Неоднократное неисполнение предписания

Содержание

Что должен принять во внимание суд в деле по части 1 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушениях России

Неоднократное неисполнение предписания

В первом квартале 2019 года Верховный суд РФ вынес несколько постановлений, интересных УО и ТСЖ. Продолжаем делать их обзор. Сегодня рассказываем о мнении ВС РФ о том, на какие обстоятельства должны обращать внимание суды при рассмотрении дел о законности привлечения к ответственности за неисполнение предписания ГЖИ.

За невыполнение законного предписания ГЖИ организация привлекается в ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ

Спор между ТСЖ и органом ГЖН начался с достаточно распространённой ситуации: по жалобе жителя дома Госжилинспекция провела проверку деятельности товарищества по управлению многоквартирным домом.

В результате ТСЖ получило предписание об устранении нарушений: орган ГЖН потребовал выявить и устранить причины залития нескольких квартир в доме.

Акт о выполнении работ ТСЖ было обязано направить в жилинспекцию.

Внеплановая проверка показала, что требования товариществом не выполнены, что и стало причиной обращения надзорного органа в мировой суд. Судья, рассмотрев представленные Госжилинспекцией документы о проверках, пришёл к выводу, что ТСЖ совершило административное правонарушение по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ – не выполнило в установленный срок законного предписания органа госнадзора.

В целях предупреждения совершения новых правонарушений суд назначил ТСЖ административное наказание в виде минимального административного штрафа в 10 000 рублей.Как УО работать с предостережением, представлением или предписанием

В действиях привлекаемого лица должен быть состав административного правонарушения

Председатель ТСЖ подала апелляционную жалобу на решение мирового судьи. Она настаивала, что товарищество незаконно привлечено к ответственности, а предписание ГЖИ неисполнимо. В действиях/бездействии ТСЖ отсутствует состав административного правонарушения.

По утверждению председателя ТСЖ, в залитии нескольких квартир виноваты сами собственники: вода проникает в помещения из-за повреждений фасада МКД. Для устранения этих дефектов необходим капитальный ремонт, но решение о таких работах и их финансировании из фонда капремонта могут принять только собственники на ОСС. ТСЖ без такого решения не имеет права провести капремонт фасада.

Госжилинспекция настаивала на том, что ТСЖ было обязано проводить регулярные осмотры состояния конструктивных элементов дома и устранять повреждения в целях надлежащего содержания общего имущества собственников в доме.

Стыковые соединения, имеющие протечки, должны быть заделаны с наружной стороны эффективными герметизирующими материалами в малых объёмах в период подготовки домов к зиме (п. 4.2.1.7 гл. 4 Правил № 170). Работы по гидроизоляции межпанельных стыков относятся к работам по текущему содержанию и ремонту общедомового имущества.

Судья отклонил жалобу ТСЖ, пояснив, что председатель не предоставила каких-либо документальных сведений о несогласии с вынесенными предписанием и обжаловании документа в установленном законом порядке.

По мнению апелляционного суда, мировым судьёй приняты во внимание характер совершённого административного правонарушения, отсутствие смягчающих и отягчающих обстоятельств. Назначенное наказание в виде штрафа справедливо и соразмерно содеянному.

Об исполнении предписаний ГЖИ после расторжения договора управления

Предписание должно быть выдано уполномоченным лицом в пределах его компетенции

В кассационной жалобе председатель ТСЖ по-прежнему настаивала на том, что предписание органа ГЖН незаконно и подлежит отмене.

Однако судья отметил, что предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке:

  • должно быть выдано должностным лицом в пределах его компетенции,
  • содержать характеристику допущенных нарушений и требование об устранении нарушений.

При этом предписание надзорного органа не должно определять характер действий, которые необходимы для его выполнения, а также не разрешать правовые споры, подменяя собой судебные органы.

В установленном законом порядке спорное предписание в адрес ТСЖ не обжаловалось, судом незаконным не признано и не отменено к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении. Поэтому оно обязательно для исполнения. Лица, игнорирующие такие предписания, подлежат административной ответственности. Решения первых двух судов было оставлено в силе, а жалоба ТСЖ отклонена.

Вина организации должна быть доказана, а её контрдоводы – проверены должным образом

Председатель ТСЖ направила жалобу в Верховный суд РФ. ВС РФ, проанализировав представленные материалы, отметил, что предыдущие инстанции исходили из того, что привлекаемым к административной ответственности лицом не выполнено в установленный срок законное предписание ГЖИ об устранении нарушений законодательства.

При этом, как указано в постановлении ВС РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

  • наличие события административного правонарушения;
  • виновность лица в совершении административного правонарушения;
  • обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия/бездействия. При этом предписание ГЖИ должно содержать только законные требования, на юридическое лицо могут быть возложены только такие обязанности, которые основаны на требованиях закона и исполнимы.

ВС РФ обратил внимание сторон на то, что председатель ТСЖ последовательно указывала на незаконность предписания ввиду его неисполнимости и противоречия действующему законодательству содержащихся в нём выводов.

При этом судами фактически не была проверена законность предписания, не была дана правовая оценка на предмет соответствия требованиям действующего законодательства содержания данного документа.  Доводы заявителя должным образом не проверены.Должны ли УО исполнять общие поручения и рекомендации жилнадзора

Суд должен проанализировать все имеющие отношение к делу обстоятельства

Отменяя постановление суда кассационной инстанции, ВС РФ отметил ещё одно обстоятельство. Решением арбитражного суда по делу № А40-70583/18-154-812 аналогичное предписание ГЖИ, выданное товариществу спустя пять месяцев после оспариваемого документа, было признано недействительным.

Пока ТСЖ оспаривало в суде штраф по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, ГЖИ снова провела проверку и выдала товариществу новое предписание об устранении причин залития квартир в доме.

На этот раз председатель ТСЖ не стала ждать привлечения к административной ответственности за неисполнение предписания и подала иск в суд с требованием признать нормативный акт недействительным и незаконным.

В иске председатель товарищества указала не только на нарушения, допущенные ГЖИ при проведении проверки, но и на то, что предписание невыполнимо. Ремонтные работы по герметизации фасада относятся к капремонту, и без решения ОСС выполнить их невозможно.

Арбитражный суд согласился с доводами ТСЖ, посчитав, что орган ГЖН возлагает на товарищество дополнительные обязанности. Инспекция не смогла доказать, что соблюла процедуру подготовки и проведения проверки, а также не представила доказательств, что собственники на ОСС приняли решение о финансировании капитальных работ на фасаде МКД.

Следовательно, ТСЖ не совершило вменяемого ему в предписании нарушения. Предписание было признано незаконным и отменено.

ВС РФ, направляя дело о привлечении ТСЖ к административной ответственности на новое рассмотрение, предписал суду кассационной инстанции проанализировать и данное обстоятельство, поскольку признанное недействительным предписание было аналогично документу по рассматриваемому делу.

Запомнить

Оказавшись в ситуации, когда орган ГЖН требует от УО/ТСЖ проведения капремонта в отсутствие решения ОСС, управляющей организации или товариществу собственников следует:

  1. Не ждать привлечения к административной ответственности за неисполнение предписания, а сразу же попробовать оспорить его в судебном порядке, апеллируя к неисполнимости требований органа ГЖН или нарушениям порядка проведения проверки.
  2. Если суд всё-таки признал УО/ТСЖ виновными в нарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, то следует подавать жалобы на такое решение, указывая на то, что ОСС не принимало решение о капремонте конструктивных элементов дома, а без согласия собственников организация таких работ противозаконна.

Также УО/ТСЖ во избежание судебных волокит может оперативно организовать общее собрание собственников и вынести на обсуждение вопросы о капитальном ремонте конструктивных элементов согласно предписанию органа ГЖН. В сжатые сроки сделать это не всегда просто, но современные технологии могут помочь.

Когда УО/ТСЖ требуется быстро, но правильно провести ОСС в многоквартирном доме, на помощь придёт сервис «ОСС на 100%»: с его помощью легко подготовить все документы и даже провести онлайн-ание. Попробуйте бесплатно!

Источник: https://roskvartal.ru/gzhi/10359-chto-dolzhen-prinyat-vo-vnimanie-sud-v-dele-po-ch-1-st-19-5-koap-rf

Неисполнение предписания: особенности административной ответственности

Неоднократное неисполнение предписания

Несмотря на то что с 1 января 2016 г. действует мораторий на проведение определенных проверок, какие-то из них все же остались. Зачастую по их результатам сотрудники надзорных органов выносят предписания, постановления или решения. Статья расскажет о том, на что обратить внимание в этих документах, если вдруг бизнесмен будет привлечен к административной ответственности.

Очень часто по результатам мероприятий государственного и муниципального контроля индивидуальным предпринимателям вручаются обязательные для исполнения предписания, представления, постановления или решения, невыполнение которых образует состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 19.5 КоАП РФ. Рассмотрим, на что бизнесменам следует ­обратить внимание, если их будут привлекать к ­административной ­ответственности.

Как известно, с 1 января 2016 г. большинство коммерсантов могут не бояться некоторых видов проверок целых три года – до 31 декабря 2018 г. Соответствующие изменения приняты Федеральным законом от 13.07.

2015 № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”». Однако окончательно расслабиться предпринимателям вряд ли удастся. Связано это со следующими обстоятельствами.

Во-первых, указанный запрет не касается внеплановых проверок, во-вторых, он не распространяется на предпринимателей, которые в течение трех предыдущих лет допустили грубые нарушения законодательства в конкретной сфере деятельности, и, в-третьих, избежать проверок не удастся, если деятельность ИП связана с повышенной опасностью для жизни и здоровья людей, окружающей среды и иных ценностей. Во всех этих случаях сохранена возможность проведения проверок с вынесением по их результатам обязательных для исполнения предписаний, постановлений, представлений или решений. Их невыполнение может дорого обойтись для бюджета коммерсанта. Так, согласно ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор или муниципальный контроль, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

Рассмотрим, на что следует обратить внимание в предписании, если оно будет вынесено в адрес бизнесмена для привлечения к административной ответственности.

Начнем с того, что предписания контролирующих органов должны иметь три главных признака.

Обязывающий характер

Все административные правонарушения, предусмотренные ст. 19.5 КоАП РФ, выражаются в форме бездействия по неисполнению в установленный срок предписаний1 органов, осуществляющих ­различные виды государственного и (или) муниципального контроля.

При этом неисполнению должны подлежать именно предписания, являющиеся ненормативными правовыми актами. Объединяет эти акты то, что они:

  • принимаются уполномоченными лицами в случаях обнаружения нарушений законодательства подконтрольными (поднадзорными) субъектами;
  • устанавливают для подконтрольных (поднадзорных) субъектов обязательные для исполнения требования по устранению выявленных нарушений;
  • носят административно-властный характер.

В связи с этим неисполнение индивидуальным предпринимателем актов, не отвечающих таким требованиям, не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 КоАП РФ.

Показательным в связи с этим является судебное решение, о котором пойдет речь ниже.

Судебная практика

Судьи рассмотрели спор между надзорным органом и проверяемым налогоплательщиком.

В результате арбитрами было установлено, что по результатам проведенной проверки уполномоченным органом была сделана отметка о выявленных фактах нарушения законодательства, из нее была сделана выписка и направлена проверяемому субъекту с указанием срока устранения нарушений.

В связи с невыполнением в установленный срок требования подконтрольный субъект был привлечен к административной ответственности в соответствии со ст. 19.5 КоАП РФ. Привлекая к ответственности, надзорный орган полагал, что согласно ст. 19.

5 КоАП РФ штраф возможен не только за неисполнение предписания, оформленного отдельным документом с соответствующим наименованием, но и за неисполнение иных документов, содержащих письменные распоряжения контрольного органа, обязывающих в установленный срок устранить выявленные нарушения.

Не согласившись с правомерностью такого толкования закона, проверяемое лицо обжаловало постановление о привлечении к административной ответственности в суде. Рассматривавшие это заявление судьи согласились с его позицией, и отметили, что выписка из надзорного дела носит чисто информационный характер и поэтому несоблюдение содержащихся в ней требований не образует состава правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 КоАП РФ (постановление Пятого арбитражного ­апелляционного суда от 18.07.2014 № 05АП-7794/2014 по делу № А59-1129/2014).

Законность

Следует также учитывать, что состав правонарушения, предусмотренный ст. 19.5 КоАП РФ, будет иметь место лишь в случае, когда невыполненное предписание отвечает определенным требованиям. Основным из них является то, что такой ненормативный акт должен быть ­законным. На это прямо указывается в ст. 19.15 КоАП РФ.

Судебная практика

Источник: https://delo-press.ru/journals/arsenal/vzaimootnosheniya-s-gosorganami/44912-neispolnenie-predpisaniya-osobennosti-administrativnoy-otvetstvennosti/

Статья 19.4 и 19.5 КоАП РФ: административная ответственность за неисполнение предписаний контролирующих органов

Неоднократное неисполнение предписания

Организации и предприятия часто подвергаются проверкам различных контролирующих и надзорных органов. По итогам этих проверок выносятся предписания, обязательные для исполнения. За невыполнение действий, указанных в предписании или решении контролирующего органа, виновным грозит административная ответственность.

Меры административной ответственности за неисполнение предписаний контролирующих и надзорных органов

Ответственность за подобные правонарушения предусмотрена статьями 19.4 и 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 19.

5 за неисполнение в указанный срок предписания, решения или постановления надзорного или контролирующего органа грозит гражданам наложением штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей, на ответственных лиц наложением штрафа от 1 до 2 тысяч рублей или дисквалификацией до 3 лет, в то же время на юридических лиц – штрафом от 10 до 20 тысяч рублей.

На основании части 2 данной статьи за неисполнение предписаний и решений органов экспортного контроля или его территориальных органов грозит наложением штрафа на ответственных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей либо дисквалификацией до 3 лет, а для юридических лиц данное правонарушение грозит штрафом от 200 до 500 тысяч рублей.

В зависимости от органа, который выдает предписание или решение, различаются и меры наказания за неисполнение требований:

  1. За невыполнение предписаний и решений антимонопольного органа грозит должностному лицу – штрафом от 8 до 50 тысяч рублей или дисквалификацией на срок от 1 до 3 лет; юридическим лицам – штрафом от 100 до 500 тысяч рублей. Размер штрафа зависит от совершенного правонарушения и регулируется п. 2.1-2.7 статьи 19.5. Кодекса об административных правонарушениях РФ.
  2. Невыполнение предписаний органов, регулирующих естественные монополии, грозит должностным лицам штрафом от 5 до 10 тысяч рублей или дисквалификацией на срок до 3 лет, юридическим лицам – штрафом от 200 до 500 тысяч рублей.
  3. Неисполнение предписаний в указанный срок органов, регулирующих долевое строительство, грозит штрафом должностным лицам в размере от 10 до 15 тысяч рублей, организациям – от 100 до 200 тысяч.
  4. Невыполнение требований органов, регулирующих ценообразование, влечет в отношении должностных лиц штраф в размере 50 тысяч рублей либо дисквалификацией до 3 лет; а в отношении юридических лиц – от 100 000 до 150 000 рублей.
  5. Неисполнение предписания органов строительного контроля грозит гражданам штрафом от 1 500 до 2 500 рублей, должностным лицам – от 5 до 10 тысяч рублей, индивидуальным предпринимателям – от 5 до 10 тысяч рублей либо административным приостановлением деятельности до 90 суток, юридическим лицам – штрафом от 50 до 100 тысяч рублей либо административным приостановлением деятельности до 90 дней.
  6. За несоблюдение предписаний органов надзора в сфере закупок грозит штраф в отношении ответственных лиц в размере от 5 до 10 тысяч рублей, в отношении юридических лиц – 500 тысяч рублей.
  7. За невыполнение требований органов, осуществляющих контроль в сфере оборонного заказа, налагается штраф на ответственных лиц в размере от 30 до 50 тысяч рублей, а на организации- от 300 до 500 тысяч рублей. За повторение в течение года последних двух правонарушений ответственным лицам грозит дисквалификация на срок до 1 года.
  8. Невыполнение требований органов надзора в сфере закупок товаров и услуг некоторыми видами организаций и предприятий налагается штраф на ответственных лиц в размере от 30 до 50 тысяч рублей, на организации- от 300 до 500 тысяч рублей.
  9. За неисполнение предписаний Центрального банка России ответственным лицам грозит штраф от 20 до 30 тысяч рублей, организациям – от 500 до 700 тысяч рублей.
  10. За невыполнение требований органов контроля в области транспортной безопасности налагается штраф на граждан в размере 5 тысяч рублей, на ответственных лиц – от 20 до 30 тысяч рублей, а на юридических лиц – от 20 до 50 тысяч рублей.
  11. За неисполнение требований органов контроля в области промышленной безопасности, а также в области безопасности гидротехнических сооружений на должностных лиц налагается штраф в размере от 30 до 50 тысяч рублей либо дисквалификация на срок от 1 до 3 лет; в то же время для юридических лиц штраф составит от 400 до 700 тысяч рублей.
  12. За неисполнение предписаний органов федерального государственного пожарного надзора на граждан налагается штраф в размере от 1 500 до 2 000 рублей, на ответственных лиц – от 3 000 до 4 000 рублей, на организации – от 70 до 80 тысяч рублей. За данное правонарушение, совершенное на объектах здравоохранения, социального обслуживания и образования грозит денежный штраф для граждан в размере от 2 до 3 тысяч рублей, для ответственных лиц – от 5 000 до 6 000 рублей либо дисквалификацией на срок до 3 лет, для юридических лиц – от 90 до 100 тысяч рублей.
  13. Повторение правонарушения в течение года увеличивает штраф в отношении граждан до 5 тысяч рублей, на ответственных лиц – до 20 тысяч рублей, на индивидуальных предпринимателей – до 50 тысяч рублей или приостановление деятельности до 3 месяцев, на юридические лица – от 150 до 200 тысяч рублей или приостановление деятельности до 90 суток.
  14. Неисполнение предписания органов надзора за соблюдение технических регламентов, том числе к зданиям и сооружениям, на должностных лиц налагается штраф от 30 до 50 тысяч рублей, на организации- от 300 до 500 тысяч рублей.
  15. Невыполнение требований органов государственного надзора по защите детей от информации, негативно влияющей на их развитие и здоровье, на граждан налагается штраф в размере от 3 до 5 тысяч рублей, на ответственных лиц – от 30 до 50 тысяч рублей, на индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тысяч рублей или административное приостановление работы до 90 суток, на юридические лица – от 300 тысяч до 500 тысяч рублей или административные работы до 90 суток.
  16. За невыполнение предписаний органов надзора за атомной энергией налагается штраф на ответственных лиц – от 30 до 50 тысяч рублей или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет, а на юридических лиц – от 400 до 700 тысяч рублей.
  17. Неисполнение требований организаций охраны объектов культурного наследия грозит гражданам штрафом в размере от 2 000 до 4 000 рублей, должностным лицам – от 20 до 40 тысяч рублей либо дисквалификацией на срок до 2 лет, на организации – от 100 до 500 тысяч рублей. Повторение правонарушения карается штрафом для граждан от 3 до 5 тысяч рублей, для должностных лиц – от 30 до 50 тысяч рублей или дисквалификацией до 3 лет, для юридических лиц – от 400 тысяч до 1 миллиона рублей.
  18. За неисполнение предписаний органов государственного финансового надзора на должностных лиц налагается штраф в размере от 20 до 50 тысяч рублей или дисквалификация от 1 до 2 лет. Повторное правонарушение грозит дисквалификацией на срок 2 года.
  19. Невыполнение требований органов контроля и надзора в сфере здравоохранения ответственным лицам грозит штрафом от 10 до 20 тысяч рублей, организациям – от 30 до 50 тысяч рублей.
  20. За невыполнение требований органов контроля в области регулирования производства и оборота этилового спирта, алкоголе- и спиртосодержащей продукции на должностных лиц налагается штраф в размере от 6 000 до 12 000 рублей, на организации – от 20 до 40 тысяч рублей.
  21. Неисполнение предписания органов надзора за соблюдением трудового законодательства грозит наложением денежного штрафа на ответственных лиц от 30 до 50 тысяч рублей либо дисквалификацией на срок от 1 до 3 лет, на индивидуальных предпринимателей – штраф от 30 до 50 тысяч рублей, на организации – от 100 до 200 тысяч рублей.
  22. За несоблюдение требований государственного жилищного контроля на должностных лиц налагается штраф в размере от 50 до 100 тысяч рублей или дисквалификация на срок до 3 лет, на юридические лица – от 200 до 300 тысяч рублей. При невыполнении предписания области государственной информационной системы ЖКХ на должностных лиц налагается штраф от 5 до 10 тысяч рублей.
  23. Неисполнение предписаний организации государственного земельного надзора на граждан налагается штраф от 10 до 20 тысяч рублей, на ответственных лиц – от 30 до 50 тысяч рублей или дисквалификация до 3 лет, на организации- от 100 до 200 тысяч рублей. Повторение правонарушения в течение года грозит гражданам штрафом в размере от 30 до 50 тысяч рублей, должностным лицам – от 70 до 100 тысяч рублей или дисквалификацией до 3 лет, юридическим лицам – штрафом от 200 до 300 тысяч рублей.
  24. За невыполнение предписаний органов контроля в области безопасности дорожного движения на должностных лиц налагается штраф в размере от 30 до 50 тысяч рублей, на организации – от 100 до 200 тысяч рублей. Повторение правонарушения грозит штрафом в отношении должностных лиц от 70 до 100 тысяч рублей или дисквалификацией до 3 лет, в отношении юридических лиц – от 200 до 300 тысяч рублей.
  25. За неисполнение предписания органов надзора за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих на должностных лиц налагается штраф в размере от 5 до 20 тысяч рублей, на организации – от 20 до 50 тысяч рублей.
  26. За невыполнение требований органов контроля за теплоснабжающими организациями на должностные лица налагается штраф от 10 до 40 тысяч рублей, в то же время на юридические лица – от 100 до 500 тысяч рублей.

Предписания контролирующих организаций призваны ликвидировать несоблюдение норм законодательства, поэтому их невыполнение карается серьезными мерами наказания.

Загрузка…

Источник: https://pravo.team/uk-i-koap/administrativka/nevypolnenie-predpisania.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.