Непредоставление информации ук рф

Чем грозит неправомерный отказ в предоставлении информации гражданину

Непредоставление информации ук рф

Все мы в большей или меньшей степени зависим от какой-либо информации. В настоящее время для комфортной и правовой жизнедеятельности требуются тысячи видов справок, выписок, договоров и прочей документально подтверждённой информации.

Сфера их применения различна, это получение пособий, пенсий или иных выплат, которые для некоторых категорий граждан жизненно необходимы. И стоит только гадать, чем для них может обернуться отказ от предоставления подобных документов.

В данной статье будет рассмотрен вопрос о том, является ли этот неправомерный отказ преступлением или правонарушением, а также как отстоять свои права и законные интересы и наказать правонарушителя или преступника.

В зависимости от обстоятельств неправомерный отказ в предоставлении гражданину информации может быть преступлением или правонарушением.

Общие понятия

Получение законным способом какой-либо информации – это неотъемлемое право каждого человека, которое закреплено во множестве нормативно-правовых актов нашей страны.

Например, часть 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации устанавливает, что органы власти и самоуправления, а также должностные лица обязаны предоставлять возможность получить и ознакомиться с информацией гражданам, если она имеет непосредственное отношение к ним, а её распространение не нарушает действующее законодательство. А также ч. 4 ст. 29 говорит о том, что:

Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Вместе с Конституцией РФ практически каждый нормативно-правовой акт, независимо от сферы применения и действия, устанавливает особенности получения правомерного доступа к охраняемой ими информации.

Поэтому сразу стоит отметить, что для того чтобы защитить данные права, перед тем как обращаться в какую-либо организацию, структуру, органы власти и т. п.

, необходимо ознакомиться с их нормативно-правовой базой, которая в соответствии с действующим законодательством предоставляется в свободном доступе. В ней требуется определить установленный порядок и форму получения тех или иных сведений.

Наверняка ни для кого не секрет, что не любая информация может быть предоставлена гражданам, например, если кто-то запросит информацию, которая является государственной или коммерческой тайной и получит отказ, то считать его неправомерным просто неуместно.

Преступление или правонарушение

Соответственно незаконный отказ, нарушающий вышеупомянутые права человека, наказуем и может являться или преступлением, или правонарушением.

Чтобы не углубляться в тонкости определений, можно сказать, что преступление – это нарушение Уголовного кодекса, а правонарушение – Административного.

 Исходя из этого, для того чтобы ответить на вопрос, анонсированный в начале настоящей статьи, требуется определить тяжесть состава рассматриваемого деяния, на основе которого и будет определяться вид содеянного и ответственность за него.

Уголовный кодекс

Начать следует именно с Уголовного кодекса РФ, так как, забегая вперёд, спектр его применения в контексте данной темы намного меньше, нежели Административного. Уголовно наказуемый отказ в предоставлении информации регулируется статьёй 140, положения которой заключаются в следующем:

Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до восемнадцати месяцев либо лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок от двух до пяти лет.

Итак, из положения ст. 140 УК РФ видно, что субъектом преступления является должностное лицо, отказавшее в предоставлении или предоставившее неполные или ложные сведения, которые впоследствии привели к возникновению ущерба для просителя.

Вид ущерба законодателем не определён, поэтому в этой роли могут выступать финансовые потери (материальный ущерб), моральный вред или любые другие последствия, связанные с правами и законными интересами граждан.

 Наказание за это деяние может быть или в форме штрафа размером до 200000 рублей, или в форме запрета занимать определённые должности или заниматься какой-либо определённой деятельностью.

Административный кодекс

Положения, регулирующие состав правонарушения и наказание за него, установлены в статье 5.39 КоАП РФ:

Неправомерный отказ в предоставлении гражданину, в том числе адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом, и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное её предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Именно в форме правонарушения рассматриваемое деяние получило наибольшее применение и основной объём судебной практики.

Субъектом правонарушения выступает также должностное лицо, но состав деяния формальный и не предполагает наступления негативных последствий для гражданина, поэтому и считается выполненным по факту отказа или несвоевременного предоставления, а также по факту выдачи недостоверных сведений.

Например, гражданин Иванов обратился в паспортный стол за получением справки о составе семьи и за выпиской из домовой книги. Подойдя к уполномоченному сотруднику, Иванов обратился с просьбой выдать ему необходимую справку. Его уведомили, что уже как 5 минут начался обеденный перерыв, ему придётся подождать, и на все вопросы ответят позже.

 Прождав озвученное время и снова обратившись к данному сотруднику, Иванов сдал документы, и ему выдали справку о составе семьи, а за выпиской сказали прийти завтра. Подойдя на следующий день к установленному времени, Иванов услышал ответ, что справка ещё не готова и требуется ещё один день.

 Устав от произвола сотрудника паспортного стола, Иванов обратился с заявлением о нарушении своих прав.

Конечно же, степень ответственности и наказания значительно ниже, нежели в ст. 140 УК РФ и заключается только в штрафе до 10000 рублей.

Заключение

В заключение стоит сказать, что сразу же после неправомерного отказа обращаться в полицию, прокуратору или суд – также не совсем правильный выход из ситуации и способ отстаивания своих интересов.

Для каждого должностного лица или органа местного самоуправления имеется вышестоящая инстанция и руководящее звено, поэтому целесообразнее будет обратиться с жалобой именно к ним, а в случае бездействия или повторного нарушения ими прав и свобод обращаться уже в надзорные органы.

 Но для начала нужно убедиться, что ваши собственные действия не нарушали/ют закон и выдвинутые требования находятся в правовом поле.

Источник: https://ugolovnyiexpert.ru/gosudarstvo/nepravomernyj-otkaz-v-predostavlenii-grazhdaninu-informatsii.html

Отказ в предоставлении информации: гражданину или СМИ по запросу, ответственность по КоАП РФ

Непредоставление информации ук рф

По ч.2 статьи 24 Конституции РФ любой человек может получить необходимые ему данные от гос.органов, а также должностных лиц, которые работают в этих структурах.

ФЗ №24 определяет доступ и пользование источниками данных. Он же трактует те виды информации, на получение которых гражданин имеет право: данные о предметах/явлениях/фактах/событиях вне зависимости от формы предоставления.

Очень важно знать и том, что предоставление сведений должно производиться именно на бесплатной основе. Если сотрудник какого-либо гос.органа попытается в любой форме потребовать у вас денежные средства, то здесь можно уже говорить о другом виде преступления — взяточничестве.
Отказ в предоставлении информации несет для должностного лица ответственность перед законом.

К примеру, вам отказали ознакомиться с материалами дела, которое проводится в отношении вас, хотя вам необходимо это сделать, и у вас есть на это вполне объективная цель.

Конечно, у всех правил есть свои исключения. В данном случае оно распространяется на те материалы, которые открыты только для определенного круга лиц. Следует учитывать и то, что право на получение данных может ограничиваться только федеральными законами, но не региональными постановлениями.

Во всех остальных случаях гражданину обязаны предоставлять запрашиваемые им данные, иначе это идет вразрез с его конституционными правами.

То, как могут отказать в предоставлении информации, может проявляться по-разному. Вот несколько случаев, когда можно заподозрить сотрудника той или иной структуры в том, что он не хочет вам предоставлять те или иные данные:

  • умалчивание или простой отказ в общении (может мотивироваться самыми разными причинами, которые не имели какого-либо юридического или фактического оснований);
  • избегание разговора любой ценой;
  • ложь о том, что у него нет данных или доступа к ним;
  • молчание в ответ на запрос.

Статья 140 УК РФ.

Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет.

Статья 5.39 КоАП РФ

Неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

По УК РФ

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. В ч. 2 ст. 24 Конституции РФ это подчеркивается.

2. Непосредственный объект — общественные отношения, обеспечивающие ознакомление гражданина с информацией, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Предмет преступления — документы и материалы, которые, во-первых, находятся в органах государственной власти или местного самоуправления, во-вторых, собраны в установленном порядке, в-третьих, содержат информацию, непосредственно затрагивающую права и свободы гражданина. Ими могут быть различные документы и материалы, например, касающиеся очередности на получение квартиры; связанные с начислением или выплатой пенсий или пособий; содержащие жалобы и заявления, в которых фигурирует гражданин, и др. Заведомо ложная информация — это сведения, не соответствующие содержащимся в документах и материалах, о чем доподлинно известно должностному лицу.

3. Состав преступления по конструкции — материальный, т.е. преступление считается оконченным при наступлении указанных в законе последствий.

4. Объективная сторона представлена тремя обязательными признаками: деянием, последствиями и причинной связью между ними.

Деяние законодательно определено в следующих формах: а) неправомерном отказе (бездействии) в предоставлении гражданину собранных о нем документов и материалов; б) предоставлении гражданину неполной или заведомо ложной информации.

Последствия состоят в причинении вреда правам и законным интересам граждан.

Причиненный вред правам и законным интересам может быть имущественным или моральным и выражаться в различных последствиях: недополучение гражданином пенсии или пособия, несвоевременное приобретение или замена жилого помещения, сложность защиты его чести и достоинства и т.д. Деяние, не повлекшее причинение вреда охраняемым интересам, не образует состава рассматриваемого преступления, а должно рассматриваться как дисциплинарный проступок.

5. Субъективная сторона характеризуется прямым или косвенным умыслом.

Виновный осознает общественную опасность совершаемого деяния (действия или бездействия), неправомерно отказывая в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо что он предоставляет ему неполную или заведомо ложную информацию, предвидит возможность или неизбежность причинения вреда вследствие такого деяния и желает причинить вред или сознательно допускает его наступление либо относится к этому безразлично.

6. Субъект данного преступления — специальный, т.е. должностное лицо (понятие должностного лица дано в примечании к ст.

285 УК), обладающее собранными в установленном порядке документами и материалами, затрагивающими права и свободы гражданина.

Совершение деяния из корыстной или иной личной заинтересованности дает право квалифицировать действия должностного лица по совокупности преступлений (ст. ст. 140 и 285 УК).

ПО КоАП РФ

1. Комментируемая статья конкретизирует административную ответственность за указанные правонарушения.

4. Объектом правонарушений, предусмотренных в настоящей статье, являются общественные отношения, складывающиеся по поводу получения и предоставления информации в любой сфере общественной жизни. Объективную сторону правонарушения составляет совершение всех указанных в статье действий (бездействия).

5. Субъектом этих правонарушений являются должностные лица. Правонарушение совершается, как правило, умышленно. В отдельных случаях возможна вина в форме неосторожности.

Источник: https://mfc365.ru/ugolovnoe-pravo/otkaz-v-predostavlenii-informatsii-grazhdaninu-ili-smi-po-zaprosu

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.