоопарка, театра, других мероприятий развлекательного характера.

Правовое регулирование ответственности сторон по 44-ФЗ

Основными документами, устанавливающими ответственность заказчика и исполнителя, считаются:

  • закон о госзакупках;
  • Постановление Правительства № 1042;
  • Административный кодекс;
  • ГК РФ.

Источник: https://cett.biz/poleznaya-informaciya/statii/chem-grozit-neispolnenie-usloviy-kontrakta-po-44-fz/

Как не платить штраф в госзакупках

Ненадлежащее исполнение контракта

В госзакупках заказчики обязаны привлекать поставщиков к ответственности за нарушение обязательств по контракту.

За неисполнение контракта могут оштрафовать на крупную сумму, а за просрочку — начислить пеню. Но иногда заказчики требуют лишнего. Так было у поставщика мягкого инвентаря — полотенец, покрывал, одеял, постельного белья и другой текстильной продукции.

Несмотря на то что компания поставила все товары по контракту, заказчик обратился в суд с иском о взыскании штрафов и пени за просрочку и убытки — всего 93 315,76 Р.

Причина — поставщик не сразу привез мягкий инвентарь надлежащего качества и заменил его уже после того, как истек срок поставки товаров.

В статье расскажу, какая ответственность грозит за поставку товара ненадлежащего качества в госзакупках и как доказать, что поставщик не обязан платить штраф, если заменил товар.

Органам власти, государственным и муниципальным учреждениям для работы нужны услуги или товары со стороны: текстиль, продукты питания, услуги охраны и т. п. Но они не могут просто так взять и что-то купить или заказать у поставщика, который им больше понравился.

Поставщиков определяют через систему государственных и муниципальных закупок по закону 44-ФЗ. Эту систему придумали, чтобы бюджетные деньги не разворовывались. Поэтому госзакупки строго регулирует государство. Вот как это работает.

Например, больница планирует закупить средства индивидуальной защиты. Она пишет техзадание на закупку: что именно нужно, в каком количестве и когда.

Определяет требования к поставщику и условия закупки, например преимущества для субъектов малого предпринимательства, ограничения для иностранных товаров. Затем публикует объявление о торгах на сайте госзакупок.

Поставщики подают заявки, предлагают цену. Далее больница подводит итоги торгов и определяет победителя. С ним заказчик заключает контракт.

В контракте фиксируются все важные требования, как в обычном договоре: что нужно сделать, когда, за сколько и на каких условиях. Контракт необходимо исполнить строго по этим требованиям. Например, если в заявке на тендер были указаны характеристики товара, то именно такой товар и нужно будет привезти.

Контролеры проверяют, как заказчик принимал товар, оценивают результат работ. Смотрят, соответствуют ли товары или работы условиям контракта, требовал ли заказчик от контрагентов неустойку за нарушение контракта. Если нет, то контролеры в акте проверки напишут, что заказчик нарушил закон о госзакупках: не привлек поставщика к ответственности.

В статье речь пойдет о штрафах и пенях по контракту, поэтому подробно расскажу, в каких именно случаях заказчик может их начислить.

Для расчета штрафа обязательства поставщиков и исполнителей делят на две группы:

  1. Те, которые имеют стоимостное выражение, например обязательство поставить товар за определенную цену.
  2. Те, которые денежного выражения не имеют, например обязанность представить документы на товар — сертификаты, декларации соответствия, регистрационные удостоверения и т. п.

За нарушение неденежных обязательств размер штрафа за каждое нарушение составит от 1000 Р — если цена контракта не превышает 3 000 000 Р, до 100 000 Р — если цена контракта превышает 100 000 000 Р.

Размер штрафа за нарушение обязательства, которое имеет стоимостное выражение, тоже обычно зависит от цены контракта. Так, если цена контракта до 3 000 000 Р, штраф составит 10% от цены контракта за каждое нарушение. При цене контракта от 3 000 000 Р до 50 000 000 Р штраф составит 5%. А если цена контракта от 50 000 000 Р до 100 000 000 Р — 1%.

Например, детский сад заключил контракт с поставщиком фруктов на 1 000 000 Р: 800 000 Р — стоимость яблок, 200 000 Р — груш. Поставщик привез яблоки, а груши оказались гнилые. Заказчик их не принял. Срок действия контракта истек, а хорошие груши поставщик так и не привез. В этом случае заказчик вправе потребовать у поставщика уплатить штраф — 10% от цены контракта, то есть 100 000 Р.

Штраф считают от начальной максимальной цены контракта, когда торги после снижения до нуля пошли на повышение. По итогам таких торгов победитель не только поставит товар, но еще и заплатит заказчику за это.

Если по итогам торгов на повышение предложенная победителем цена будет ниже начальной максимальной цены контракта, то штраф будут считать в процентах от начальной цены. Если же цена контракта будет выше начальной максимальной цены, то штраф будут считать от итоговой цены контракта.

Например, детский сад объявил электронный аукцион на закупку фруктов на 2 000 000 Р. Это начальная максимальная цена контракта, с которой начинаются торги.

В ходе аукциона цена была снижена до нуля, после чего торги пошли на повышение.

То есть участники уже предлагали не цену, по которой они готовы поставить фрукты, а цену, которую готовы заплатить за то, чтобы бесплатно поставить фрукты детскому саду.

В ходе торгов на повышение лучшая для заказчика цена составила 150 000 Р. В итоге победитель должен будет заплатить детскому саду 150 000 Р за право заключить контракт и бесплатно привезти фрукты в требуемом количестве и качестве. Если он не поставит фрукты, то должен еще и уплатить штраф — 10% от начальной максимальной цены контракта, то есть 200 000 Р.

Пени. Пеня — это другой вид неустойки. В отличие от штрафа она начисляется не за нарушение контракта, а за просрочку исполнения обязательства — нарушение сроков поставки товара, выполнения работ или оказания услуг. То есть если поставщик не привез груши или привез гнилые, его оштрафуют. А если он привез хорошие груши, но позже срока по контракту — начислят пеню.

Например, поставщик привез груши вовремя, а яблоки с опозданием на 10 дней. Заказчик их принял и потребовал пеню в размере 1/300 ключевой ставки за каждый день просрочки. Такое требование законно. При этом пеня считается от цены контракта, уменьшенной на стоимость исполненного обязательства. Так как груши привезли вовремя, то пеня будет считаться от стоимости яблок — 800 000 Р.

Размер пени за день просрочки составит:

800 000 Р × 1/300 × 5,5% = 146,67 Р

За 10 дней просрочки:

146,67 Р × 10 дней = 1466,7 Р

Если же груши оказались гнилые, то за просрочку поставки хороших груш заказчик тоже насчитает пеню. А если поставщик так и не заменит груши, то и штраф.

Заказчики часто требуют от поставщика уплаты и штрафов, и пени, даже если поставщик в итоге привез товар. Это неправильно. В нашем примере, если поставщик все-таки поставит хорошие груши, пусть и с просрочкой, штраф он платить не должен — только пени.

Именно такую ошибку допустил заказчик контракта на поставку мягкого инвентаря, когда пытался взыскать с поставщика одновременно штрафы и пени за поставку товаров ненадлежащего качества.

Вот как поставщику удалось добиться справедливости и не уплачивать лишние штрафы.

Как вести бизнес без штрафовЗарабатывать больше и не нарушать закон. Раз в месяц — в нашей рассылке для предпринимателей

Центр соцобслуживания и поставщик текстиля 22 июля 2019 года заключили муниципальный контракт на поставку мягкого инвентаря. По его условиям поставщик должен был привезти полотенца, одеяла, покрывала и другой текстиль в течение 7 дней, то есть до 29 июля. За это заказчик должен был заплатить ему 355 453,89 Р.

Поставщик текстиля привез все товары 13 августа — на 15 дней позже срока. Центр соцобслуживания при приемке изделий установил несоответствие некоторых из них условиям контракта:

  1. Одеяла не подошли по размерам.
  2. На покрывала не было сертификатов качества.
  3. На полотенцах не было информации о плотности ткани.
  4. Наименования наматрасников и наволочек не соответствовали заявленным.

Заказчик составил мотивированный отказ от приемки этих товаров и 26 августа направил поставщику текстиля претензию — потребовал их заменить. Кроме того, центр соцобслуживания требовал уплатить:

  1. Штраф за поставку товаров ненадлежащего качества — 35 545,38 Р.
  2. Штраф в размере 1000 Р за отсутствие сертификатов.
  3. Пени за просрочку поставки товаров на 15 дней — 1288,52 Р.

Поставщик заменил непринятые товары, и 9 сентября центр соцобслуживания согласился принять весь текстиль, кроме полотенец. По поводу их качества возник спор. Поставщик текстиля представил протоколы испытаний полотенец, но заказчик в них усомнился и обратился в экспертную организацию. Специалисты решили, что полотенца не соответствовали условиям контракта.

Заказчик снова обратился к поставщику с претензией и потребовал:

  1. Заменить полотенца.
  2. Уплатить еще один штраф за ненадлежащую поставку — 35 545,38 Р.
  3. Уплатить штраф за ненадлежащие протоколы испытаний — 1000 Р.
  4. Возместить расходы на проведение экспертизы — 18 936,48 Р.

В случае отказа пригрозил судом.

Поставщик текстиля заменил полотенца 11 декабря и таким образом полностью исполнил контракт. Однако требования центра соцобслуживания уплатить неустойки и возместить расходы на экспертизу не выполнил. Тогда заказчик обратился в суд.

В декабре 2019 года центр соцобслуживания обратился с иском в Арбитражный суд Красноярского края. Этот суд стороны определили в контракте.

Общая сумма требований составила 93 315,76 Р, а с учетом госпошлины — 97 048,76 Р.

Расчет исковых требований центра соцобслуживания: штрафа, пени и убытков Отзыв на иск и возражения истца

Поставщик мягкого инвентаря подготовил отзыв на иск: указал, что заменил все непринятые товары, поэтому оснований для взыскания штрафа нет.

Так поставщик текстиля хотел отбить основное требование о взыскании штрафов за ненадлежащие поставки в размере 71 090,76 Р.

Центр соцобслуживания попытался опровергнуть доводы ответчика и направил в суд возражения на отзыв.

Истец написал, что определение Верховного суда, на которое ссылался поставщик, устарело: оно было принято, когда еще действовало старое постановление правительства о штрафах в госзакупках 2013 года.

Это постановление утратило силу, когда в 2017 году приняли новое — № 1042. Центр соцобслуживания считал, что позиция Верховного суда якобы не актуальна.

Суд согласился с позицией поставщика и 4 марта своим решением отказал в удовлетворении требования о взыскании штрафов в размере 71 090,76 Р.

Суд не стал выносить мотивированное решение по делу, где объяснил бы свои выводы: так можно по закону. Но очевидно, что судья счел доводы поставщика убедительными.

Ответчик заменил непринятые товары, и истец их принял — это доказывали акты о приемке. Поэтому истец не вправе взыскивать с него штраф.

Таким образом, суд подтвердил правовую позицию Верховного суда: замена ненадлежащего товара на надлежащий исключает взыскание штрафа.

Что касается других требований, то суд решил взыскать с поставщика:

  1. Штраф за документы — 2000 Р.
  2. Расходы на экспертизу — 18 936,48 Р.
  3. Пеню в меньшем размере — 872,75 Р из-за того, что ЦБ снизил ключевую ставку.
  4. Госпошлину — 872 Р, это также меньше того, что просил истец.

Решение поставщика устроило, поэтому обжаловать его он не стал. Истец апелляционную жалобу также не подавал.

Последним актом этого судебного процесса стало определение суда от 25 мая 2020 года о взыскании с истца 7000 Р расходов на юриста.

Также поставщику удалось вернуть 7000 Р на услуги юриста

Поставщики не обязаны платить штрафы за неисполнение контракта, если после поставки товаров ненадлежащего качества заменят его на товары, которые соответствуют условиям контракта. В таком случае заказчик может начислить только пеню за нарушение сроков поставки, если поставщик их нарушил.

Аналогичную позицию в отношении штрафов суды занимают и при других нарушениях условий контрактов в госзакупках.

При поставке некомплектного товара. Если поставщик изначально поставит некомплектный товар или товар с нарушением условия об ассортименте или вообще поставит лишь часть товара, но впоследствии устранит нарушение, оснований для взыскания штрафа не будет.

Например, заказчик закупает комплект мебели: шкаф, стол и 12 стульев. Шкаф и стол привезли, а вместо 12 стульев поставили только 6. Если поставщик исправится и привезет недостающие стулья, то штрафовать его заказчик не вправе.

  1. В публичных закупках заказчики по закону обязаны привлечь поставщика к ответственности за нарушение условий контракта.
  2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта придется заплатить штраф.
  3. Размеры штрафов определяются правительством и зависят от стоимости контракта. Штрафы могут достигать 10% от цены контракта за каждый факт нарушения.
  4. В отличие от штрафа пеня начисляется не за факт нарушения контракта, а за просрочку исполнения обязательства — нарушение сроков поставки товара, выполнения работ или оказания услуг.
  5. Размер пени — 1/300 ключевой ставки Банка России за каждый день просрочки от цены контракта, уменьшенной на стоимость исполненного обязательства.
  6. Если поставщик заменит ненадлежащий товар, заказчик не вправе требовать уплатить штраф. Но может требовать пеню, если была просрочка.

Источник: https://journal.tinkoff.ru/goszakupki-penalty/

Новые правила расчета пеней и штрафов по государственным контрактам

Ненадлежащее исполнение контракта

С 9 сентября 2017 года правила, по которым начисляют штрафы и пени заказчики по 44-ФЗ, действуют согласно Постановлению Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042. Разберемся с новыми правилами и приведем отдельные примеры сложившейся к настоящему времени практики их применения

Условие об ответственности сторон является существенным и должно быть согласовано между сторонами контракта. Исключение составляют случаи, определенные ч. 15 ст. 34 для отдельных оснований закупок у единственного поставщика.

В качестве меры ответственности для сторон контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств предусматривается взыскание неустойки в 2 формах: штраф и пени.

Пени

Ответственность заказчиков и поставщиков в виде пени устанавливается за нарушение сроков исполнения контрактных обязательств в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы.

Пени рассчитывайте по следующей формуле:

Пени = Цена контракта х (1/300 х Размер ключевой ставки) х количество дней просрочки

Минфин РФ в письме от 13.04.2016 № 02-04-06/21780 разъяснил, что пени начисляются за каждый календарный день просрочки, включая выходные и праздничные дни, начиная со дня, следующего после дня истечения срока исполнения обязательства по контракту.

Начислять пени в размере, превышающем 1/300 ключевой ставки недопустимо (см. решение, предписание Омского УФАС от 16.10.2017 № 03.10.1/279-2017).

В случае если поставщик выполнил обязательства не полностью, размер пени уменьшается на сумму, пропорциональную объему исполненных поставщиком обязательств.

При расчете количества дней просрочки следует исключить дни, потребовавшиеся заказчику для приемки (оформления ее результатов) поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, если иное не предусмотрено контрактом (Письмо Минфина России от 07.11.2017 № 24-03-08/73293).

Штраф устанавливается за нарушение иных контрактных обязательств, не связанных со сроками, напрмиер, за каждый факт неисполнения сторонами обязательств по контракту. Постановлением Правительства РФ № 1042 установлены фиксированные суммы штрафа. Рассмотрим их разновидности.

Штрафы для заказчика

За каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
  • 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
  • 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
  • 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Расчитывать штраф следует от цены контракта, а не от начальной (максимальной) цены такого контракта (решение и предписание Кемеровского УФАС от 28.11.2017 по делу № 828/3-2017).

Обратите внимание, что независимо от того, заключен ли контракт на 30 000 рублей или на 300 000 рублей, или даже на 3 000 000 рублей размер штрафа будет 1 000 рублей.

Штрафы для поставщика

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 10% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
  • 5% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
  • 1% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
  • 0,5% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);
  • 0,4% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);
  • 0,3% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);
  • 0,25% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);
  • 0,2% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);
  • 0,1% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей.

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе

Подробнее о курсах

Из этой линейки штрафов выбирайте соответствующий цене вашего контракта.

В ситуациях, когда заказчик прописывает все возможные штрафы, даже с пояснением, что исключит из условий все, кроме общих штрафов на поставщика, когда направит контракт победителю, такие действия заказчика признаются нарушением требований контрактного законодательства (решение Омского УФАС от 23.11.2017 № 03-10.1/298-2017).

Штрафы для поставщика — СМП или СОНО

Особые условия ответственности установлены для случаев заключения контракта с СМП/СОНО.

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом по результатам закупку у СМП/СОНО, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 3% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
  • 2% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);
  • 1% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).

Обратите внимание, что, если вы провели закупку на общих основаниях, а выиграл участник, являющийся СМП/СОНО, тем не менее контракт заключается на условиях объявленной закупки, без изменения условий о штрафах для СМП/СОНО.

Аналогична и ситуация, если объявленная закупка для СМП/СОНО не состоялась из-за признания только 1 заявки соответствующей требованиям и последующего заключения контакта по п. 25 ч. 1 ст.

93 у единственного поставщика, штрафы должны быть прописаны в соответствии с условиями несостоявшейся закупки по п.4 Постановления Правительства РФ № 1042 для субъектов СМП/СОНО (решение Ивановского УФАС от 23.

10 2017 № 07–15/2017–189).

Штрафы для поставщика, предложившего наиболее высокую цену за право заключить контракт

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки, предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 10% начальной (максимальной) цены контракта (далее — НМЦК) в случае, если НМЦК не превышает 3 млн. рублей;
  • 5% НМЦК в случае, если НМЦК составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
  • 1% НМЦК в случае, если НМЦК составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).

Данные положения применяются только в случае проведения электронного аукциона с так называемым переходом через «0».

Соответственно, при проведении аукциона следует уже в проект контракта включать рассматриваемые условия, поскольку заказчик никогда заранее не знает, как сложится ситуация, будут ли участники закупок снижаться до «0».

Более того, в отсутствии соответствующих условий антимонопольные органы указывают заказчикам на нарушение требований контрактного законодательства (решение Челябинского УФАС от 30.10.2017 № 732-ж/2017).

Штрафы для поставщика за ненадлежащее исполнение обязательства, которое не имеет стоимостного выражения

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
  • 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
  • 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
  • 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Штраф устанавливается от цены контракта. В контракте должны быть выделены соответствующие обязательства, не имеющие стоимостного выражения, нарушение которых будет являться основанием для применения установленных штрафов.

Это могут быть обязательства предоставить соответствующие товаросопроводительные документы, требования к доставке товара, требования о непревышении допустимого уровня брака и пр.

При отсутствии в контракте соответствующих мер ответственности за нарушение обязательств, не имеющих стоимостного выражения (при их наличии), заказчика могут оштрафовать за утверждение документации с нарушением требований контрактного законодательства (см. решение Челябинского УФАС от 20.10.2017 по делу № 713-ж/2017).

Постановлением Правительства РФ № 1042 установлены также специальные штрафы для участников закупки за невыполнение отдельных видов требований:

  • Штраф за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту устанавливается в размере 5% стоимости указанных работ.
  • Штраф для поставщика, взыскиваемый в случае если в соответствии с ч.6 ст. 30 контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП (СОНКО) – устанавливается в размере 5% объема такого привлечения, установленного контрактом.

При описании условий о применении мер ответственности для сторон по контракту, необходимо, помимо прочего, установить условие о том, что общая сумма неустойки не может превышать цену контракта. Отсутствие такого условия расценивается контрольными органами как нарушение требований законодательства о контрактной системе (решение Челябинского УФАС от 03.11.2017 по делу № 257-ВП/2017).

Рассмотренные выше меры ответственности для сторон по контракту требуют от заказчика тщательной проработки проекта контракта, анализа соответствующих условий привлечения к ответственности за неисполнение, ненадлежащее исполнение контрактных обязательств.

Заказчику следует прописывать в контракте все особенности применения неустойки.

Указание простой отсылки на применение законной неустойки свидетельствует о ненадлежащем исполнении заказчиками своей обязанности по соблюдению требований контрактного законодательства (решение Омского УФАС от 15.11.2017 № 03–10.1/295–2017).

Бесплатные вебинары по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Участие в закупках. Изменения. Эксперты-практики в Школе электронных торгов

Посмотреть расписание

В завершении следует также отметить, что при заключении отдельных контрактов, имеющих специальное нормативное регулирование, заказчику следует руководствоваться соответствующими нормативными актами.

Так, например, при заключении договора энергоснабжения устанавливается неустойка, определенная абз. 8 ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Данная позиция изложена в том числе в Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016. Аналогично, при заключении договора на оказание услуг по ОСАГО неустойка устанавливается в соответствии с п. 21 ст.12 Федерального закона от 25.04.

2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», а не в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе и Постановление Правительства РФ № 1042.

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1580

Неустойки, штрафы по контракту 44-ФЗ: помощь адвоката

Ненадлежащее исполнение контракта

          Случается, так, что организации не имеют возможности вовремя исполнять свои обязанности по договору. Согласно Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44 — ФЗ существует ряд мер воздействия на стороны заключивших контракт.

         Не важно по какой причине происходит несвоевременное, а возможно и ненадлежащее исполнение контракта.

В контракте обычно прописывается все возможные варианты правомерных взысканий как со стороны по договору, как с заказчика, так и с подрядной организации.

Наш адвокат в сфере закупок, тендеров и торгов, вопросах замены заказчика по 44-ФЗ и иных проблем поможет во всем разобраться: профессионально, выгодно и в срок.

Ненадлежащее исполнение контракта 44-ФЗ

          В случае, когда все же происходят заминки в поставке товара или строительстве того или иного объекта, вторая сторона имеет право требовать следующие компенсации:

  • Уплаты неустойки (штрафов и пени) за каждый просроченный день;
  • Уплаты понесенных убытков.

         Сторона чьи права нарушены, может готовить претензию по госконтракту по 44-ФЗ уже на следующий день после того как пошла просрочка исполнения контракта. В претензии необходимо указать расчет требований и изложить всю суть проблемы.

В случае, если подрядчик или поставщик не исполнит требования, указанные в претензии, текст претензии будет изучаться в суде чтобы проверить имеете ли вы право заявлять те или иные исковые требования.

Только суд сможет решить спор, если вторая сторона считает, что не смогла выполнить условия контракта по причинам не зависящим от нее, поэтому и обеим сторонам потребуется грамотный и квалифицированный юрист.

ПОЛЕЗНО: смотрите ВИДЕО по теме участия нашего адвоката в антимонопольном споре и подпишитесь на канал , чтобы иметь возможность получать совет адвоката через комментарии к ролику.

Снижение неустойки по 44-ФЗ

          Существует несколько правил, следуя которым, вы значительно снизите риск предъявления требования о выплате неустойки:

  • Внимательно изучите контракт, бывает, что исполнение контракта должно быть двухсторонним, например, заказчик не отправил вовремя заявку на поставку оборудования или строительных материалов;
  • Если возникает хотя бы малейшая возможность того, что контракт не будет исполнен, необходимо срочно готовить письмо заказчику с предупреждением;
  • Необходимо договариваться о том, чтобы все контрагенты заранее готовили счет фактуры и иные закрывающие документы;
  • Заранее направляйте все необходимые документы второй стороне по контракту, поскольку ошибки допускают даже самые лучшие сотрудники, поэтому всегда будет лучше если у вас будет время на исправление собственных ошибок.

         Неустойка начисляется на всю сумму по договору за вычетом суммы фактически исполненных обязательств по контракту. Но не стоит пугаться, существует реальная возможность снижения пеней до минимально установленной.

Дело в том, что заказчики применяют в своих расчетах формулы установленные законодателем по умолчанию. Но необходимо рассчитывать также согласно ставки рефинансирования ЦБ, следовательно, разница в расчетах бывает колоссальной.

Также стоит отметить, что если размер процентов будет явно несоразмерен с суммой, указанной в контракте, в таком случае суд обязан будет уменьшить размер взыскиваемых процентов.

Что считается ненадлежащим исполнением контракта?

       Если разобрать на примере закона, что же такое ненадлежащее исполнение контракта, то в этом нам поможет ст. 94 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в которой идет четкое подразделение ненадлежащего исполнения контракта, которое заключается в следующем:

  • Не была осуществлена приемка товара в срок указанный в контракте, подробнее, как принять работы по контракту по ссылке в блоге;
  • Заказчиком не была произведена оплата товара или определенного этапа в оговоренный срок;
  • Не было осуществлено взаимодействие заказчика с поставщиком или подрядчиком строительных работ в определенный этап исполнения контракта.

      В данном деле очень важны сроки, а это значит, что даже если товар был привезен, но не в оговоренные сроки, контракт может считаться не исполненным, более того, заказчик может предъявить убытки, понесенные в связи с несвоевременно доставленным товаром.

Удержание неустойки из оплаты по контракту

      Стоит отметить, что законодательством РФ не предусмотрено удержание неустойки из оплаты по контракту и тем не менее, такое возможно только в случае, если данный факт описан в контракте.

Бывает также, что сам подрядчик согласен с тем, что не укладывается в оговоренные сроки, в таком случае соглашается с удержанием неустойки из суммы в контракте.

Разумеется, данная сделка должна быть документально подтверждена и подписана с двух сторон, чтобы впоследствии не оказалась виновной уже прямо противоположная сторона.

Взыскание пени по 44-ФЗ

        В нашей стране очень действенным является такая мера наказания как пени по 44 – ФЗ. Действительно, при заключении контракта обе стороны были уверены в своих силах в том, что они обязуется исполнить.

На деле не всегда получается так как мы хотим, поэтому наказание в виде взыскания пени и иных процентов и штрафов является самой распространенной судебной практикой.

Случается, также, что стороны приходят в мировому соглашению прямо в зале судебного заседания, но сам факт обращения в судебные инстанции уже на всегда расторгает отношения между сторонами.

        Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если сможет доказать, что неисполнение контракта или несвоевременность тех или иных действий была по причинам, не зависящим от организации.

Будь теми причинами какие-то природные катастрофы или же наоборот, причина таится в действиях самого заказчика. В любом случае, стороне придется попотеть чтобы доказать отсутствие своей вины. В процедуру доказывания входит сбор необходимых бумаг, допрос свидетелей и сотрудников сторон контракта.

Лучше всего поручить данное действие адвокату, который уже не раз сталкивался с подобными процедурами в суде.

ПОЛЕЗНО

Источник: https://katsaylidi.ru/blog/neustojki-peni-shtrafy-po-kontraktu-44-fz/

Ответственность за ненадлежащее исполнение контракта заказчиком или поставщиком по 44-ФЗ: штрафы и пени за просрочку

Ненадлежащее исполнение контракта

После выбора исполнителя закупки стороны подписывают контракт, условия которого вкупе с положениями закона 44-ФЗ накладывают ряд обязательств на исполнителя и заказчика.

Права и обязательства заказчика и исполнителя

Вне зависимости от предмета закупки исполнитель обязан:

  • информировать заказчика о процессе исполнения контракта на любой стадии;
  • соблюдать сроки исполнения обязательств;
  • соблюдать требования заказчика и отраслевых нормативов к качеству поставляемого товара, оказываемой услуги или выполняемой работы.

При этом исполнитель может расторгнуть госконтракт, если заказчик необоснованно занизил цену контракта после его подписания или систематически пропускал промежуточные платежи в пользу исполнителя.

Также исполнитель вправе привлекать независимых экспертов для оценки качества товара или услуги, если считает претензии заказчика необоснованными, и требовать выплаты пеней за просрочку выплаты по контракту.

Заказчик при этом обязуется:

  • соблюдать сроки публикации закупочной документации в ЕИС;
  • проводить экспертизу поставленного товара или услуги и составлять акт приемки;
  • оплачивать работу исполнителя и своевременно возвращать сумму обеспечения закупки.

При нарушении контракта исполнителем заказчик имеет право на возмещение убытков и выплату неустойки в свою пользу. Расторгнуть контракт в одностороннем порядке заказчик имеет право только в случае, если исполнитель не исправит допущенные нарушения в течение 10 дней с момента получения письменного требования от заказчика.

Важно учесть, что заказчик имеет право принять товары, услуги или работы ненадлежащего качества, не взыскивая с исполнителя неустойку, если такое принятие не нанесет ущерб государству или обществу.

Правовое регулирование

Ответственность сторон по госконтракту регулируется:

Ст. 34 закона 44-ФЗ определяет меры гражданской ответственности сторон и порядок расчета пени за просрочку исполнения условий контракта, Постановление № 1042 устанавливает правила расчета штрафа за низкое качество предоставленных товаров или услуг, а КоАП определяет наказания для сторон за нарушение закона 44-ФЗ при исполнении госконтракта.

Типичные нарушения и взыскания

Исполнитель госконтракта чаще всего допускает два вида нарушений:

  • просрочка исполнения условий контракта;
  • поставка товаров или оказание услуг низкого качества.

При нарушении сроков исполнения контракта исполнителем заказчик взыскивает пени, а за ненадлежащее качество исполнения обязательств исполнитель выплачивает штраф. Кроме того, заказчик вправе взыскать с исполнителя убытки, понесенные из-за нарушения условий контракта.

Если нарушение условий исполнения контракта принесло вред обществу или государству (например, когда исполнитель нарушил сроки ремонта городских коммуникаций), то ответственные за нарушение должностные лица исполнителя подвергаются административному штрафу в размере от 5 до 15 процентов от стоимости неисполненных обязательств, но не менее 30000 рублей. При этом организация исполнителя выплачивает штраф в размере 100-300% от цены контракта, но не менее 300000 рублей (ч. 7 ст. 7.32 КоАП).

Заказчики допускают следующие нарушения:

  • нарушение сроков оплаты исполненных обязательств по госконтракту;
  • незаконное расторжение контракта в одностороннем порядке;
  • нарушение порядка приемки товара.

За просрочку оплаты назначаются пени в пользу исполнителя, за расторжение контракта без законных оснований – административный штраф в размере 50000 рублей для должностных лиц и в размере 200000 рублей – для организации заказчика (ч. 6 ст. 7.32 КоАП).

Если заказчик не составил акт приемки, то он подвергается штрафу в размере 20000 рублей, а если принял некачественный товар, что привело к растрате бюджетных средств, то сумма штрафа составит от 20000 до 50000 рублей.

Расчет неустойки по 44-ФЗ

Пени, выплачиваемые заказчиком при просрочке оплаты и исполнителем при просрочке исполнения обязательств, составляют 1/300 ключевой ставки ЦБ от цены контракта за каждый день просрочки. Размер ключевой ставки с 2018 года равен 7,75.

Например, цена контракта на ремонт здания МУПа составляет 1000000 рублей, подрядчик отремонтировал 75% здания в срок, а остальную часть – с опозданием на неделю. Размер пени составит:

(100% – 75%) * 1000000 * (7 дней) * (1/300 * 7,75%) = 452 рубля.

Штраф за некачественно выполненные обязательства зависит от цены контракта и составляет:

  • 3% цены контракта, если она не превышает трех миллионов рублей;
  • 2% – если цена контракта от 3 до 10 миллионов рублей;
  • 1% – если цена выше 10 миллионов рублей.

Если победителем закупочной процедуры является лицо, предложившее самую высокую цену за право заключения госконтракта, то штраф составит:

  • 10% – при цене контракта до 3 миллионов рублей;
  • 5% – при цене контракта от 3 до 50 миллионов рублей;
  • 1% – при цене контракта более 50 миллионов рублей.

Важно учесть, что если только часть обязательств контракта исполнена некачественно, то процент штрафа рассчитывается только от стоимости этой части, на не цены всего контракта.

Штраф может взыскиваться в твердой сумме, если некачественно выполненные условия контракта не имеют материального выражения. Сумма штрафа в таком случае составит:

  • 1000 рублей – если цена контракта меньше 3 миллионов рублей;
  • 5000 – при цене от 3 до 50 миллионов рублей;
  • 10000 – при цене от 50 до 100 миллионов рублей;
  • 100000 – при цене свыше 100 миллионов рублей.

Размер убытков, причиненных заказчику из-за просрочки или некачественного исполнения госконтракта, определяется арбитражным судом на основе данных, представленных проверяющими товары или услуги экспертами.

Как избежать взыскания

Решение о присуждении пени или штрафа принимается арбитражным судом, в ходе которого устанавливаются виновные в нарушении контракта и обстоятельства нарушения.

Согласно ч. 9 ст. 34 закона 44-ФЗ, нарушившая контракт сторона освобождается от выплаты неустоек в пользу контрагента, если сможет доказать, что нарушение условий контракта было допущено по причине:

  • действия непреодолимой силы (например, стихийного бедствия);
  • противоправных действий контрагента.

В качестве доказательств невиновности в нарушении госконтракта исполнитель может предоставить копии отказов заказчика в проведении независимой экспертизы товара или услуги, показания свидетелей о предоставлении услуги заказчику в срок и отказе составлять акт приемки и т. д.

Уменьшить размер неустойки исполнитель или заказчик может только в случае, если контрагент сознательно ее завысил, или если сумма неустойки превысила стоимость неисполненных обязательств, согласно ст. 333 ГК РФ. Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/otvetstvennost-za-neispolnenie.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.