Неплательщики ндс

Проблемный счет-фактура неплательщика НДС

Неплательщики ндс

Иногда лица, не являющиеся плательщиками НДС, идут на уступки и выставляют своим партнерам счета-фактуры, выделяя в них сумму налога отдельной строкой.

Это порождает массу проблем, начиная с необходимости заплатить налог в бюджет и невозможности последующего принятия «входного» НДС к вычету и заканчивая ответственностью за непредставление декларации или неуплату налога на добавленную стоимость в бюджет.

Рассмотрим, как разрешить проблемы неплательщиков НДС, которые выставили на свою беду такой счет-фактуру.

Налоговый кодекс РФ четко определил круг лиц, не являющихся плательщиками НДС. К ним относятся:

  • «спецрежимники», применяющие УСН (ст. 346.11), ЕСХН (ст. 346.1), ЕНВД (ст. 346.26 НК РФ);
  • лица, которые воспользовались правом на освобождение от уплаты НДС (ст. 145 НК РФ);
  • лица, реализующие товары (работы, услуги), не подлежащие обложению НДС.

Если кто-то из них (назовем их неплательщиками НДС) выставит счет-фактуру с выделенной суммой НДС, сразу же возникнет обязанность перечислить НДС в бюджет. Об этом гласит п. 5 ст. 173 НК РФ. Тем самым законодатель заставляет неплательщика вернуть в бюджет полученный НДС.

Как правило, неплательщики НДС выставляют счета-фактуры и выделяют в них сумму налога по одной причине: контрагенты хотят иметь возможность принять «входной» НДС к вычету. Плательщики НДС готовы работать с неплательщиками НДС только при условии, что последние будут выставлять им счета-фактуры с выделенной суммой налога.

Другой пример. Неплательщик НДС реализует товары, не принадлежащие ему, то есть выступает в качестве посредника. Чтобы его доверитель смог принять к вычету НДС, указанный в счете-фактуре, выставленном на имя посредника, последний должен перевыставить его на имя доверителя.

И в том и в другом случае цель выставления счетов-фактур с выделенной суммой налога у неплательщиков НДС одна: пойти навстречу контрагентам, чтобы не потерять их.

Исправляем счет-фактуру

Может случиться так, что контрагент неплательщика НДС пойдет ему навстречу и после получения счета-фактуры с выделенной суммой налога согласится принять исправленный счет-фактуру без НДС, например после того как просчитает, что сумма вычета для него по этому счету незначительна.

Тогда неплательщик НДС вместо того, чтобы уплатить налог в бюджет, может внести исправления в выставленный счет-фактуру — убрать НДС и указать общую стоимость товара. Порядок внесения исправлений определен в п.

 29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914.

Есть риск, что подобные манипуляции со счетами-фактурами не оценят налоговики и доначислят НДС по первоначально выставленному счету-фактуре.

В таких ситуациях суды защищают налогоплательщиков, которые внесли исправления, признавая решения налоговых органов о доначислении сумм НДС недействительными.

В качестве доказательств, что организация — неплательщик НДС не разжилась за счет бюджета, суду можно представить исправленный счет-фактуру и, например, письма от контрагентов, где они выражают готовность принять счета-фактуры без выделенного в нем НДС (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.09.2008 № А33-4399/­06-Ф02-3061/08 и ФАС Поволжского округа от 23.05.2008 № А65-17951/07).

Проблемы контрагентов

Поговорим о рисках контрагентов неплательщиков НДС. После получения счета-фактуры с выделенным налогом от неплательщика НДС, актуальным для них становится вопрос возможности принятия налога к вычету.

Проанализируем положения НК РФ. Статья 171 Кодекса право на вычет у плательщика НДС не ставит в зависимость от того, кем выставлен счет-фактура: плательщиком или неплательщиком НДС. При этом налоговое законодательство не содержит прямого разрешения на применение вычетов по счетам-фактурам, выставленным неплательщиками. Получается, что на законодательном уровне данный вопрос не решен.

Нет единства и в фискальных органах и в арбитражной пра­ктике. В частности, в письме от 11.07.

2005 № 03-04-11/149 Минфин России указал, что если поставщик — неплательщик НДС (например, «упрощенец») выставил счет-фактуру и выделил в ней сумму налога, то вычет НДС его контрагенту должен предоставляться в полном объеме. В письме от 01.04.

2008 № 03-07-11/126 Минфин России высказал полностью противоположную точку зрения, пояснив, что счет-фактура, выставленный лицом, не являющимся плательщиком НДС, не может служить основанием для предоставления вычета НДС контрагенту неплательщика НДС.

Чем обусловлена смена позиции, непонятно. Ведь законодательство за это время не менялось.

Судебная практика до недавнего времени складывалась исключительно в пользу налогоплательщиков. В решениях суды указывали, что факт выставления счетов-фактур неплательщиками НДС не влияет на право применять вычеты их контрагентами, если те выполнили все условия для применения вычетов, предусмотренные в ст. 171 и 172 НК РФ.

Однако в конце прошлого года появилось первое и единственное решение суда в пользу налоговых органов, в котором вычет, принятый по счету-фактуре, выставленному налогоплатель­щи­ком-«упро­щен­цем», приз­нан неправомерным1. При этом решение в пользу налоговиков было принято из-за того, что в действиях налогоплательщика были выявлены признаки недобросовестности (табл. 1).

Что будет, если не заплатить

Несмотря на четкое указание в законе на обязанность неплательщика уплатить НДС, выделенный в выставленном счете-фактуре, платят далеко не все. Причины могут быть разные: одни сознательно забывают, другие — по ошибке. Поэтому вопрос привлечения злостных неплательщиков к ответственности за неуплату налога (ст. 122) и за непредставление декларации по НДС (ст. 119 НК РФ) остается актуальным.

Арбитражная практика до октября 2007 г. была неоднозначной.

Решая вопрос в пользу неплательщиков НДС при непредставлении ими налоговой декларации, суды указывали, что ответственность за данное правонарушение применяется только в отношении плательщиков НДС.

Противоположную позицию суды аргументировали тем, что, поскольку в п. 5 ст. 174 НК РФ установлена обязанность неплательщиков НДС уплатить налог, они должны представлять декларацию в установленные сроки. В этой ситуации указанные лица становятся плательщиками НДС (табл. 2).

После появления решения Президиума ВАС РФ в октябре 2007 г., принятого по конкретному спору в пользу неплательщика НДС, практика стала складываться в пользу неплательщиков НДС.

Что касается возможности привлечения неплательщика НДС к ответственности за неуплату налога (ст. 122 НК РФ), а также начисления пеней, здесь позиция судов была неоднозначна до тех пор, пока спор не дошел до Президиума ВАС РФ.

Аргументы «за» и «против» были аналогичны тем, которые суды использовали, решая вопрос о привлечении неплательщика НДС к ответственности по ст. 119 НК РФ (табл. 3).

С появлением мнения ВАС РФ, выраженного в решении по конкретному спору, неплательщикам НДС стало проще выигрывать споры в судах.

Принять к вычету «входной» НДС неплательщик, выставивший счет-фактуру с выделенной суммой налога, не сможет, поскольку такое право есть только у плательщиков данного налога.

В этом мнении едины и контролирующие органы, и арбитры (письмо Минфина России от 23.03.2007 № 03-07-11/68, постановления ФАС Северо-Западного округа от 08.10.2008 № А13-9829/ 2007 и ФАС Уральского округа от 23.

04.2008 № Ф09-2718/ 08-С2 и др.)

Таблица 1

Счет-фактуру выставляет неплательщик НДС

Судебные решения в пользу налогоплательщиков
Постановления ФАС Московского округа от 08.04.2008 № КА-А40/2719-08-П, ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.03.2008 № А19-10650/07-44-04АП-4681/07-Ф02-­870/08, ФАС Поволжского округа от 30.10.2008 № А57-4863/07-9, ФАС Уральского округа от 04.03.2008 № Ф09-1135/08-С2 и от 24.03.2008 № Ф09-1870/­08-С3, ФАС Северо-Западного округа от 13.07.2007 № А42-7459/2006, ФАС Дальневосточного округа от 05.12.2007 № Ф03-А73/07-2/5434, ФАС Северо-Кавказского округа от 17.06.2008 № Ф08-2900/2008

Таблица 2

ЕСЛИ КОНТРАГЕНТ НЕ ЗАПЛАТИЛ НДС

Решения судов в пользу налогоплательщикаРешения в пользу налогового органа
Постановления Президиума ВАС РФ от 30.10.2007 № 4544/07, ФАС Волго-Вятского округа от 04.09.2007 № А82-16957/2006-20, Восточно-Сибирского округа от 05.05.2006 № А10-450/05-Ф02-1956/06-С1, Дальневосточного округа от 18.10.2007 № Ф03-А73/07-2/4176, Западно-Сибирского округа от 14.01.2008 № Ф04-156/2008­(558-А75-41), Поволжского округа от 26.02.2008 № А65-11957/2007-СА1-42, Северо-Западного округа от 06.12.2005 № А66-6082/2005, Уральского округа от 05.03.2008 № Ф09-1102/08-С2Постановления Президиума ВАС РФ от 15.05.2007 № 543/03, ФАС Поволжского округа от 13.09.2007 № А65-50/2007-СА2-41, Восточно-Сибирского округа от 11.04.2006 № А33-24838/05-Ф02-1380/06-С1, Западно-Сибирского округа от 20.02.2007 № Ф04-8969/2006(30078-А70-19) (Определением ВАС РФ от 13.06.2007 № 6916/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), Северо-Кавказского округа от 31.01.2007 № Ф08-6632/2006-2734А

Таблица 3

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕПЛАТЕЛЬЩИКА НДС

Решения судов в пользу налогоплательщикаРешения в пользу налогового органа
Постановления Президиума ВАС РФ от 14.02.2006 № 11670/05, ФАС Волго-Вятского округа от 23.05.2007 № А28-9827/2005-258/29, ФАС Дальневосточного округа от 18.07.2008 № Ф03-А04/08-2/1996, ФАС Западно-Сибирского округа от 25.09.2007 № Ф04-6506/2007(38385-А45-31), ФАС Московского округа от 27.10.2008 № КА-А41/­9849-08, ФАС Поволжского округа от 27.11.2008 № А12-3139/08, ФАС Северо-Западного округа от 18.12.2006 № А26-2012/2006-211 и от 26.09.2006 № А13-7764/2005-14, ФАС Северо-Кавказского округа от 24.09.2008 № Ф08-5332/2008, ФАС Уральского округа от 28.04.2007 № Ф09-2990/07-С2Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.02.2006 № А58-3303/05-Ф02-384/06-С1, ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.02.2005 № А33-16514/04-С3-Ф02-369/05-С1, ФАС Дальневосточного округа от 11.02.2004 № Ф03-А51/03-2/3705, ФАС Поволжского округа от 01.06.2006 № А06-4643У/4-21/05, ФАС Северо-Кавказского округа от 25.04.2005 № Ф08-1538/2005-637А, ФАС Уральского округа от 18.05.2004 № Ф09-1967/04-АК

1 Постановление ФАС Поволжского округа от 07.10.2008 № А55-17484/2007.

Источник: https://www.eg-online.ru/article/63599/

Ндс не заставит себя ждать

Неплательщики ндс

Федеральная налоговая служба (ФНС) открывает пилотные проекты по сокращению сроков возмещения налога на добавленную стоимость (НДС) до одного месяца — территориальным налоговым органам рассылаются рекомендации по проведению камеральных проверок деклараций по НДС в течение этого срока. Пилот затронет более пятой части налогоплательщиков, возмещающих в течение квартала более 200 млрд руб., цена вопроса для компаний — более 3 млрд руб. оборотных средств в год. Риски для ФНС невелики — к 2020 году налоговый разрыв по НДС уже сокращен службой до 0,43%.

Как стало известно “Ъ”, в ближайшие дни руководство ФНС разошлет в территориальные органы рекомендацию в рамках пилотных проектов сократить сроки камеральных проверок деклараций по ФНС по отдельным группам налогоплательщиков, возмещающих НДС, с текущих двух месяцев до одного.

Напомним, сокращение срока НДС, уплачиваемого ежеквартально, со стандартных трех месяцев до двух (позже этот срок зафиксирован поправками к Налоговому кодексу) также начинался с пилота 2017 года, тогда он затронул 8,8 тыс. налогоплательщиков, в течение квартала возмещающих из бюджета 372,2 млрд руб.

Новый пилот сходен по масштабам: это 3,4 тыс. налогоплательщиков (21,8% от их общего числа в этой категории), возмещающих в квартал 219,5 млрд руб. НДС. Пилот 2017 года, по расчетам ФНС, экономил клиентам службы 9,3 млрд руб.

в год, проектная цифра возврата оборотных средств в новом пилоте меньше из-за существенного снижения ключевой ставки — более 3,1 млрд руб. в год.

Статистика ФНС последних кварталов говорит о стабилизации сроков проверок по НДС-декларациям: в III квартале 2019 года 81% проверок по ним закрыт в двухмесячный срок, в IV квартале — 77%, в I квартале 2020 года — 80%.

Сейчас после проверок ФНС в год возмещает налогоплательщикам в двухмесячный срок 82,3% заявленного к возврату НДС (с учетом заявительного порядка — с наличием поручительств и банковских гарантий), в сумме это экономит бизнесу около 10,4 млрд руб. в год «оборотки».

Происходящее — очевидные следствия развития в ФНС автоматизированной системы контроля (АСК) НДС. В 2016 году «разрыв НДС», доля сомнительных операций по одному из основных налогов, уже составляла весьма небольшие по мировым меркам 8%, последняя оценка ФНС разрыва на осень 2020 года, 0,43%, для большинства налоговых администраций мира пока недостижимый ориентир.

Собственно, главная возможность сократить сроки проверок НДС-деклараций — это возможность мгновенной идентификации АСК НДС, анализирующей big data в этой сфере, безрисковых цепочек и в субъектном составе: по таким декларациям бюджет может возвращать клиентам налог существенно быстрее (учитывая сохраняющееся у ФНС право выездной проверки и доначислений).

Оценка деклараций налогоплательщиков в рамках пилота будет проводиться в два этапа — в течение десяти дней и через месяц, право на быстрый возврат НДС получат плательщики, ранее не применившие заявительный порядок возврата, клиенты групп низкого и среднего риска.

Половина (50%) контрагентов по НДС должны быть заявлены налогоплательщиком (и проверены) в предыдущие налоговые периоды, более 80% контрагентов должны иметь по классификации ФНС низкий или средний риск. Кроме того, ускоренный возврат потребует возмещения ранее более 70% заявленного НДС.

Наконец, одним из маркеров ФНС является уплата клиентом за последние три года налогов на сумму большую заявленной на текущий квартал суммы возврата НДС. Для большинства текущих операций компании это обычная ситуация.

Первый этап проверки (десять дней) полностью автоматизирован. На втором этапе проверяется в том числе наличие ошибок и расхождений. Отметим, что стратегия ФНС по истребованию документов сокращает объем затребований документов у «технических» компаний — в службе прямо признают, что это или невозможно, или бесполезно.

Ранее ФНС совместно с “Ъ” проводила опрос бизнеса для выявления более удобных для него условий подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте товаров, в ходе него (инициативу ФНС по упрощенному бездокументарному порядку подтверждения экспорта через реестры по п. 15 ст.

 165 НК РФ поддержали 85% опрошенных) выяснилось, что заявительный порядок возмещения НДС для многих экспортеров недоступен,— в связи с этим вопрос о сокращении сроков возврата НДС признан актуальным.

Возможности инфраструктуры, уже созданной ФНС, существенно сокращать сроки проверок — это хорошая новость для бизнеса.

Из этого следует, что ресурсы ФНС по применению риск-ориентированного подхода к контролю уплаты налогов остаются высокими даже без новых крупных инвестиций.

Представители бизнес-сообщества идею сокращения сроков возмещения до одного месяца ожидаемо поддержали. Как говорит представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Антон Гуськов, «это просто позволит компаниям эффективнее использовать собственные денежные средства».

«Заморозка финансовых потоков всегда чувствительна, а в условиях ограничительных мер, связанных с пандемией, в условиях колебания курса — особенно,— говорит он.— В целом инициатива благоприятна для делового климата: когда бизнес-процессы и взаимодействие с государством идут быстрее, это только улучшает деловой климат».

По словам источника “Ъ” на рынке, происходящее, безусловно, позитивно. «Возврат денег от государства — это всегда сложный и отдельный бизнес-процесс.

Многие предпочитают использовать не возврат НДС, а инструмент зачета НДС, чтобы не приходилось заниматься процессом получения своих средств от государства»,— говорит собеседник “Ъ” в крупной компании.

https://www.youtube.com/watch?v=yg-Wzp2m6ZI

Дмитрий Бутрин, Татьяна Гришина

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4511215

Ндс при покупке и продаже металлолома

Неплательщики ндс

С реализацией лома и отходов черных цветных металлов может столкнуться любая компания. Под ломом понимают не только отходы, получаемые в процессе производства, а также непригодные к эксплуатации, списанные основные средства, которые компания может сдать как металлолом. Изменения внесены в НК РФ с 1 января 2018г., согласно которым реализация лома больше не освобождается от НДС.

Начиная с 1 января 2018 года, обязанность налоговых агентов по НДС возложена на покупателей металлолома, п.8 ст.161 НК РФ.

Налоговый агент

Налоговым агентами, согласно ст. 24 НК РФ, признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

В обязанности налогового агента входит расчет, своевременное и правильное исчисление и перечисление в бюджет налога на добавленную стоимость, НДС, независимо от системы налогообложения и от того, исполняют ли они обязанности плательщика НДС или нет.

Соответственно, индивидуальные предприниматели и организации, которые применяют специальные налоговые режимы, например УСН, или те, кто освобожден от НДС на основании ст.145 или 145.1 НК РФ, не освобождены от обязанностей исчисления налога НДС, и являются налоговыми агентами.

Ндс с металлолома, платит продавец или покупатель

Важно: обязанности налоговых агентов могут возникнуть у покупателей тогда, когда покупатель приобретает алюминий, лом металла, шкуры у плательщиков НДС, п.8 ст.161 НК РФ.

Чтобы узнать, является ли продавец металлолома плательщиком НДС, необходимо, чтобы в договоре купли-продажи были указаны такие сведения, и все первичные документы на покупку лома, должны быть оформлены с отметкой «БЕЗ НДС».

Если продавец скрыл подобные сведения, уплачивать НДС на металлолом в 2018 году обязан продавец.

Когда НДС не платится:

  • При покупке лома у физических лиц
  • При продаже лома на экспорт, вычеты сумм налога на добавленную, исчисленные налоговым агентом при приобретении лома и отходов черных и цветных металлов, в дальнейшем реализуемых на экспорт, производятся в порядке, предусмотренном вышеуказанным пунктом 3 статьи 172 Кодекса, письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 15 марта 2018

Продавец лома – не является плательщиком НДС

В тех случаях, когда продавец лома не является плательщиком НДС, или же освобожден от НДС, то покупатель не должен выполнять функции налогового агента по НДС, п.8 ст.161 НК РФ, и в договоре, должна быть сделана запись, об этом.

Согласно письму Минфина России от 29 декабря 2017 г. N 03-07-11/88235, например компания, покупающая лом цветных металлов у физических лиц, не являющимися ИП, не является налоговым агентом и не должна исполнять его обязанности по исчислению НДС.

Т.е., избежать уплату налога НДС и сдачу отчетности по НДС, можно при заключении договора с компанией или ИП, не являющейся плательщиком НДС, т.е. Ваш продавец должен применять упрощенную систему налогообложения –УСН, или другие спецрежимы.

Продавец лома – плательщик НДС

Продавцы, являющиеся плательщиками НДС, обязаны выставить покупателю счета-фактуры, согласно п.3, п.5 ст.168 НК РФ в следующих случаях:

  • при получении предоплаты от покупателя
  • в случае отгрузке лома
  • при внесении изменений в стоимость лома

При покупке лома у юридических или ИП, которые являются плательщиками НДС, налоговый агент сам рассчитывает сумму налога, подлежащую уплате в бюджет.

На основании пункта 3.1 статьи 166 Кодекса (в редакции Федерального закона N 335-ФЗ) при реализации лома, сумма налога на добавленную стоимость налогоплательщиками-продавцами не исчисляется. Соответственно операции по реализации лома в разделе 3 налоговой декларации по НДС, утвержденной приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@, налогоплательщиками – продавцами не отражаются.

При этом в счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах, выставляемых налогоплательщиками-продавцами при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок лома, а также при их реализации делается соответствующая надпись или ставится штамп “НДС исчисляется налоговым агентом”, у продавца не возникает налоговой базы по НДС. В бухгалтерском учете продавцов лома цветных металлов стоимость лома отражается в составе выручки без налога НДС.

Покупатель лома – налоговый агент НДС

Покупатели – налоговые агенты, при приобретении металлолома не составляют счета-фактуры. Для расчета НДС, они регистрируют счета-фактуры, полученные от продавцов в книге продаж и книге покупок.

В письме от 16 января 2018 г. N СД-4-3/480@ «О порядке применения НДС налоговыми агентами, указанными в п. 8 ст. 161 НК РФ» ФНС России обращает внимание, что выставление счетов-фактур указанными налоговыми агентами положениями главы 21 Кодекса не предусмотрено.

В этом случае налоговая база по НДС определяется на одну из наиболее ранних дат:

  • день отгрузки металлолома
  • день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок

В том случае, когда налоговая база определена на дату перечисления предоплаты, то на дату отгрузки также необходимо определить налоговую базу «за продавцов лома», и начисленный с предоплаты НДС, принять к вычету, основание п.8 ст.171, п.4.1 ст.173 НК РФ.

Если предоплата поставщику не перечислялась, то налоговая база у налогового агента –покупателя металлолома возникнет на дату отгрузки лома, пп.1 п.1 ст.167 НК РФ.

Налоговые агенты с 2019г. должны начислять НДС по ставке 20% к стоимости, указанной в счете-фактуре лома, т.е. сумме аванса.

Фактически НДС не будет перечислен поставщику при перечислении ему оплаты, поставщику перечисляют оплату без НДС.

Применение налоговых вычетов покупателями лома

Согласно п. 3 статьи 171 НК РФ, если покупатель является плательщиком НДС, то вычет возможен, если не является, то необходимо НДС исчислить и уплатить в бюджет.

В тех случаях, когда налоговые агенты используют лом в деятельности, облагаемой НДС, то НДС, в таких ситуациях, можно принять к вычету.

Включение налогового вычета в себестоимость

Если НДС уплачен покупателем, то его можно включить в себестоимость товаров в следующих случаях:

  • Если налоговый агент не является плательщиком НДС, тогда уплаченный НДС можно включить в себестоимость, что увеличит стоимость товаров по сравнению с плательщиками НДС.
  • Если они используются для осуществления необлагаемых НДС операций, ст.149 НК РФ

Покупатель лома – применяет УСН

При применении упрощенной системы налогообложения, с объектом «доходы-расходы», уплаченный в бюджет НДС можно принять в расходы, пп 8. ст. 346.16, 346.17.

Ндс при возврате лома, изменении его стоимости

При возврате лома налоговым агентом, а также в случаях изменения его стоимости, согласно НК РФ, предусмотрены определенные особенности расчета, п.10 ст.154, п.5 ст.171 НК РФ.

Покупатель-налоговый агент вправе на вычет налога НДС если товар был возвращен продавцу, или же продавец возвратил предоплату в случае, когда договор был расторгнут, либо были внесены изменения, п.5 ст.171 НК РФ.

Покупатели, являющиеся неплательщиками налога на добавленную стоимость, также имеют право принять НДС к вычету с разницы в стоимости на сумму уменьшения.

Источник: https://buhuchetprof.ru/news/novosti/nds-pri-pokupke-i-prodazhe-metalloloma/

Ндс в законе: почему это самый любимый налог российских преступников

Неплательщики ндс

В двух словах о том, как исчисляется и уплачивается (или возмещается) НДС: суммируем все суммы налога, которые предприятие уплачивает продавцам и поставщикам в пределах отчетного периода, — это исходящий НДС.

Суммируем все суммы налога, которые платят предприятию покупатели товара — это входящий НДС. Разницу между входящим и исходящим платим в бюджет.

И это понятно — предприятие сработало с прибылью, входящего налога с добавленной стоимости больше, необходимо уплатить его государству.

Но что, если предприятие сработало с убытком или продаж у него вообще не было? Или же входящий НДС вообще равен нулю либо исчисляется по льготной ставке налогообложения? Тогда разница между входящим и исходящим налогом получается отрицательная, и вот она-то и возмещается предприятию из бюджета. И нередко к таким ситуациям проявляют нездоровый интерес разного рода мошенники, придумывая всевозможные способы незаконного возврата (проще говоря — хищения) НДС. Рассмотри некоторые из них.

Первый способ — продажа товара за рубеж.

Компания Х покупает какой-либо товар, облагаемый НДС по ставке 18%, и продает его за границу.

Продажа товаров за границу облагается по нулевой ставке, следовательно, весь исходящий НДС подлежит возмещению, так как входящий НДС отсутствует, либо он минимальный и обусловлен теми или иными небольшими расходами на территории РФ, сопутствующими реализации товара за рубеж (транспорт, погрузка-разгрузка и т. д.).

Это, наверное, самая классическая и распространенная схема незаконного возврата НДС: в документах заявляется один товар, а по факту за границу едет совсем другой.

Например, заявляется обработанная дорогая ткань, а едет ветошь; заявляются дорогие и непонятные изделия из металла, станки, оборудование, а едет лом; заявляется дорогая керамическая мозаика, а едет битое или нарезанное на мелкие кусочки стекло; заявляется научная работа стоимостью миллионы рублей, а едет распечатка простого текста из интернета не дороже упаковки макулатуры (и такое тоже бывает). Товар фактически не покупается и не продается, сделка имитируется со своими же фирмами, а НДС возмещается с несуществующего товара стоимостью в десятки, если не сотни миллионов рублей.

Популярность этой схемы в среде «беловоротничковой» преступности во многом обусловлена теми сложностями, которые сопровождают проверку любого зарубежного контрагента. Чтобы собрать доказательственную базу, необходимо как минимум запрашивать соответствующие органы иностранного государства. А при хорошем подходе к делу необходимо туда поехать и самим собрать доказательства хищения НДС.

В итоге на руках будут либо объяснения сотрудников (а также директоров и учредителей) иностранной компании о том, что они ничего не знают об этой сделке (это еще если повезет, что их найдут и они окажутся номинальными руководителями), либо показания сотрудников таможни и пограничных служб о том, что товар, прибывший с территории РФ, не соответствует заявленному в документах на возмещение НДС.

Это в лучшем случае. В худшем же директоров и учредителей найти не удается, пограничники и таможенники скажут, что не занимаются исследованием товара, а всего лишь проверяют сопроводительные документы. Часто так и бывает. И собрать доказательственную базу на территории государства — покупателя товара не удается.

Также необходимо проследить движение денег по счетам: откуда пришли денежные средства, направленные потом в Россию в качестве оплаты за товар.

Как правило, это огромные суммы, они приходят из той же России либо сопредельных государств или офшоров и совершают движение по кругу — ясно, что это никакая не валютная выручка, а просто «прогон» денег по кругу.

На территории РФ все куда проще. Мы имеем целую цепочку фирм — поставщиков товара.

И если это откровенная афера (то есть товар совсем не тот, который заявлен в документах, либо его количество резко завышено), то собрать доказательства будет гораздо легче.

Хотя бы потому, что мало кто из директоров предприятий — продавцов товара захочет сесть за те деньги, которые ему посулили организаторы схемы.

Когда оперативные сотрудники в красках и подробностях обрисуют ему все его «перспективы» по делу, практически любой человек, руководствуясь инстинктом самосохранения, откажется от своей легенды о том, что он это видел и покупал товар, общался с продавцами и т. д. В лучшем случае он, ухватившись за роль свидетеля по делу, скажет, что его соблазнили на это незнакомые люди, в худшем — сдаст организаторов схемы. И здесь не поможет даже адвокат, которого наймут ему организаторы.

Если вы загорелись этими криминальными схемами, помните, что это самое слабое место, и его вам никак не обойти! Человеческий фактор возьмет свое, и схема «завалится». Контролирующие органы это прекрасно знают, и настоящие опера щелкают такие схемы как орехи.

Кроме того, необходимо понимать, что люди и структуры, занимающиеся такими схемами, имеют в распоряжении крупные суммы денег, которые они гоняют по кругу, создавая иллюзию валютной выручки. Они готовы нести затраты на конвертацию, рассчитывая окупить их за счет возвращенного НДС. У них выстроены отношения с банками, в том числе иностранными.

И, конечно же, без заранее обговоренного «зеленого света» со стороны налоговых органах мало кто затевает подобные игры.

Второй способ — производство товара, который облагается льготным НДС.

Налоговый кодекс определяет группу товаров, облагаемых НДС по льготной ставке 10%. Это, например, некоторые продукты питания, детские изделия и ряд других.

Например, предприятие Х закупило фланель с налогом 18%, сшила из нее пеленки и продала их, но уже с налогом 10%. Исходящий НДС будет больше входящего: 10%-18%=-8%. Предприятие возмещает из бюджета разницу.

Для производителей — стимул, для мошенников — благоприятная ситуация.

Если за дело берутся «белые воротнички», то получается ситуация, аналогичная первому вышеописанному способу. Если это полностью криминальная схема и товара по факту не производилось, это легко будет доказать. Опрос директоров, швей, других лиц, отраженных в документах, — здесь все ясно.

Сложности возникают, когда производство реальное, и меняется либо цена и объем товара (незначительно), либо сорт и качество.

Все участники, отраженные в документах, подтвердят все производственные и коммерческие процессы, но практически никто не скажет точно сколько, например, прошло в месяц рулонов ткани (500 или 600) и сколько метров ткани было в каждом рулоне. Шансы что либо выявить будут стремиться к нулю.

Третий способ — разовая покупка.

Предприятие приобретает объект, стоимость которого очень сложно оценить.

Например, в 2000-х годах было уголовное дело, по материалам которого предприятие приобрело огромные прибрежные территории одной из крупных рек, которые по предварительной оценке содержали очень крупные залежи песка.

Оценка была проведена не совсем компетентными органами, но предприятие это устроило. Оно купило эти территории у другого предприятия за сумму, исчисляемую миллиардами рублей. В этих платежах «сидел» исходящий НДС в размере не одной сотни миллионов.

Он и был предъявлен предприятием к возмещению. Входящий платеж был без НДС, поскольку земли покупались на заемные средства или деньги, внесенные в уставной капитал предприятия. Разумеется, все это было схемой по «раздуванию» исходящего НДС.

Кроме того, никто со 100%-ной вероятностью не мог сказать, сколько же песка, определяющего высокую стоимость участков, в реальности на них находится. А общее мнение было таково, что песка там и на сотую часть заявленного не наберется.

В итоге схема доказывалась выявлением движения денег.

К таким разовым сделкам можно отнести покупку транспорта либо недвижимости без итоговой смены собственника. Недобросовестные собственники проводят свои товары через фиктивные сделки между своими же предприятиями.

Создается иллюзия покупки, в оплате которой «сидит» исходящий НДС, предъявляемый затем к возмещению. Но ни автомобиль, ни спецтехника, ни недвижимость, владельца в итоге не меняет.

Одновременно в этом случае может еще и завышаться цена, с которой будет возвращаться НДС.

Четвертый способ — отсутствие сделок по реализации.

Как правило, это разовые схемы, в общей массе они достаточно редки и направлены на то, чтобы создать иллюзию объективного отсутствия сделок. Был куплен товар — например, помидоры. Они испортились, их либо продали на корм скоту за «копейки», либо выбросили. Либо же товар куплен, но его не удается продать — по тем или иным объективным причинам.

Схема здесь строится по общим правилам — исходящий НДС большой, входящий — очень маленький или отсутствует. Разница ставится на возврат. Такие сделки бывают или полностью криминальные, или смешанные.

Одну такую сделку могут «засунуть» среди других схожих сделок на предприятии, соответственно выявляются они так же, как и во всех других случаях — фиксация наличия товара, опросы людей, и т. д.

Стоит отметить то, что криминальные игры с НДС не всегда направлены исключительно на кражу денег из бюджета. Часто их используют для того, чтобы просто «сравнять» входящий и исходящий НДС и в результате занизить величину НДС к уплате — это уже типичная налоговая оптимизация.

Криминальный возврат или хищение НДС либо оптимизация налогообложения на предприятии по описанным выше схемам, как правило, не видны широкому кругу общественности, и, соответственно не вызывают резонанса в обществе.

Но тем, кто эти схемы использует, надо знать одно: как бы благообразно все это ни выглядело, какие бы горы документов, имитирующих активную финансово-хозяйственную деятельность, ни лежали на столах, какие бы мудрые бухгалтеры и красивые секретарши ни заполняли офисное пространство, создавая впечатление успешной фирмы с корпоративным духом, по сути — это самое элементарное воровство. Не сложнее, чем залезть в квартиру через форточку или засунуть руку в чужой карман в автобусе. Только объемы побольше, и в глаза не так бросается.

Источник: https://www.forbes.ru/kompanii/343999-nds-v-zakone-pochemu-eto-samyy-lyubimyy-nalog-rossiyskih-prestupnikov

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.