Неплательщики ндс выписывают счета фактуры

Проблемный счет-фактура неплательщика НДС

Неплательщики ндс выписывают счета фактуры

Иногда лица, не являющиеся плательщиками НДС, идут на уступки и выставляют своим партнерам счета-фактуры, выделяя в них сумму налога отдельной строкой.

Это порождает массу проблем, начиная с необходимости заплатить налог в бюджет и невозможности последующего принятия «входного» НДС к вычету и заканчивая ответственностью за непредставление декларации или неуплату налога на добавленную стоимость в бюджет.

Рассмотрим, как разрешить проблемы неплательщиков НДС, которые выставили на свою беду такой счет-фактуру.

Налоговый кодекс РФ четко определил круг лиц, не являющихся плательщиками НДС. К ним относятся:

  • «спецрежимники», применяющие УСН (ст. 346.11), ЕСХН (ст. 346.1), ЕНВД (ст. 346.26 НК РФ);
  • лица, которые воспользовались правом на освобождение от уплаты НДС (ст. 145 НК РФ);
  • лица, реализующие товары (работы, услуги), не подлежащие обложению НДС.

Если кто-то из них (назовем их неплательщиками НДС) выставит счет-фактуру с выделенной суммой НДС, сразу же возникнет обязанность перечислить НДС в бюджет. Об этом гласит п. 5 ст. 173 НК РФ. Тем самым законодатель заставляет неплательщика вернуть в бюджет полученный НДС.

Как правило, неплательщики НДС выставляют счета-фактуры и выделяют в них сумму налога по одной причине: контрагенты хотят иметь возможность принять «входной» НДС к вычету. Плательщики НДС готовы работать с неплательщиками НДС только при условии, что последние будут выставлять им счета-фактуры с выделенной суммой налога.

Другой пример. Неплательщик НДС реализует товары, не принадлежащие ему, то есть выступает в качестве посредника. Чтобы его доверитель смог принять к вычету НДС, указанный в счете-фактуре, выставленном на имя посредника, последний должен перевыставить его на имя доверителя.

И в том и в другом случае цель выставления счетов-фактур с выделенной суммой налога у неплательщиков НДС одна: пойти навстречу контрагентам, чтобы не потерять их.

Исправляем счет-фактуру

Может случиться так, что контрагент неплательщика НДС пойдет ему навстречу и после получения счета-фактуры с выделенной суммой налога согласится принять исправленный счет-фактуру без НДС, например после того как просчитает, что сумма вычета для него по этому счету незначительна.

Тогда неплательщик НДС вместо того, чтобы уплатить налог в бюджет, может внести исправления в выставленный счет-фактуру — убрать НДС и указать общую стоимость товара. Порядок внесения исправлений определен в п.

 29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914.

Есть риск, что подобные манипуляции со счетами-фактурами не оценят налоговики и доначислят НДС по первоначально выставленному счету-фактуре.

В таких ситуациях суды защищают налогоплательщиков, которые внесли исправления, признавая решения налоговых органов о доначислении сумм НДС недействительными.

В качестве доказательств, что организация — неплательщик НДС не разжилась за счет бюджета, суду можно представить исправленный счет-фактуру и, например, письма от контрагентов, где они выражают готовность принять счета-фактуры без выделенного в нем НДС (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.09.2008 № А33-4399/­06-Ф02-3061/08 и ФАС Поволжского округа от 23.05.2008 № А65-17951/07).

Проблемы контрагентов

Поговорим о рисках контрагентов неплательщиков НДС. После получения счета-фактуры с выделенным налогом от неплательщика НДС, актуальным для них становится вопрос возможности принятия налога к вычету.

Проанализируем положения НК РФ. Статья 171 Кодекса право на вычет у плательщика НДС не ставит в зависимость от того, кем выставлен счет-фактура: плательщиком или неплательщиком НДС. При этом налоговое законодательство не содержит прямого разрешения на применение вычетов по счетам-фактурам, выставленным неплательщиками. Получается, что на законодательном уровне данный вопрос не решен.

Нет единства и в фискальных органах и в арбитражной пра­ктике. В частности, в письме от 11.07.

2005 № 03-04-11/149 Минфин России указал, что если поставщик — неплательщик НДС (например, «упрощенец») выставил счет-фактуру и выделил в ней сумму налога, то вычет НДС его контрагенту должен предоставляться в полном объеме. В письме от 01.04.

2008 № 03-07-11/126 Минфин России высказал полностью противоположную точку зрения, пояснив, что счет-фактура, выставленный лицом, не являющимся плательщиком НДС, не может служить основанием для предоставления вычета НДС контрагенту неплательщика НДС.

Чем обусловлена смена позиции, непонятно. Ведь законодательство за это время не менялось.

Судебная практика до недавнего времени складывалась исключительно в пользу налогоплательщиков. В решениях суды указывали, что факт выставления счетов-фактур неплательщиками НДС не влияет на право применять вычеты их контрагентами, если те выполнили все условия для применения вычетов, предусмотренные в ст. 171 и 172 НК РФ.

Однако в конце прошлого года появилось первое и единственное решение суда в пользу налоговых органов, в котором вычет, принятый по счету-фактуре, выставленному налогоплатель­щи­ком-«упро­щен­цем», приз­нан неправомерным1. При этом решение в пользу налоговиков было принято из-за того, что в действиях налогоплательщика были выявлены признаки недобросовестности (табл. 1).

Что будет, если не заплатить

Несмотря на четкое указание в законе на обязанность неплательщика уплатить НДС, выделенный в выставленном счете-фактуре, платят далеко не все. Причины могут быть разные: одни сознательно забывают, другие — по ошибке. Поэтому вопрос привлечения злостных неплательщиков к ответственности за неуплату налога (ст. 122) и за непредставление декларации по НДС (ст. 119 НК РФ) остается актуальным.

Арбитражная практика до октября 2007 г. была неоднозначной.

Решая вопрос в пользу неплательщиков НДС при непредставлении ими налоговой декларации, суды указывали, что ответственность за данное правонарушение применяется только в отношении плательщиков НДС.

Противоположную позицию суды аргументировали тем, что, поскольку в п. 5 ст. 174 НК РФ установлена обязанность неплательщиков НДС уплатить налог, они должны представлять декларацию в установленные сроки. В этой ситуации указанные лица становятся плательщиками НДС (табл. 2).

После появления решения Президиума ВАС РФ в октябре 2007 г., принятого по конкретному спору в пользу неплательщика НДС, практика стала складываться в пользу неплательщиков НДС.

Что касается возможности привлечения неплательщика НДС к ответственности за неуплату налога (ст. 122 НК РФ), а также начисления пеней, здесь позиция судов была неоднозначна до тех пор, пока спор не дошел до Президиума ВАС РФ.

Аргументы «за» и «против» были аналогичны тем, которые суды использовали, решая вопрос о привлечении неплательщика НДС к ответственности по ст. 119 НК РФ (табл. 3).

С появлением мнения ВАС РФ, выраженного в решении по конкретному спору, неплательщикам НДС стало проще выигрывать споры в судах.

Принять к вычету «входной» НДС неплательщик, выставивший счет-фактуру с выделенной суммой налога, не сможет, поскольку такое право есть только у плательщиков данного налога.

В этом мнении едины и контролирующие органы, и арбитры (письмо Минфина России от 23.03.2007 № 03-07-11/68, постановления ФАС Северо-Западного округа от 08.10.2008 № А13-9829/ 2007 и ФАС Уральского округа от 23.

04.2008 № Ф09-2718/ 08-С2 и др.)

Таблица 1

Счет-фактуру выставляет неплательщик НДС

Судебные решения в пользу налогоплательщиков
Постановления ФАС Московского округа от 08.04.2008 № КА-А40/2719-08-П, ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.03.2008 № А19-10650/07-44-04АП-4681/07-Ф02-­870/08, ФАС Поволжского округа от 30.10.2008 № А57-4863/07-9, ФАС Уральского округа от 04.03.2008 № Ф09-1135/08-С2 и от 24.03.2008 № Ф09-1870/­08-С3, ФАС Северо-Западного округа от 13.07.2007 № А42-7459/2006, ФАС Дальневосточного округа от 05.12.2007 № Ф03-А73/07-2/5434, ФАС Северо-Кавказского округа от 17.06.2008 № Ф08-2900/2008

Таблица 2

ЕСЛИ КОНТРАГЕНТ НЕ ЗАПЛАТИЛ НДС

Решения судов в пользу налогоплательщикаРешения в пользу налогового органа
Постановления Президиума ВАС РФ от 30.10.2007 № 4544/07, ФАС Волго-Вятского округа от 04.09.2007 № А82-16957/2006-20, Восточно-Сибирского округа от 05.05.2006 № А10-450/05-Ф02-1956/06-С1, Дальневосточного округа от 18.10.2007 № Ф03-А73/07-2/4176, Западно-Сибирского округа от 14.01.2008 № Ф04-156/2008­(558-А75-41), Поволжского округа от 26.02.2008 № А65-11957/2007-СА1-42, Северо-Западного округа от 06.12.2005 № А66-6082/2005, Уральского округа от 05.03.2008 № Ф09-1102/08-С2Постановления Президиума ВАС РФ от 15.05.2007 № 543/03, ФАС Поволжского округа от 13.09.2007 № А65-50/2007-СА2-41, Восточно-Сибирского округа от 11.04.2006 № А33-24838/05-Ф02-1380/06-С1, Западно-Сибирского округа от 20.02.2007 № Ф04-8969/2006(30078-А70-19) (Определением ВАС РФ от 13.06.2007 № 6916/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), Северо-Кавказского округа от 31.01.2007 № Ф08-6632/2006-2734А

Таблица 3

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕПЛАТЕЛЬЩИКА НДС

Решения судов в пользу налогоплательщикаРешения в пользу налогового органа
Постановления Президиума ВАС РФ от 14.02.2006 № 11670/05, ФАС Волго-Вятского округа от 23.05.2007 № А28-9827/2005-258/29, ФАС Дальневосточного округа от 18.07.2008 № Ф03-А04/08-2/1996, ФАС Западно-Сибирского округа от 25.09.2007 № Ф04-6506/2007(38385-А45-31), ФАС Московского округа от 27.10.2008 № КА-А41/­9849-08, ФАС Поволжского округа от 27.11.2008 № А12-3139/08, ФАС Северо-Западного округа от 18.12.2006 № А26-2012/2006-211 и от 26.09.2006 № А13-7764/2005-14, ФАС Северо-Кавказского округа от 24.09.2008 № Ф08-5332/2008, ФАС Уральского округа от 28.04.2007 № Ф09-2990/07-С2Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.02.2006 № А58-3303/05-Ф02-384/06-С1, ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.02.2005 № А33-16514/04-С3-Ф02-369/05-С1, ФАС Дальневосточного округа от 11.02.2004 № Ф03-А51/03-2/3705, ФАС Поволжского округа от 01.06.2006 № А06-4643У/4-21/05, ФАС Северо-Кавказского округа от 25.04.2005 № Ф08-1538/2005-637А, ФАС Уральского округа от 18.05.2004 № Ф09-1967/04-АК

1 Постановление ФАС Поволжского округа от 07.10.2008 № А55-17484/2007.

Источник: https://www.eg-online.ru/article/63599/

Регистрация счетов-фактур неплательщика НДС

Неплательщики ндс выписывают счета фактуры

Счета-фактуры, содержащие надпись или штамп «Без налога (НДС)», выставленные поставщиком, освобожденным от исполнения обязанностей плательщика НДС, следует регистрировать в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур и в книге покупок.

Счета-фактуры, содержащие надпись или штамп «Без налога (НДС)», выставленные поставщиком, применяющим специальный налоговый режим, подлежат регистрации в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур и не подлежат регистрации в книге покупок.

В соответствии с п. 8 ст. 169 НК РФ форма счета-фактуры и порядок его заполнения, формы и порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы действуетпостановление Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (далее — Постановление N 1137).

Правила ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость (далее — Правила ведения журнала), утверждены Приложением N 3 к Постановлению N 1137, в соответствии с п.

1 которых журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость, ведется плательщиками налога на добавленную стоимость, в том числе исполняющими обязанности налоговых агентов, за каждый налоговый период на бумажном носителе либо в электронном виде.

Журнал состоит из двух частей — части 1 «Выставленные счета-фактуры» и части 2 «Полученные счета-фактуры».

Согласно п.

3 Правил ведения журнала счета-фактуры (в том числе исправленные, корректировочные), полученные на бумажном носителе или в электронном виде, подлежат единой регистрации в хронологическом порядке в части 2 журнала учета по дате их получения.

Правила ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость (далее — Правила ведения книги покупок), утверждены Приложением N 4 к Постановлению N 1137.

Согласно п.

1 Правил ведения книги покупок покупатели ведут на бумажном носителе либо в электронном виде книгу покупок, применяемую при расчете по налогу на добавленную стоимость, предназначенную для регистрации счетов-фактур (в том числе корректировочных, исправленных), выставленных продавцами, в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету (возмещению) в установленном порядке.

Пунктом 2 Правил ведения книги покупок предусмотрено, что подлежат регистрации в книги покупок:

— счета-фактуры (в том числе корректировочные), полученные от продавцов и зарегистрированные в части 2 журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, по мере возникновения права на налоговые вычеты в порядке, установленном ст. 172 НК РФ;

— счета-фактуры (в том числе корректировочные, исправленные), полученные на бумажном носителе и в электронном виде, а также заполненные частично с помощью компьютера, частично от руки, но в соответствии с установленными правилами заполнения, регистрируемые в едином порядке.

Счета-фактуры от поставщика, освобожденного от исполнения обязанностей плательщика НДС

В соответствии с п. 5 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, освобожденными в соответствии со ст. 145 НК РФ от исполнения обязанностей налогоплательщика, счета-фактуры составляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)».

Такие счета-фактуры не поименованы в п. 9 Правил ведения журнала, поэтому они подлежат регистрации в части 2 журнала учета (п. 10 Правил ведения журнала), что следует также из п. 12 Правил ведения журнала.

Пунктом 19 Правил ведения книги покупок также не предусмотрено, что полученные счета-фактуры с надписью (штампом) «Без налога (НДС)» не должны регистрироваться в книге покупок.

Кроме того, пп. «ч» п. 6 Правил ведения книги покупок предусмотрено, что в графе 12 книги покупок указывается итоговая стоимость покупок по счету-фактуре, освобождаемых от НДС.

Таким образом, счета-фактуры, содержащие надпись или штамп «Без налога (НДС)», выставленные поставщиком, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, следует регистрировать в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур и в книге покупок.

Счета-фактуры от поставщика, применяющего специальный налоговый режим

В соответствии с п. 3 ст. 346.1 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕСХН, не признаются плательщиками НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ).

В силу п. 4 ст. 346.

26 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕНВД, не признаются плательщиками НДС (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД), за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

На основании п.п. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ.

Согласно п. 11 ст. 346.43 НК РФ индивидуальные предприниматели, применяющие ПСН, не признаются плательщиками НДС, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ:

— при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых не применяется ПСН;

— при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией;

— при осуществлении операций, облагаемых в соответствии со ст. 174.1 НК РФ.

В связи с тем, что нормами НК РФ обязанность по составлению счетов-фактур возложена только на плательщиков НДС, то в ситуации, когда поставщик налогоплательщиком НДС не является, обязанность по выставлению счетов-фактур у него отсутствует.

Источник: https://lawedication.com/blog/2014/05/06/registraciya-schetov-faktur-neplatelshhika-nds/

Вопросы исчисления НДС при «импорте» работ и услуг

Неплательщики ндс выписывают счета фактуры

Трунтаева Кира Александровна
Ведущий юрист налоговой практики,
специалист по налоговому консультированию

Когда российский резидент становится налоговым агентом по НДС?

Если российский налогоплательщик – компания или ИП – является заказчиком услуги и/или работы у иностранной компании, то при одновременном наличии двух обстоятельств он становится налоговым агентом по НДС и у него появляются обязанности рассчитать, удержать и уплатить НДС в российский бюджет:

  • исполнитель не стоит на учете в российских налоговых органах;
  • исполнитель оказал услугу (работу) в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ на территории РФ.

В случае, когда иностранные компании-поставщики услуги действуют через представительство, которое стоит на учете в налоговой инспекции РФ, обязанностей налогового агента по НДС у российской компании-заказчика не возникает.

Будьте внимательны! Обязанности налоговых агентов по НДС возникают как у российских компаний с общей системой налогообложения, так и у организаций, применяющих спецрежимы, такие как УСН, ЕНВД, ПСН и пр.

, или у лиц, освобожденных от уплаты НДС (в частности, на основании ст. 145 НК РФ).

Особняком в налоговом законодательстве стоят услуги в электронной форме, перечень которых закреплен в п. 1 ст. 174.2 НК РФ, т.е.

«интернет-услуги» или электронные услуги. К ним относятся, в частности:

  • рекламные услуги в интернете;
  • предоставление электронной торговой площадки и прочих технических, организационных и пр. возможностей для взаимодействия и сделок между покупателями;
  • администрирование сайтов;
  • хранение и обработка информации;
  • предоставление доменных имен;
  • хостинговые услуги;
  • и прочие услуги, работы, перечисленные в п.1 ст.174.2 НК РФ.

Иностранные компании, оказывающие электронные услуги на территории РФ, или посредники, получающие за них оплату, обязаны встать на учет и самостоятельно платить в российский бюджет НДС при оказании услуг.

Соответственно, российскому заказчику удерживать НДС не надо (Письмо Федеральной налоговой службы от 24.04.2019 №СД-4-3/7937).

Такое правило в отношении оказания электронных услуг нерезидентами резидентам – юридическим лицам применяется с 1 января 2019 года.

Следовательно, для установления наличия/отсутствия обязанности налогового агента по НДС компании нужно ответить на следующие вопросы:
  1. стоит ли иностранная компания-поставщик услуги или работы на учете в налоговом органе в России;
  2. является ли территория РФ местом оказания услуг, выполнения работ.

Если с постановкой зарубежного исполнителя на учет все понятно, то подход к определению места реализации услуг достаточно вариативен и зависит от нескольких факторов.

Получите консультацию налогового юриста

Как определить место реализации услуг (работ)?

Перед определением места реализации услуг, работ нужно ознакомиться со ст. 148 НК РФ.

Важно помнить, что если исполнителем является иностранная организация-резидент страны, входящей в состав Евразийского экономического союза, то при определении места реализации услуг надо руководствоваться Приложением №18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. В настоящее время в состав ЕАЭС входят пять стран: Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан и Россия.

Ключевым в определении места реализации услуг является вид оказываемых услуг (работ). Условно принципы подхода к определению можно разделить на категории в зависимости от:

  • места регистрации покупателя;
  • места регистрации продавца;
  • фактического места оказания услуг;
  • места расположения имущества (объекта).

Общий принцип звучит следующим образом: место реализации услуг определяется по месту регистрации их исполнителя (п. 2 ст. 148 НК РФ). Однако из этого правила существует важное исключение – операции, вошедшие в перечень п. 1 ст. 148 НК РФ, для которых установлены индивидуальные подходы к определению государства выполнения/оказания услуги (работы).

Ниже приведены примеры, кода местом реализации услуг, оказанных иностранной компанией российской организации, в соответствии со ст. 148 НК РФ признается территория России и, значит, у заказчика как у налогового агента по НДС возникает обязанность удержать и перечислить в российский бюджет налог.

Остановимся на исчислении НДС для услуг, которые носят вспомогательный характер, то есть которые необходимы для реализации основной услуги.

В этом случае применяется принцип следования: место реализации вспомогательных (дополнительных) работ, услуг определяется по месту реализации основных работ, услуг (п. 3 ст. 148 НК РФ).

Вспомогательный характер услуг в каждом случае рассматривается индивидуально, главное – установить их связь с процессом реализации базовой услуги, в которой заинтересован заказчик.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5f6dc43f2e5f882dca2dbd52/voprosy-ischisleniia-nds-pri-importe-rabot-i-uslug-5f9bd68b38725f3ad61adc71

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.