Непредставление в установленный срок налогоплательщиком

Ответственность налогового агента за представление отчетности по НДФЛ с пропуском срока или недостоверными сведениями

Непредставление в установленный срок налогоплательщиком

В настоящее время продолжает формироваться практика применения новых составов правонарушений, связанных с привлечением налогового агента к ответственности за пропуск срока представления расчета по форме 6-НДФЛ, а также за представление документов, содержащих недостоверные сведения. Некоторым вопросам ответственности налоговых агентов посвящено интервью с экспертом – Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.

Какую ответственность предусматривает Налоговый кодекс за непредставление налоговым агентом отчетности по НДФЛ?

С 2016 года ответственность налогового агента дифференцирована в зависимости от вида непредставленного документа. Самостоятельными статьями НК РФ установлены санкции:

за непредставление в установленный срок документов (сведений), обязанность представления которых установлена НК РФ (штраф по пункту 1 статьи 126 НК РФ — 200 рублей за документ, например, за непредставление справки 2-НДФЛ);

за непредставление в установленный срок расчета сумм НДФЛ как отдельного документа (штраф по пункту 1.2 статьи 126 НК РФ — от 1000 рублей);

за представление недостоверных документов — штраф по статье 126.1 НК РФ 500 рублей за каждый документ, содержащий недостоверные сведения;

за непредставление в установленный срок сведений, отказ от представления документов по запросам налогового органа — штраф 10 000 рублей (пункт 2 статьи 126 НК РФ).

Обратим внимание, что при наличии соответствующих оснований указанная ответственность (за исключением ответственности за непредставление расчета сумм НДФЛ) касается всех налоговых агентов, а не только агентов по НДФЛ.

Иными словами, просрочка на один день будет влечь штраф 1000 рублей, просрочка на один месяц и один день — 2000 рублей и т.д.

В целях исчисления продолжительности такой просрочки учитывается срок от даты, следующей за установленной НК РФ датой представления расчета, по дату его фактического представления в налоговый орган.

Если окажется, что представленные налоговым агентом сведения недостоверны?

Представление налоговым агентом налоговому органу предусмотренных НК РФ документов с недостоверными сведениями наказывается штрафом. Штраф составляет 500 рублей за каждый документ, содержащий недостоверные сведения (статья 126.1 НК РФ). Речь идет о составляемых налоговым агентом документах налоговой отчетности, налоговых регистрах.

Для привлечения к ответственности не имеет значения, представлен документ налоговым агентом в рамках исполнения им положений части второй НК РФ или в ответ на требование налогового органа в порядке статей 93, 93.1 НК РФ.

Привлечение к ответственности по статье 126.1 НК РФ возможно только при условии фактического получения документа налоговым органом.

На возможность привлечения к ответственности не влияет факт представления налоговым агентом документа досрочно (до истечения срока его представления, установленного НК РФ).

Представление налоговым агентом документа с пропуском срока и при том, что такой документ содержит недостоверные сведения, будет влечь ответственность за каждое правонарушение отдельно.

Что относится к недостоверным сведениям?

Недостоверными, то есть не соответствующими действительности, могут оказаться любые сведения, отраженные в соответствующих реквизитах формы отчетности (письмо ФНС России от 09.08.2016 № ГД-4-11/14515). Примерами таких сведений являются:

арифметические ошибки;

искажение суммовых показателей;

ошибки в показателях, идентифицирующих налогоплательщиков (ИНН физического лица, фамилия, имя, отчество, дата рождения, паспортные данные).

Ответственность может наступать не только, когда налоговый агент подменил дату, внес иные исправления в документ, но и первоначально составил его не в соответствии с имеющимися фактическими данными.

Недостоверными могут оказаться и сведения в справке 2-НДФЛ?

Ответственность по статье 126.1 НК РФ может наступать в случае представления налоговым агентом в налоговые органы любых предусмотренных НК РФ документов с недостоверными сведениями, включая и справки 2-НДФЛ.

Статья 126.1 НК РФ применяется в отношении действий, совершенных с 1 января 2016 года, и охватывает случаи выявления налоговым органом недостоверных сведений в документах, представленных начиная с 2016 года, в том числе, в уточненных документах, представленных налоговым агентом за периоды, предшествующие 2016 году.

Предусмотрена ли ответственность за неправильное заполнение налоговым агентом документа, например, расчета по форме 6-НДФЛ?

Вопрос о квалификации деяний налогового агента при неполном или неправильном заполнении расчета сумм НДФЛ зависит от конкретных обстоятельств.

Когда в расчете налоговый агент указал неполную информацию о суммах начисленных и выплаченных физическим лицам доходов, то представление такого расчета может влечь применение ответственности по статье 126.1 НК РФ.

При этом за несоблюдение порядка заполнения расчета, предположим, когда при отсутствии значения по суммовым показателям вместо ноля поставлен прочерк, ответственность не применяется.

Влияет ли на привлечение к ответственности то обстоятельство, что представление недостоверных сведений не привело к неуплате НДФЛ?

Непосредственно в статье 126.1 НК РФ последствия представления недостоверных сведений — привело это к неудержанию суммы налога или нет, не указаны.

Вместе с тем, если недостоверность сведений не стала причиной невозможности для налогового органа идентифицировать налогоплательщика, вид и размер выплаченного дохода, то привлечение к ответственности неправомерно.

Объективной стороной правонарушения является представление документов, содержащих недостоверные сведения, если указанные действия могли затруднить осуществление налоговым органом мероприятий налогового контроля вследствие невозможности идентификации физических лиц, повлечь несвоевременное и (или) неполное перечисление налоговым агентом НДФЛ, привести к нарушению прав физических лиц. Об этом сказано в решении ФНС России от 22.12.2016 № СА-4-9/24731, вынесенном по жалобе налогового агента.

При применении данного подхода неправильное указание в документе даты получения дохода, кода дохода, отражение в документе доходов, освобождаемых от налогообложения, не должно являться основанием для привлечения к ответственности.

При каких условиях налоговый агент может быть освобожден от ответственности за представление недостоверных сведений?

Освобождение от ответственности за представленные недостоверные сведения применяется в случае самостоятельного выявления налоговым агентом ошибок и представления налоговому органу уточненных документов (пункт 2 статьи 126.1 НК РФ).

Для освобождения от ответственности по статье 126.1 НК РФ уплаты налога, пени не требуется.

Когда должны быть совершены такие действия?

Такие действия должны быть совершены до момента, когда налоговый агент узнал об обнаружении налоговым органом недостоверности содержащихся в представленных документах сведений.

Момент обнаружения налоговым органом правонарушения может определяться как составление налоговым органом акта по итогам выездной или камеральной налоговой проверки (пункт 1 статьи 100 НК РФ), составление акта в порядке пункта 1 статьи 101.4 НК РФ.

Напомню, что справки 2-НДФЛ декларацией (расчетом) не являются и камеральной проверке не подлежат. Соответственно недостоверность сведений в этом документе может выявляться в рамках выездной проверки или вне рамок камеральной и выездной проверки в пределах трехгодичного срока давности привлечения к ответственности.

Применяется ли освобождение, если налоговая инспекция направила налоговому агенту требования о представлении пояснений?

ФНС трактует положения пункта 2 статьи 126.1 НК РФ таким образом, что сам факт направления налоговым органом налоговому агенту требования о представлении пояснений по представленному документу, с указанием выявленных ошибок и противоречий, не позволяет применить освобождение от ответственности (письмо ФНС России от 19.07.2016 № БС-4-11/13012).

На мой взгляд, данная трактовка не в полной мере соответствует выработанному правоприменительной практикой подходу к освобождению от ответственности лица, представившего уточненную декларацию (расчет) в порядке статьи 81 НК РФ.

Налоговый орган может указывать в качестве причины направления требования о представлении пояснений сведения об ошибках, которые носят предполагаемый характер.

Налоговый агент, получивший требование о представлении пояснений, уведомление о вызове в налоговый орган, в которых указаны выявленные налоговым органом ошибки и противоречия, вправе подать уточненные сведения и претендовать на освобождение от ответственности на основании пункта 2 статьи 126.1 НК РФ.

Другое дело, если в составленном налоговым органом документе (требовании о представлении пояснений, протоколе приема сведений) описан факт нарушения законодательства, например, неправильное применение ставки, то есть, когда очевидность нарушения сомнений не вызывает. В этом случае налоговому агенту, представившему уточненный расчет, корректирующую справку, рекомендуется заявлять о наличии обстоятельств, смягчающих ответственность (подпункт 3 пункта 1 статьи 112 НК РФ).

Может ли налоговый агент быть привлечен к ответственности по статье 126.1 НК РФ в случае, если в представляемых им в налоговый орган справках 2-НДФЛ и (или) в приложении № 2 к налоговой декларации по налогу на прибыль организаций не будут указаны ИНН физических лиц — получателей дохода?

Обязанность представления физическим лицом налоговому агенту свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, в котором указан присвоенный ему ИНН, НК РФ не предусмотрена. С учетом пункта 7 статьи 84 НК РФ физические лица вправе использовать вместо ИНН свои персональные данные.

Согласно Приказу ФНС России от 30.10.2015 № ММВ-7-11/485@ в форме 2-НДФЛ в поле «ИНН в Российской Федерации» указывается ИНН — физического лица, подтверждающий постановку данного физического лица на учет в налоговом органе. При отсутствии у налогоплательщика ИНН данный реквизит не заполняется.

Аналогичные положения отражены в порядке заполнения Приложения № 2 к налоговой декларации по налогу на прибыль организаций «Сведения о доходах физического лица, выплаченных ему налоговым агентом от операций с ценными бумагами, операций с производными финансовыми инструментами, а также при осуществлении выплат по ценным бумагам российских эмитентов» (Приказ ФНС России от 19.10.2016 № ММВ-7-3/572@).

В форматах представления указанных форм налоговой отчетности таблицы, посвященные персональным данным физического лица — получателя доходов, предусматривают, что такой элемент как ИНН физического лица не относится к обязательным. То есть, данный элемент (совокупность наименования элемента и его значения) в файле обмена может отсутствовать.

Отсутствие у налогового агента сведений об ИНН физического лица — получателя дохода, в том числе по причине неполучения налогоплательщиком ИНН, не может являться основанием для отказа в принятии отчетности налоговым органом.

При незаполнении поля «ИНН в Российской Федерации» налоговый орган сформирует протокол приема сведений с типом сообщения налоговому агенту «Предупреждение. Не заполнен ИНН для гражданина России».

Однако сведения о доходах физических лиц (при отсутствии иных нарушений) будут считаться прошедшими форматно-логический контроль и подлежат приему (письмо ФНС России от 06.09.2017 № БС-4-11/17753@).

Иными словами, незаполнение показателей об ИНН физического лица — получателя дохода нарушением не является.

А если неверно был указан ИНН налогоплательщика?

Источник: https://taxcom.ru/baza-znaniy/otchetnost/stati/otvetstvennost-nalogovogo-agenta-za-predstavlenie-otchetnosti-po-ndfl-s-propuskom-sroka-ili-nedostov/

Как налоговикам применять штрафы за непредставление документов в срок

Непредставление в установленный срок налогоплательщиком

Согласно п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

При этом штраф должен исчисляться исходя из непредставленных документов, точное количество которых заведомо известно налоговому органу, запросившему конкретные документы.

На практике же зачастую бывает иначе:

– налоговый орган выставляет требование о представлении неопределенного количества документов (типа “все документы: договоры, акты, карточки счетов, счета-фактуры, расходные и приходные ордера”), не указывая в требовании конкретное количество затребованных документов;

– после того как налогоплательщик представит, но с опозданием, например, 70 договоров, налоговый орган исчисляет штраф 70 х 200 руб. = 14 000 рублей, хотя налогоплательщик вместо имевшихся у него 75 договоров представил всего 70!

Получается, что в рассмотренном случае расчет штрафных санкций произведен:

– не исходя из количества запрошенных, но не представленных документов;

– а исходя из количества фактически представленных налогоплательщиком документов.

Насколько правомерен в данном случае штраф?

За ответом обратимся к арбитражной практике.

Налоговые органы должны применять штрафные санкции исходя из количества запрошенных, но не представленных в срок документов, точное количество которых должно быть указано в требовании

Так, например, в постановлении ФАС Московского округа от 1 августа 2006 г.

N А65-35568/2005-СА1-32 указано, что требование налогового органа о представлении документов должно носить четкий и конкретный характер, для его исполнения налогоплательщиком должны быть названы наименование и реквизиты истребуемых документов, исключающие какие-либо неясности или сомнения относительно характера, содержания и назначения этих документов, причем каждый такой документ должен быть указан отдельно.

В Постановлении Президиума ФАС РФ от 8 апреля 2008 г.

N 15333/07 констатируется, что по смыслу статей 88 и 93 НК РФ требование о представлении необходимых для налоговой проверки документов должно содержать достаточно определенные данные о документах, которые истребуются налоговым органом, а сами истребуемые документы должны иметь отношение к предмету налоговой проверки.

Если такое требование не исполнено налогоплательщиком по причине истребования документов, которые не относятся к предмету налоговой проверки, или по причине неопределенности истребуемых документов, оснований для применения ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ, не имеется.

В постановлении ФАС Поволжского округа от 5 декабря 2006 г.

по делу N А57-12181/05 констатируется, что “Примененная налоговым органом методика исчисления штрафа “исходя из количества фактически представленных, а не запрашиваемых документов” создает неравное положение между налогоплательщиком, представившим документы, так как штраф, рассчитанный исходя из количества представленных документов, в данном случае будет составлять большую сумму, чем штраф, исчисленный из количества запрашиваемых документов (при отказе налогоплательщика от представления документов)”.

В постановлении ФАС Московского округа от 8 мая 2007 г. по делу N КА-А40/3717-07 приведен развернутый правовой анализ п. 1 ст. 126 НК РФ:

– п. 1 ст. 126 НК РФ устанавливает штраф за каждый непредставленный документ;

– следовательно, для установления размера штрафа требование налогового органа должно содержать точное (конкретное) количество испрашиваемых документов (с указанием наименования, датой составления и номером документов);

– если из требования налогового органа невозможно установить количество истребуемых документов, следовательно, отсутствует база и основания для расчета штрафа;

– нарушением со стороны налогового органа является расчет суммы штрафа исходя из фактически представленных заявителем документов, а не из количества документов, указанных в требовании;

– можно сделать вывод, что чем больше документов предоставит добросовестный налогоплательщик для проведения проверки, тем в более худшем положении он окажется по сравнению с налогоплательщиком, уклоняющимся от предоставления полного пакета документов;

– из этого следует, что решение налогового органа противоречит основам налогового законодательства. Взыскание штрафа является в данной ситуации невозможным, поскольку отсутствуют основания для привлечения налогоплательщика по п. 1 ст. 126 НК РФ.

В постановлении ФАС Московского округа от 7 февраля 2011 г. N КА-А40/18207-10 по делу N А40-53984/10-111-290 констатируется: “Установление штрафа исходя из предположительного наличия у налогоплательщика хотя бы одного из числа запрошенных видов документов недопустимо, равно как и установление штрафа исходя из количества фактически представленных документов”.

В постановлении ФАС Московского округа от 1 августа 2011 г. N КА-А40/7907-11 по делу N А40-77495/10-4-406 указано, что согласно п. 1 ст.

126 НК РФ установлен штраф за каждый непредставленный (несвоевременно представленный) документ, что предполагает для установления размера штрафа необходимость указания в требовании налогового органа точного (конкретного) количества истребуемых документов (с указанием наименования, даты и его номера).

Исчисление суммы штрафа исходя из количества документов, представленных налогоплательщиком с нарушением срока, противоречит положениям вышеуказанных норм НК РФ.

В постановлении ФАС Московского округа от 27 января 2011 г. N КА-А40/17220-10 по делу N А40-53987/10-127-267 констатируется:

– установление размера штрафа исходя из количества представленных заявителем на проверку документов обоснованно признано судами неправомерным;

– судами также указано, что привлечение общества к налоговой ответственности за несвоевременное представление документов, которые налоговым органом не были приняты для проведения проверки, противоречит разумному смыслу.

Таким образом, исходя из смысла п. 1 ст. 126 НК РФ налоговые органы должны применять штрафные санкции:

– не исходя из количества фактически представленных налогоплательщиком с опозданием документов;

– а исходя из количества запрошенных, но не представленных в срок документов, точное количество которых должно быть указано в требовании.

www.palata-nk.ru

Источник: https://rg.ru/2011/11/01/nalogi-straf.html

Ответственность за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, по ст. 126 НК РФ

Непредставление в установленный срок налогоплательщиком
succo / Pixabay

Состав правонарушения, наказание за которое предусмотрено ст. 126 НК РФ, является формальным, поскольку налоговому органу не нужно доказывать то, что виновные действия налогоплательщика повлекли за собой какие-то общественно-опасные последствия. Достаточно самого факта того, что документы не были предоставлены.

Потребность в них может возникнуть в силу проведения проверки, а так же по любым другим законным основаниям.

В любом случае это виновное противоправное действие налогоплательщика, налогового агента или других лиц, которые подпадают под ответственность, устанавливаемую НК РФ. Размер штрафа всегда выражается в абсолютном виде.

Это означает, что отсутствует градация, предусматривающая наличие минимального и максимального уровня.

Субъектом правонарушения может стать любой налогоплательщик, который несёт налоговую ответственность. По п. 1.1 выделяется особый субъект, которым становится контролирующее лицо.

Субъективная сторона может выражаться как в форме умысла, так и в виде неосторожности по каждому из пунктов.

В качестве объекта правонарушений выступают фискальные отношения, которые получают ущерб в силу неправомерного действия или бездействия налогоплательщика.

Состав правонарушения следует рассматривать в качестве воспрепятствования деятельности налоговых органов.

Особенности правил ст. 126 НК РФ

Итак, налоговые отношения связаны с тем, что налогоплательщики должны своевременно предоставлять в налоговые органы не только декларацию и расчёты по авансовым платежам, но и другие финансовые документы, которые указаны в НК РФ и других законах. Их непредоставление влечёт за собой штраф.

По самому первому пункту это всего лишь 200 руб. за каждый непредоставленный вовремя документ, а по п. 1.1 величина штрафа составляет 100 тыс. руб. Поэтому налогоплательщикам необходимо чётко понимать, какие именно документы они должны своевременно предоставить в налоговые органы.

Подробный их перечень находится в письме минфина РФ от 21.11.2012 г. № АС-4-2/19575@, которое полностью посвящено вопросам доведении информации до налоговых органов.

Перечни для организаций, муниципальных учреждений и объединений различаются.

Организации должны предоставлять отчет о прибыли и убытке, бухгалтерский баланс и аудиторское заключение, если оно является обязательным по закону.

Для сельскохозяйственных кооперативов предусмотрено предоставление заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, если по закону должны проводиться обязательные ревизии. При необходимости документы сопровождаются пояснительными записками.

Вторая часть предусматривает штраф за непредоставление данных о налогоплательщике. По ней могут быть оштрафованы любые участники налоговых отношений, включая налоговых агентов, которые платят налоги и отчисления в обязательные фонды за своих работников.

Статья 93 НК РФ, регулирующая истребование документов при проведении налоговой проверки, ссылается на ст. 126 НК РФ. Устанавливается ответственность в случае, если имеется отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых во время проведения налоговой проверки документов.

Так же ссылается на рассматриваемую статью и ст. 93.1 НК РФ, регулирующая истребование информации о налогоплательщиках и некоторых других аспектах. Кроме этого она ссылается на ст. 129.1 НК РФ.

Относительно четкое разграничение ответственности в случаях, когда за схожие противоправные действия штраф устанавливают разные статьи, появилось только с наступлением 2014 года. Разделение ответственности по ст. 126 НК РФ и ст. 129.

1 НК РФ произошло в силу противоречий в судебной практике.

Дело в том, налоговые органы, несмотря на наличие п. 6 ст. 93.1 НК РФ в предыдущей редакции и ст. 129.1 НК РФ, предусматривавшую ответственность за непредоставление документов по требованию, выставленному в соответствии с правилами ст. 93.1 НК РФ, всё равно упрямо привлекали к ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ.

Особенности дел, связанных с применением положений ст. 126 НК РФ

Обычно в судебных актах статья либо просто упоминается в списке всех, имеющих отношение к делу, либо указывается на факт совершения налогоплательщиком правонарушения и штрафа по тому или иному пункту комментируемой статьи, а затем указываются суммы доначислений.

К примеру, в деле № 308-КГ16-7172, определение по которому было вынесено 06.07.2016 года СК по экономическим спорам ВС РФ, говорилось о штрафе в размере около 2 тыс. руб., доначислении на сумму выше 75 миллионов руб.

НДС и 30 тыс. руб. пеней по указанному налогу.

Заявитель не смог привести убедительных доказательств того, что суды нижестоящих инстанций произвели существенные нарушения норм права, поэтому и в передаче кассационной жалобы было отказано.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/rulaws/otvetstvennost-za-nepredstavlenie-svedenii-neobhodimyh-dlia-osuscestvleniia-nalogovogo-kontrolia-po-st-126-nk-rf-5f355d7987dcf25d916c1d52

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.