Неоднократное нарушение служебной дисциплины

Грубое нарушение служебной дисциплины сотрудниками ОВД

Неоднократное нарушение служебной дисциплины

В условиях продолжающегося перехода нашего государства к новым экономическим отношениям во всех сферах государственной и общественной жизни, в реализации гражданами своих прав и исполнении ими своих обязанностей исключительно важное значение имеет ответственность …

В условиях продолжающегося перехода нашего государства к новым экономическим отношениям во всех сферах государственной и общественной жизни, в реализации гражданами своих прав и исполнении ими своих обязанностей исключительно важное значение имеет ответственность государственных органов, должностных лиц, а также всех граждан за добросовестное и эффективное исполнение возложенных на них обязанностей.

Федеральный закон от 31 ноября 2011 года N 342-ФЗ “О службе в органах внутренних дел Российской Федерации”, рассматривая вопросы привлечения сотрудников органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности, прежде всего определяет понятие “нарушение служебной дисциплины”.

В части 1 статьи 49 Федерального закона от 31 ноября 2011 года N 342- ФЗ “О службе в органах внутренних дел Российской Федерации” определено, что нарушение служебной дисциплины (дисциплинарный проступок) – виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.

Кроме этого, законодатель в части 2 статьи 49 Федерального закона от 31 ноября 2011 года N 342-ФЗ “О службе в органах внутренних дел Российской Федерации” определяет понятие грубого нарушения служебной дисциплины сотрудником органов внутренних. Грубым нарушение служебной дисциплины дел сотрудником органов внутренних является:

  1. несоблюдение сотрудником ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации;
  2. отсутствие сотрудника по месту службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного служебного времени;
  3. нахождение сотрудника на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения либо отказ сотрудника от медицинского освидетельствования на состояние опьянения;
  4. совершение сотрудником виновного действия (бездействия), повлекшего за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, возникновение угрозы жизни и (или) здоровью людей, создание помех в работе или приостановление деятельности федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения либо причинение иного существенного вреда гражданам и организациям, если это не влечет за собой уголовную ответственность;
  5. разглашение сотрудником сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, конфиденциальной информации (служебной тайны), ставших ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, если это не влечет за собой уголовную ответственность;
  6. небрежное хранение сотрудником вверенных для служебного пользования оружия и патронов к нему, повлекшее его (их) утрату, если это не влечет за собой уголовную ответственность;
  7. отказ или уклонение сотрудника от прохождения медицинского освидетельствования (обследования) в случаях, если обязательность его прохождения установлена законодательством Российской Федерации;
  8. неявка сотрудника без уважительной причины на заседание аттестационной комиссии для прохождения аттестации;
  9. умышленное уничтожение или повреждение сотрудником имущества, находящегося в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, повлекшие причинение существенного ущерба, если это не влечет за собой уголовную ответственность;
  10. нарушение сотрудником требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда) при условии, что это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на службе, пожар, аварию, катастрофу) либо заведомо создало реальную угрозу наступления таких последствий, если это не влечет за собой уголовную ответственность;
  11. совершение сотрудником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, виновных действий, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя;
  12. принятие сотрудником необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, находящегося в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба такому имуществу;
  13. непредставление сотрудником сведений (представление заведомо недостоверных или неполных сведений) о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
  14. сокрытие сотрудником фактов обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения;
  15. публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, в том числе в отношении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, если это не входит в служебные обязанности сотрудника.

В связи с грубым нарушением служебной дисциплины, согласно п. 6 ч. 2 ст. 82 Закона N 342-ФЗ, контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел.

Источник: https://64.xn--b1aew.xn--p1ai/pravoinform/msp/item/2602336

Грубое нарушение служебной дисциплины в полиции и последствия

Неоднократное нарушение служебной дисциплины

На каждом предприятии существует такое понятие, как трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение. Но сегодня речь пойдет не о государственных, и даже не о частных организациях. Мы поговорим о дисциплине в ОВД. На полицию возложена особая роль и ответственность, каждый полицейский – это не просто сотрудник ОВД, он – лицо государства.

Именно поэтому все действия работников полиции должны быть соответствующими, формировать у обычных людей уважительное отношение к законам и ни в коем случае не вызывать желания нарушать их. Как добиться этого? Весьма просто. Все мы знаем, что в полиции строго следят за дисциплиной, у них есть свой внутренний устав, грубое нарушение которого грозит серьезной ответственностью.

Посему каждый сотрудник ОВД обязан придерживаться должностных инструкций и безукоризненно выполнять их. Нарушение служебной дисциплины чревато строгими дисциплинарными взысканиями, о которых и пойдет речь дальше.

1. Законодательный ликбез

Законодательная база, которая действует на территории нашей страны, очень понятна и однозначна. Нормативные документы часто обновляются и совершенствуются. Особенное внимание уделяется законам, регулирующим деятельность полиции. Такие законы конкретные, предусматривают ситуации, что могут возникнуть во время несения службы и выполнения обязанностей.

Главным базовым законом в этом плане выступает закон про службу в ОВД. Конкретно дисциплинарным наказаниям посвящена ст. 49.

2. О чем речь?

Прежде, чем говорить о грубых нарушениях и мерах наказания за них, разберемся, что же представляет из себя служебная дисциплина.

Она означает, что каждым сотрудником обязательно должны соблюдаться обязанности, которые предусмотрены не только законами, но и Присягой, служебным контрактом, приказами Министерства и т. д.

Ответственность за нарушенную дисциплину сотрудником несет его непосредственный начальник. Именно поэтому его обязанностью является:

  • создать соответствующие условия труда, отдыха, обучения своих подчиненных;
  • воспитать у них ответственность;
  • обеспечить объективную оценку работы;
  • уважать своих подчиненных.

3. За что могут наказать?

В главном законе про службу в полиции четко прописаны пункты, за нарушение сотрудником полиции которых грозит ответственность. Так, в первую очередь наказывают тех, кто нарушает должностные инструкции. И оно понятно, ведь дисциплина в полиции – дело серьезное. Но за что могут наказать еще?

Грубым нарушением является:

  • неисполнение сотрудником приказов начальника;
  • аморальное поведение;
  • нарушение внутренних распорядков;
  • несоблюдение законодательства РФ.

Кстати, особое внимание стоит обратить именно на последний пункт. Согласно ему, дисциплинарное взыскание может получить даже тот сотрудник, у которого только в мыслях подобное грубое нарушение. А что уже говорить про грубые нарушения сотрудником, такие, как неправомерные задержания и прочее? Можно только представить, какие последствия могут повлечь подобные действия.

4. Самые грубые нарушения

Нарушение служебной дисциплины бывает разным, соответственно, и наказание за него несут по-разному. И все же есть перечень самых грубых ошибок, которые может допустить полицейский и при этом понести огромную ответственность, самую серьезную, какая только предусмотрена в полиции.

Так, грубым нарушением считается, если сотрудником полиции нарушаются запреты и ограничения, установленные законами. Также наказание грозит в том случае, если сотрудник отсутствует на работе свыше 4-х часов, и на то у него нет веских и уважительных причин. Сюда же относится нетрезвое состояние.

Другие примеры грубых нарушений:

  • виновное действие, вследствие которого нарушаются права и свободы граждан;
  • разглашение служебных или государственных тайн, конфиденциальной информации;
  • неправильная сохранность оружия, патронов, из-за чего они были утеряны (за это, кстати, предусмотрена уголовная ответственность);
  • уничтожение или повреждение имущества;
  • кражи, хищения;
  • сокрытие сведений
  • коррупционные действия и взятничество.

Это далеко не весь список грубых дисциплинарных нарушений, за которые сотрудник полиции может понести серьезное наказание.

5. Предусмотренные наказания

Все тот же закон о полиции предоставляет исчерпывающий список наказаний, которые предусмотрены за нарушения сотрудниками полиции. Так, взыскание может быть в виде устного предупреждения или выговора без занесения в личное дело. Это, можно сказать, лишь малая доля того, что ожидает нарушителя.

К более серьезным мерам за грубое нарушение правил сотрудником относится выговор с занесением в личное дело.

Кроме того, может встать вопрос о том, что человек не соответствует занимаемой должности, а это, в свою очередь, грозит понижением в звании или увольнением. Список достаточно обширен, и каждому пункту нужно уделить отдельное внимание.

5.1. Предупреждение

Самое мягкое дисциплинарное взыскание. Как правило, выносится оно при первичном и не слишком серьезном нарушении. Применяют его единожды, и если сотрудник полиции работает менее года.

5.2. Выговор без занесения

Практикуется куда чаще. В чем суть такого взыскания? Полицейского, который провинился, вызывают «на ковер» в кабинет начальника.

Последний, в свою очередь, подробно изъясняет ситуацию по поводу совершенного поступка. Кроме того, может примениться и дополнительное наказание, например, внеочередное дежурство или общественная работа.

5.3. С занесением

Если нарушение действительно грубое, дисциплинарное наказание отображается в личном деле полицейского. Чем это грозит? Все очень просто. В случае увольнения найти работу будет не так-то просто с имеющимся «послужным» списком выговоров. Дополнительные наказания также применимы.

5.4. Вопрос о несоответствии

Он ставится только, когда в деле уже есть два выговора. При последующем нарушении сотрудником вышестоящие руководители могут инициировать расследование внутреннего характера, результаты которого решат, будет ли полицейский работать дальше. Обычно такое расследование – предупредительная мера перед увольнением из органов. Чаще всего оно заканчивается понижением в должности.

Но наказанием бывает и куда более серьезным. Так, если комиссия по расследованию придет к выводу, что полицейский – злостный нарушитель и очерняет честь мундира, его могут не только разжаловать с должности, но и понизить в звании. А это – существенный минус к з/п, да и получить очередное звание будет не так-то легко.

5.5. Увольнение

Пожалуй, самое жесткое и серьезное наказание. И, что самое примечательное, человек больше никогда не сможет стать сотрудником полиции – подобное клеймо в личном деле не даст сделать этого. К счастью, применяется подобная мера наказания только в самых тяжелых и крайних случаях, к примеру, если полицейский принудил свидетеля дать ложные показания.

6. Укрепление дисциплинарных порядков

Но не одни наказания предусмотрены законом для полицейских. Чтобы мотивировать сотрудников полиции, а также пресечь попытки неправомерных действий, разработана большая система поощрений. Инициатива поощрения всегда должна исходить от начальника и объявляется приказом. В устной форме могут быть выражены благодарности.

Про поощрение или дисциплинарное взыскание полицейскому объявляют в личном порядке на построении или собрании. Какие же поощрение предусмотрены за образцовое несение службы и выполнение обязанностей? Их, как и наказаний, достаточно много. Среди них благодарности, всевозможные премии, ценные подарки, грамоты, знаки, внеочередные звания и многое другое.

Кроме того, поощрить полицейского могут, досрочно сняв ранее наложенное взыскание. Если говорить про курсантов учебных заведений, то для них также предусмотрены поощрения в виде повышения стипендий, предоставления увольнений и т. д.

В случае, если человек прослужил в полиции свыше 10 лет, его могут наградить почетными знаками, вручает которые сам Президент.

Обладатели таких знаков получают привилегию уходить в отпуск в удобное для них время (а не по расписанию). Кроме того, им предоставляют дополнительный 10-дневный отпуск, дают 5% надбавку к окладу. Знак может помочь в решении вопроса о получении или обустройстве жилья, предоставления путевок, разных соцгарантий для сотрудников полиции.

7. Вывод

Как видим, существует много систем поощрения и наказания в органах внутренних дел. Осознанное грубое нарушение дисциплинарных правил сотрудником грозит серьезными санкциями, вплоть до увольнения. А вот добросовестное несение службы и выполнение возложенных обязанностей всегда сполна поощряется.

Источник: https://letip.ru/kadry/trudovaya-disciplina/gruboe-narushenie/

Увольнение при нарушении служебной дисциплины

Неоднократное нарушение служебной дисциплины

В соответствии со статьей 38 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации за нарушение служебной дисциплины на сотрудников могут налагаться следующие виды взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в должности, снижение в специальном звании на одну ступень, лишение нагрудного знака, увольнение.

Сотрудник может быть уволен со службы в связи с неоднократным нарушением служебной дисциплины при условии, что на него ранее наложено дисциплинарное взыскание в письменной форме и на момент повторного неисполнения им без уважительных причин должностных обязанностей оно не снято и не погашено.

П. обратился в суд с иском к УФСИН России по субъекту Российской Федерации о признании незаконными и об отмене заключения служебной проверки, приказов о привлечении его к дисциплинарной ответственности в виде увольнения со службы, восстановлении на службе в ранее занимаемой должности.

В обоснование требований П. указал, что проходил службу в должности начальника филиала федерального казенного учреждения УФСИН России по субъекту Российской Федерации.

Приказом ответчика от 28 августа 2013 года П. объявлен выговор за допущенные нарушения служебной дисциплины.

На основании приказов ответчика от 28 и 29 августа 2013 года П.

был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде увольнения и уволен с занимаемой должности по пункту «о» статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (за неоднократное нарушение служебной дисциплины при наличии дисциплинарного взыскания, наложение которого осуществлено в письменной форме). По мнению П., при привлечении его к дисциплинарной ответственности ответчиком нарушен порядок применения дисциплинарного взыскания.

Решением районного суда в удовлетворении исковых требований П. отказано.

Судом установлено, что в ходе служебной проверки, проведенной учреждением УФСИН России по субъекту Российской Федерации в связи с поступлением 30 января 2013 года представления прокуратуры об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства в деятельности филиала данного учреждения, были выявлены факты неисполнения П. указания руководителя учреждения УФСИН России по субъекту Российской Федерации.

14 февраля 2013 года на имя начальника учреждения УФСИН России по субъекту Российской Федерации поступил рапорт старшего инспектора филиала названного учреждения, в котором было указано, что 13 февраля 2013 года П. осуществил несанкционированное изъятие и вынос личных дел осужденных, за которыми он осуществляет контроль.

По факту несанкционированного выноса П. личных дел осужденных УФСИН России по субъекту Российской Федерации была проведена служебная проверка, в заключении по результатам которой были установлены обстоятельства неисполнения П.

должностных обязанностей и игнорирования требований приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 20 мая 2009 года № 142 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового характера без изоляции от общества». За нарушение П.

служебной дисциплины рекомендовано привлечь его к дисциплинарной ответственности после выхода на службу и рассмотреть вопрос о целесообразности дальнейшего прохождения им службы.

В период с февраля по август 2013 года П. не исполнял должностные обязанности в связи с временной нетрудоспособностью, приступил к их исполнению 24 августа 2013 года, и 26 августа 2013 года по указанному факту П. были даны объяснения.

Приказом УФСИН России по субъекту Российской Федерации от 28 августа 2013 года за нарушение служебной дисциплины, выразившееся в неисполнении указания руководителя учреждения УФСИН России по субъекту Российской Федерации и требований должностной инструкции, П. был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора.

Приказом УФСИН России по субъекту Российской Федерации от 28 августа 2013 года за допущенное 13 февраля 2013 года нарушение служебной дисциплины при исполнении наказаний в отношении осужденных без изоляции их от общества, неисполнение требований должностной инструкции, приказа Министерства юстиции  Российской Федерации от 20 мая 2009 года № 142 «Об утверждении инструкции по организации исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового характера без изоляции от общества» П. привлечен к дисциплинарной ответственности в виде увольнения со службы из органов уголовно-исполнительной системы.

Приказом УФСИН России по субъекту Российской Федерации от 29 августа 2013 года П. уволен со службы из органов уголовно-исполнительной системы по пункту «о» части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (за неоднократное нарушение служебной дисциплины при наличии дисциплинарного взыскания, наложение которого осуществлено в письменной форме).

Отказывая в удовлетворении исковых требований П., суд первой инстанции исходил из того, что порядок привлечения истца к дисциплинарной ответственности ответчиком соблюден, увольнение П. произведено в соответствии с требованиями Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам краевого суда решение районного суда отменено в части отказа П. в удовлетворении исковых требований о признании незаконными приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности, об увольнении со службы и о восстановлении на службе, принято новое решение об удовлетворении указанных требований.

Суд апелляционной инстанции признал незаконными приказы УФСИН России по субъекту Российской Федерации от 28 и 29 августа 2013 года и восстановил П. в занимаемой должности.

Отменяя решение суда первой инстанции в указанной части и принимая новое решение об удовлетворении указанных требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что оснований для увольнения П.

за неоднократное нарушение служебной дисциплины при наличии дисциплинарного взыскания у ответчика не имелось, поскольку на момент издания приказа УФСИН России по субъекту Российской Федерации от 28 августа 2013 года о привлечении П. к дисциплинарной ответственности в виде увольнения со службы и приказа УФСИН России по субъекту Российской Федерации от 29 августа 2013 г.

об увольнении его со службы по пункту «о» части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации у П. не имелось неснятых и непогашенных дисциплинарных взысканий.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признала приведенные выводы суда апелляционной инстанции основанными на неправильном применении норм материального права, указав следующее.

Дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника органов внутренних дел приказом, считается снятым, если в течение года со дня его наложения этот сотрудник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию (часть 15 статьи 39 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации).

Пунктом «о» части 1 статьи 58 названого положения установлено, что сотрудники органов внутренних дел могут быть уволены со службы за неоднократное нарушение служебной дисциплины при наличии дисциплинарного взыскания, наложение которого осуществлено в письменной форме.

Из содержания приведенных нормативных положений, в частности, следует, что сотрудник органов уголовно-исполнительной системы может быть уволен со службы в связи с неоднократным нарушением служебной дисциплины при условии, что к нему ранее было применено дисциплинарное взыскание и на момент повторного неисполнения им без уважительных причин должностных обязанностей оно не снято и не погашено.

Судом установлено, что П. 14 августа 2012 года привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания за осуществление слабого контроля за работой подчиненных сотрудников, недобросовестное исполнение требований должностной инструкции.

13 февраля 2013 года имел место факт совершения П. дисциплинарного проступка в виде осуществления несанкционированного изъятия и выноса из служебного помещения личных дел осужденных.

В период с февраля по август 2013 года П. не исполнял должностные обязанности по причине временной нетрудоспособности. К исполнению должностных обязанностей П. приступил 24 августа 2013 года и 28 августа 2013 года был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде увольнения со службы.

Исходя из норм права, регулирующих спорные отношения, и приведенных обстоятельств дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации указала, что суду апелляционной инстанции для правильного разрешения спора следовало установить юридически значимые обстоятельства, а именно, являлось ли ранее наложенное на истца дисциплинарное взыскание в виде замечания 14 августа 2012  года погашенным на момент повторного неисполнения П. без уважительных причин должностных обязанностей 13 февраля 2013 года.

Однако суд апелляционной инстанции в результате неправильного толкования норм материального права, регулирующих спорные отношения, эти обстоятельства при разрешении дела не устанавливал, не определил их в качестве юридически значимых для правильного разрешения спора, они не вошли в предмет доказывания по делу и, соответственно, не получили правовой оценки суда.

С учетом указанных обстоятельств Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признала неправомерным вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии у ответчика оснований для увольнения П.

по пункту «о» части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации за неоднократное нарушение служебной дисциплины при наличии дисциплинарного взыскания, отменила апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам краевого суда и направила дело на новое апелляционное рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Источник: http://optlaw.baxz.ru/uvolnenie-pri-narushenii-sluzhebnoj-distsipliny/

Все о дисциплинарной ответственности государственных служащих

Неоднократное нарушение служебной дисциплины

Государственные гражданские служащие выделены с отдельную категорию работников, поскольку регулирование их труда осуществляется в особом порядке. Помимо ТК РФ, на них также распространяется действие отдельных законов и постановлений.

Определенные особенности есть и при наложении на государственного служащего дисциплинарного взыскания. Стоит более подробно рассмотреть, какие могут быть применены виды таких взысканий и по каким основаниях.

Законодательное регулирование и виды дисциплинарной ответственности

Основной законодательный акт, который регулирует вопросы поступления на государственную службу в РФ, ее прохождение и прекращение — это ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В частности, в этом законе уделяется внимание таким вопросам:

  • должности и классные чины гражданской службы;
  • права и обязанности государственного служащего;
  • условия и правила принятия на госслужбу;
  • правила служебной дисциплины;
  • основания для прекращения прохождения гражданской службы и т. д.

Также в этом законе перечислены и дисциплинарные взыскания, которые могут применяться к служащему при совершении им определенных проступков или при нарушении служебной дисциплины.

В соответствии со ст. 57 Закона, на госслужащего могут быть наложены такие виды дисциплинарных взысканий:

Действующие на данный момент взыскания (за исключением одного) аналогичны тем, что указаны в ст. 192 ТК РФ. Они перечислены в порядке возрастания их тяжести и применяются также в зависимости от того, насколько серьезный проступок был совершен служащим.

Первые три из указанных наказаний (замечание, выговор и предупреждение) являются более лояльными по отношению к служащему и практически ничем не отличаются между собой. Разница может состоять лишь в формулировке наказания, которое указывается в приказе о наложении взыскания.

Эти виды наказания выносятся в письменной форме и доводятся до ведома служащего. В его трудовую книжку записи о данном наказании не вносятся, а вот в личной карточке могут быть отображены. После истечения определенного времени наказание снимается, но только при условии, что за этот период сотрудник больше не нарушал трудовую дисциплину.

Что касается увольнения, то эта мера является более жесткой и применяется только в разрешенных законодательством случаях. При этом руководитель должен соблюдать установленный порядок привлечения подчиненного к ответственности и подготовить все необходимые документы.

Наложение взыскания — это его право, а не обязанность. Например, он может ограничиться устным замечанием и вообще не фиксировать нарушение документально. Однако общим правилом является тот факт, что за один дисциплинарный проступок может применяться только одно взыскание, наказывать подчиненного разными способами нельзя.

Основания для привлечения к ответственности

Наличие весомых оснований — это главное правило законности наложения на государственного служащего дисциплинарного взыскания.

Главными основаниями являются совершение им дисциплинарного проступка, несоблюдение правил служебной дисциплины или невыполнение (ненадлежащее выполнение) своих обязанностей.

Данные правила и обязанности обычно указываются во внутренних локальных актах организации и в контрактах, которые заключаются со служащими.

Что касается оснований для увольнения, то ими могут быть только те, что перечислены в законодательстве. В ст. 37 Закона о госслужбе указаны такие основания:

  • повторное невыполнение трудовых обязанностей (при наличии наложенного ранее дисциплинарного взыскания);
  • утрата доверия к госслужащему;
  • прогул без уважительной причины;
  • намеренное предоставление во время приема на службу фальшивых документов или ложной информации;
  • нарушение требований охраны профессиональной служебной деятельности, если это повлекло тяжкие последствия или создало угрозу их наступления;
  • лишение госслужащего права на допуск к данным, что представляют собой государственную тайну, если его работа требует использования этих данных;
  • принятие государственным служащим необоснованного решения, которое привело к причинению ущерба (распространяется только на руководителей);
  • совершение госслужащим действий, которые могут быть основанием для утраты доверия к нему (если он непосредственно занят обслуживанием товарных или денежных ценностей);
  • однократное грубое нарушение служащим-руководителем своих должностных обязанностей, если при этом было нарушено законодательство РФ или получен ущерб;
  • появление на службе в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического, токсического);
  • разглашение информации, которая составляет государственную тайну, и данных, которые стали известны сотруднику во время выполнения им его должностных обязанностей;
  • совершение на рабочем месте хищения, растраты или умышленное причинение ущерба имуществу (работодателя или третьих лиц).

Порядок наложения

Порядок наложения взыскания в отношении государственных служащих приведен в ст. 58 Закона о госслужбе. В соответствии с этой статьей, наказание должно применяться в таком порядке:

  1. Фиксация факта совершения дисциплинарного проступка. Чаще всего основным документом в этом случае выступает соответствующий акт, подписанный минимум двумя свидетелями (из числа других работников). Также непосредственный руководитель нарушителя может составить докладную записку о совершении проступка на имя вышестоящего руководства.
  2. Отправка служащему запроса на получение объяснений. Запрос составляется в письменной форме и либо вручается служащему под роспись, либо отправляется заказным письмом по почте. В течение двух дней он должен предоставить письменные объяснения. В случае его отказа от предоставления объяснения или игнорирования запроса руководителя также составляется соответствующий акт. Стоит учесть, что отказ от дачи объяснений не является помехой для применения наказания.
  3. Проведение служебной проверки. В ходе этой проверки выясняются все обстоятельства дела, а по результатам выносится письменное заключение.
  4. Оценка тяжести совершенного служащим проступка. На это влияют такие факторы, как размер причиненного ущерба, наличие умысла, предоставление сотрудником весомых объяснений и т. п.
  5. Выбор конкретной меры наказания. Работодатель имеет право сам определять вид взыскания во всех случаях, кроме увольнения. Для такого наказания должны иметься перечисленные в законе основания.
  6. Применение взыскания. Если речь идет о выговоре, замечании или предупреждении, то работодатель издает приказ о применении дисциплинарного взыскания и соответствующий акт. В случае расторжения трудового договора составляется приказ об увольнении, а с работником проводятся все расчеты.
  7. Вручение подчиненному копии акта о наложении взыскания и приказа. Работник должен подтвердить своею подписью факт ознакомления с этими документами.

Сроки привлечения к ответственности

В Законе установлены определенные сроки, в течение которых работник может быть привлечен к ответственности, а также продолжительность действия наказания. Срок привлечения к ответственности составляет:

  1. Один месяц со дня обнаружения проступка. В этот срок не включаются такие периоды:
    • временная нетрудоспособность;
    • отпуск;
    • время проведения служебной проверки;
    • другие случаи отсутствия на работе по уважительной причине.
  2. Полгода с момента совершения служащим проступка. Если нарушение было выявлено в ходе проведения проверки (результатов финансовой деятельности, аудиторской), то срок давности увеличивается до двух лет. Из этого периода исключается количество времени, в течение которого было открыто уголовное производство, связанное с совершением дисциплинарного проступка.

Что касается срока действия самого наказания, то он составляет один год. Если в течение этого времени к сотруднику больше не применялись дисциплинарные взыскания, наложенное ранее также снимается. Однако это может произойти и раньше, например, в таких случаях:

  • по письменному заявлению служащего, совершившего нарушение;
  • по письменному ходатайству его непосредственного руководителя;
  • по инициативе работодателя.

Возможность снятия взыскания такими способами допускается лишь для замечания, выговора или предупреждения. Обжаловать увольнение работник может только в судебном порядке.

Ситуации, при которых госслужащий не может быть привлечен к ответственности

В Законе о госслужбе не перечислено никаких категорий служащих, применение взыскания к которым было бы невозможно. В ст. 37 лишь указано, что работника не могут уволить в период его нахождения в отпуске или на больничном. Из положений этого закона получается, что уволить могут даже беременную женщину, одинокую мать и других социально защищенных категорий граждан.

Поэтому в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 06.12.2012 N 31-П положения этой и некоторых других статей Закона признаны недействительными по причине их несоответствия Конституции РФ. Социально защищенные категории граждан не могут быть уволены с государственной службы даже в случае совершения ими проступка.

Других оснований для освобождения от дисциплинарной ответственности в отношении госслужащих не предусмотрено. Успешно обжаловать решение работодателя в суде подчиненный сможет только в том случае, если он не совершал проступка или при его фиксации работодатель нарушил установленный порядок.

Порядок применения наказания в отношении гражданских служащих в большинстве вопросов мало чем отличается от аналогичного порядка, предусмотренного для обычных работников.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/trudovoe/otvetstvennost/disciplinarnaja/gosudarstvennyx-sluzhashhix.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.