Несогласие с кбм

Как не переплатить за ОСАГО

Несогласие с кбм

Мне дважды доводилось исправлять ошибки страховых компаний, из-за которых полис ОСАГО стоил дороже. В статье я расскажу, как мне удалось с этим справиться.

Вадим Окороков

переплатил за страховку

С 2013 по 2016 год страховщики жаловались на убыточность бизнеса, а государство требовало оставить все как есть. И в те времена со страховщиками было много проблем: они навязывали дополнительные услуги, ошибались при расчете КБМ или хитрили со стажем. Эта ситуация коснулась меня и моей супруги.

Правила, по которым считают стоимость страхового полиса, устанавливает государство. В основе расчетов — базовый тариф. Его умножают на различные коэффициенты.

Единственный коэффициент, на который может как-то влиять покупатель полиса, — бонус-малус, или КБМ. Его величина напрямую зависит от того, как часто водитель становится виновником ДТП. КБМ точно учитывает годы, которые водитель провел за рулем, — страховая считает их по данным из полисов, в которые он был вписан.

Проблема со сбоями в коэффициентах ушла, но остались ее последствия.

У многих водителей отсчет безаварийного стажа для КБМ идет с момента получения полиса без скидки, то есть с момента сбоя, а не получения первого страхового полиса ОСАГО. Я был одним из таких водителей.

Сначала в 2014 году я удивился цене нового полиса, а потом увидел, что мой КБМ вырос, на сайте Российского союза автостраховщиков.

Информация о КБМ из базы РСА за период с 5 октября 2010 по 22 марта 2013 годаИнформация о КБМ из базы РСА за период с 16 марта 2014 по 15 марта 2015 года.

Полис за период с 23 марта 2013 по 15 марта 2014 года существует, но в базе его почему-то нет

Это как если бы в магазине вдруг выкинули скидочную карту постоянного покупателя с кучей бонусов и выдали новую, и все пришлось бы начинать с нуля.

К счастью, данные о КБМ хранятся в единой базе Российского союза автостраховщиков — РСА, к которой обязаны обращаться все страховые компании. Просто взять и сбросить КБМ уже не получится. Остается разобраться с последствиями старой ошибки. Вот что нужно сделать.

Проверить корректность своего КБМ можно на сайте РСА. Для этого потребуется принять соглашение на обработку персональных данных и заполнить все необходимые поля.

Чтобы узнать действующий КБМ, в поле «Дата заключения договора или дополнительного соглашения» укажите текущую дату.

Чтобы посмотреть динамику изменения, поменяйте дату — указывайте на год меньше для каждого запроса.

Сначала нужно согласиться на обработку персональных данныхДата заключения договора — дата, с которой будет действовать полис ОСАГОНеобходимо заполнить все поляРезультат проверки КБМ

Написать заявление на перерасчет КБМ в свою страховую компанию. Компания обязана принять его и проверить указанные там данные. Подать заявление можно в офисе или по электронной почте. Если подаете лично, желательно сделать второй экземпляр для отметки о получении.

Некоторые страховые даже сделали у себя на сайте электронную форму для таких заявлений. Я отправлял по электронной почте и уже через пару недель увидел на сайте РСА правильный КБМ. Форму заявления можно взять в самой страховой компании, обратившись в техподдержку. Многие публикуют ее прямо на сайте, искать надо по запросам «несогласие с КБМ» или «исправить КБМ».

Заявление на перерасчет КБМ. Заполнил бланк, сфотографировал и отправил фотографию по электронной почте

Риск, что КБМ сбросится до единицы, есть и сейчас. Например, так бывает у тех, кто меняет водительские права.

Чтобы этого избежать, обратитесь в страховую и попросите вписать в действующий полис данные нового водительского удостоверения.

Если этого не сделать, при оформлении очередного полиса ОСАГО страховой агент может из-за нового удостоверения не найти вас в базе РСА и оформить как нового клиента.

Если это уже произошло, пишите письмо в вашу страховую компанию — все должны исправить.

Бесплатный курс о том, что нужно знать об автомобиле, если у вас его никогда не былоПогнали

Еще один коэффициент, в котором может произойти ошибка, — коэффициент возраста и стажа, КВС. В данном случае стаж считают уже не по страховкам, в которые был вписан водитель, а по тому, сколько лет у него есть водительское удостоверение. КВС будет сокращаться, а полис — дешеветь, даже если человек положит права в тумбочку и ни разу не сядет за руль.

Страховая компания неправильно посчитала стаж моей жены. Мы поняли это, когда заплатили за полис в полтора раза больше, чем обычно. Чтобы восстановить справедливость и вернуть деньги, мне пришлось потрудиться. Однако большую часть работы удалось сделать без визита в офис страховой компании.

История началась с того, что мне нужно было вписать жену в уже действующий полис. Это нельзя было сделать онлайн — пришлось идти в офис страховой компании. Все оформили, но меня удивила цена за то, что вписали второго водителя. Впрочем, я никогда никого не вписывал в полис, и мне показалось, что все в порядке.

Обращение в страховую компанию по электронной почте и первый ответ

Я пересчитал стоимость полиса вручную и окончательно убедился, что при таком стаже он должен стоить гораздо дешевле. Снова написал в техподдержку: попросил уточнить, какие коэффициенты использовали при расчете стоимости полиса ОСАГО. Техподдержка отправила меня в офис, где я страховался.

Я позвонил туда и задал те же самые вопросы. Меня снова заверили, что стаж указан правильно. Но в ходе разговора выяснилось, что по какой-то причине при расчете применили подозрительно высокий КВС — 1,77, хотя должен быть 1,04. Специалист сказал, что все считает компьютер и от работников страховой ничего не зависит. Пришлось писать еще одно письмо.

Очередное письмо в страховую

Очень долго никто не отвечал — пришлось позвонить на горячую линию той же страховой. Там сказали, что по моему обращению уже создали заявку на возврат переплаты. Спустя несколько дней информация о переплате отобразилась в личном кабинете. Потом мне перезвонили из офиса, извинились и предложили написать заявление с указанием реквизитов для возврата денег.

Друзья говорят, что похожие ситуации были не только у меня и не только в этой компании. Решил для себя, что впредь буду уточнять размер коэффициентов.

За полис, который должен был стоить 5865 Р, я заплатил 9470 РПисьмо, на котором все закончилось
Ситуация постепенно улучшается. В 2019 году Центробанк увеличил тарифный коридор — это позволяет страховщикам менять базовую ставку в более широком диапазоне и самостоятельно влиять на стоимость полиса. По данным ведомства, это снизило стоимость полиса ОСАГО в среднем по стране почти на 5%.

  1. Вся логика стоимости ОСАГО сводится к правилу: чем меньше вероятность, что водитель попадет в аварию, тем дешевле стоит полис.
  2. Проверяйте КБМ с помощью специального сервиса на сайте РСА.
  3. Далеко не все зависит от единой базы данных — специалисты страховой компании могут допустить ошибку.
  4. Теперь не все зависит от коэффициентов: с 24 августа стоимость полиса может сильно измениться за счет увеличенного коридора базовой ставки.

Источник: https://journal.tinkoff.ru/osago-s-oshibkoi/

Согласие КБМ: как проверить и восстановить через жалобу в РСА

Несогласие с кбм

При покупке полиса ОСАГО в СК «Согласие» у клиента может возникнуть вопрос, почему подорожал или подешевел договор. Это не ошибка агента в расчетах, а использование такого инструмента, как коэффициент бонус-малус (КБМ). Далее расскажем, что это за коэффициент, как он повышается или понижается, почему его можно утратить и как восстановить.

Что такое КБМ, как рассчитывается коэффициент

Водители отличаются друг от друга по стилю вождения. У каждого из них есть персональный рейтинг, который базируется на стаже безаварийного управления ТС или на количестве совершенных аварий.

Именно эти параметры и составляют величину коэффициента бонус-малус (в переводе с латинского «хороший-плохой»). Тарифная система с применением КМБ используется страховыми компаниями во многих развитых странах.

В России операции с коэффициентом бонус-малус регламентируются ст. 9 закона «Об ОСАГО» от 25.04.2002 № 40-ФЗ.

Согласно норме того же закона № 40-ФЗ, КБМ действует в течение 1 года и обновляется ежегодно 1 апреля. То есть происходит пересчет скидок за безаварийность или надбавок за совершенные ДТП. Для вычисления индивидуального коэффициента для каждого водителя страховые агенты используют:

  • период использования ТС с 01.04 по 31.03;
  • информацию о количестве страховых случаев за прошедший период;
  • для новичков по ОСАГО предусмотрен КМБ = 1.

Например, водитель продлил страховку 15 июля 2019 г. (КБМ = 1), и по его вине произошло ДТП 15 декабря 2019 г. При покупке следующего полиса в июле 2020 г. агент использует для расчета стоимости увеличенный КМБ, равный 1,2.

Утверждено 15 классов водителей. При отсутствии сведений о предыдущей страховой истории клиенту присваивается класс 3 (КБМ-1).

Класс водителяКБМКоличество выплат по ОСАГО страховой компанией в течение года
0 выплат1 выплата2 выплаты3 выплаты4 выплаты и более
М2,450МMMM
02,41MMMM
11,552MMMM
21,431MMM
3141MMM
40,95521MM
50,9631MM
60,85742MM
70,8842MM
80,75952MM
90,710521M
100,6511631M
110,612631M
120,5513631M
130,513731M

Чем лучше репутация клиента, тем меньше у него КМБ (столбец 2). Для тех, кто становится виновником ДТП, наоборот, — коэффициент увеличивается.

Пример расчета КБМ. Молодой водитель впервые оформляет ОСАГО в СК «Согласие». Ему присваивается класс 3 (КБМ = 1), он платит полную стоимость договора. Если в течение года клиент не совершил ДТП, то агент смотрит на 3-й столбец в той же строчке, где стоит цифра 4.

Значит, водителю присваивается 4-й класс (КБМ = 0,95). Теперь полис будет стоить на 5 % дешевле. Еще через год безаварийной езды применяет 5-й класс (КМБ = 0,90), а это уже скидка 10 %. И так далее, но не более 50 % (класс 13). Однако после совершения ДТП коэффициент бонус-малус вырастет на 1 строчку.

В этом случае цена страховки увеличивается.

Если в полис вписано несколько лиц, то агенты СК «Согласие» и других страховых компаний в расчет берут КБМ того водителя, у которого он больше.

Как проверить свой КБМ

При переходе в СК «Согласие» за автовладельцем сохраняется коэффициент бонус-малус. Его величину можно проверить самостоятельно. Для этого необходимо воспользоваться формой:

Альтернативный способ — перейти на сайт autoins.ru, принадлежащий Российскому союзу автостраховщиков (РСА). Пользователю потребуется приготовить персональные данные, такие как: ФИО, дата рождения, серия и номер водительского удостоверения. Далее необходимо:

  1. Найти раздел «Коэффициент бонус-малус» и нажать на него.
  2. На следующей странице прочитать соглашение и нажать «ОК».
  3. В открывшейся форме ввести персональные данные, ввести капча-код и нажать «Поиск».

Через 1–2 секунды сервис отобразит искомую информацию. Если вы увидели ошибку, допущенную при вводе персональных данных, то можно внести изменения и сделать повторный запрос.

Что дает восстановление КБМ

При смене водительского удостоверения и паспорта водителю надлежит уведомить об этом своего страхового агента в СК «Согласие». Иначе КБМ может повысится до значения 1 (класс 3). То же самое происходит, если человек не покупал автогражданку в течение 12 месяцев. Иногда неправильные сведения вносят в полис сами агенты, и клиент лишается своей скидки.

Поэтому рекомендуется проверить, а при необходимости восстановить КБМ, чтобы покупать автогражданку с дисконтом. Кроме этого, можно попросить страховую компанию сделать перерасчет и вернуть часть денег за уже действующую страховку, если при оформлении полиса была допущена ошибка.

Например, ОСАГО для Toyota Fortuner (2.8 TD AT «Престиж» 177 л. с.) в Москве стоит 10 982 руб. Если водитель возобновил, условно, 9 класс (КМБ 0,7), то можно вернуть: 10 982 — (10 982 * 0,7) = 3294 руб.

Для самостоятельного восстановления коэффициента бонус-малус гражданам необходимо обращаться с заявлением в свою страховую компанию, Центробанк или Мировой суд.

Но если СК обанкротилась, то самостоятельно сделать это достаточно сложно. Предстоит писать запрос в ЦБ или подавать заявление в Мировой суд. Есть брокерский сервис kbmka.

ru, который минует все инстанции и обращается напрямую в РСА (самим гражданам этого сделать нельзя, только через официальный запрос).

Пошаговая инструкция по восстановлению КБМ

Для восстановления КБМ воспользуемся платным сервисом kbmka. Услуга платная. За понижение до 13 класса стоимость 530 руб. Срок восстановления 1–3 дня. Для обращения пользователю необходимо сделать следующее:

  1. Введите персональные данные и нажмите «Проверить КБМ».
  2. Через 1–3 секунды на экране появится информация о размере коэффициента.
  3. Внизу появится кнопка с предложением «Восстановить КБМ».
  4. Приготовьте все полисы.
  5. Заполните заявку.
  6. Оплатите выставленный счет (чек поступит на почту).
  7. Сотрудники сервиса kbmka составят письмо в систему РСА на пересмотр.
  8. Ожидайте ответа в течение 1–3 дней (макс. 7 дн.).
  9. Проверьте свой новый КБМ на сайте РСА.
  10. Отправляйтесь страховать машину или писать заявление на перерасчет.

Если РСА откажет в пересмотре и КБМ останется прежним, то сервис возвращает деньги.

5 причин для восстановления

Агенты СК «Согласие» рекомендуют клиентам проверить КБМ. Возможно, есть повод его снизить. Вот 5 распространенных причин, при которых КБМ повышается без уведомления водителя:

  1. Прежние водительские права утрачены или просрочены.
  2. Получено новое водительское удостоверение взамен истекшего.
  3. Сотрудник СК «Согласие» или другой агент ошибочно внес сведения.
  4. Страховщик не отправил данные в РСА (часто при банкротствах СК).
  5. Агент ошибочно посчитал КМБ, намного завысив его величину.

Восстановление КБМ в СК «Согласие»

Для обращения в СК «Согласие» необходимо зайти на сайт и найти раздел «Несогласие с КБМ».

После перехода откроется форма с файлами, где следует скачать бланк заявления.

Подать его можно лично или через «Обратную связь». После пересмотра коэффициента у клиентов страховой компании появится возможность покупать автогражданку намного дешевле.

Перед оформлением полиса ОСАГО попросите специалистов СК «Согласие» сделать проверку КБМ. Также водитель может самостоятельно узнать размер коэффициента бонус-малус на сайте РСА. Для быстрого восстановления КМБ воспользуйтесь сервисом kbmka.

Источник: https://soglasie.guru/vosstanovit-kbm/

Жалоба по КБМ ОСАГО – образец

Несогласие с кбм

При взаимодействии страховщиков и автомобилистов часто возникают спорные ситуации, касающиеся оплаты страховки и выплаты возмещения.

Если водитель столкнулся с неверно рассчитанной суммой ОСАГО в связи с ошибочным применением коэффициента безаварийности, первой инстанцией, куда подается жалоба по КБМ, является страховая компания.

Причины обращений и претензий

При выявлении любых нарушений граждане имеют право искать справедливости. Основанием для рассмотрения случая несоответствия КБМ реальному значению служит жалоба. В области автомобильного страхования случаи нарушений встречаются довольно часто. Ошибки при расчете ОСАГО могут быть связаны с неправильным определением используемых в формуле показателей.

Жалоба представляет собой письменное заявление, направленное в компетентную организацию, имеющую возможность произвести пересмотр условий страхования. Основными причинами направления жалобы служит грубое нарушение правил подсчета стоимости полиса и неверно определенный коэффициент бонус-малус.

Правильное составление текста документа

Для желающих пересмотреть значение КБМ процедуру составления жалобы заметно упростили, благодаря возможности применения унифицированного бланка. Найти образцы документа можно ниже. Страхователь может заполнить электронный бланк на компьютере либо внести сведения от руки, воспользовавшись гелевой ручкой с черными чернилами.

Следующая информация должна быть обязательно включена в текст обращения в связи с некорректным расчетом КБМ:

  1. Личные сведения о заявителе (полное ФИО, точный адрес, включая почтовый индекс) и его контактная информация.
  2. Сведения о водительском документе (серия/номер/дата получения).
  3. Паспортные данные.
  4. Реквизиты страхового полиса и договора с СК.

В основной части документа необходимо описать причину обращения с указанием обстоятельств дела. Важным условием является наличие даты на документе и подписи заявителя. Без них документ теряет свое юридическое значение и к рассмотрению не принимается.

Еще один обязательный реквизит – письменное подтверждение заявителем достоверности отраженных на бумаге сведений со ссылкой на ФЗ №152 от 27.07.2006 года и согласие на обработку данных.

Образец

При составлении документа заявитель должен учитывать, кому подается жалоба на КБМ по ОСАГО, и на каких основаниях. При обращении к страховщику, используют бланк на восстановление или пересмотр КБМ. В случае игнорирования СК обращения либо при неудовлетворительном ответе гражданин вправе направить жалобу на действия самой страховой компании.

Скачайте и заполните бланки:

При подаче жалобы на страховщика используют бланки, разработанные конкретными ведомствами, куда будет направлен запрос. Использование примеров, размещенных на официальных сайтах, облегчит процесс составления бумаги.

Подаем жалобу

Процедура обжалования довольно простая, однако требует особенно тщательной проработки вопроса, поиска законодательных ссылок, сбора доказательной базы. Успех мероприятия будет напрямую зависеть от правоты гражданина и его подготовке к разбирательству.

Куда подать

При необходимости восстановить или пересмотреть КБМ обращаются в организацию, ответственную за расчет стоимости ОСАГО. Изменить показатель должен страховщик, допустивший ошибку. Если СК отказала в удовлетворении жалобы, следует обращаться в надзорные структуры, стоящие выше страховщиков:

  • в Центробанк РФ, который является главным регулирующим работу страховщиков органом;
  • Роспотребнадзор, при возникновении нареканий к качеству оказанных или не оказанных услуг, в частности, к неправильному расчету полиса;
  • РСА, объединяющий и представляющий интересы всех участников автострахования в России.

Жалоба в страховую компанию подается в первую очередь. Все крупные представители автострахования на официальных сайтах приводят бланки для подачи обращения с возможностью подгрузки отсканированных приложений-документов.

Если интернет-ресурс компании не предусматривает онлайн подачи жалобы, допускается отправка обращения на адрес электронной почты руководителя СК. Помимо электронного варианта, существуют и более традиционные способы – отправка распечатанного заявления по почте заказным письмом или при личном посещении офиса.

При подаче обращения рекомендуется сделать копию жалобы и попросить принимающего сотрудника поставить отметку о принятии документа к рассмотрению.

Если с момента передачи обращения прошло более 30 дней, а ответ из СК так и не был получен, следующим этапом гражданин обращается в орган, обладающий правом контроля и регулирования деятельности страховщика. Наиболее часто встречаются обращения по поводу ошибок в расчетах ОСАГО по полисам, оформленным компанией Росгосстрах. Вне зависимости от названия компании, порядок рассмотрения во всех компаниях схож.

Отказ в удовлетворении просьбы страхователя или полное игнорирование запроса являются поводом для обращения в следующую инстанцию – Центробанк России.

На сайте ЦБ РФ есть раздел с информацией об ОСАГО, где размещена ссылка для формирования и отправки жалобы на СК. Форма позволяет выбрать причину обращения, и дать детальное описание проблемы, с дальнейшим указанием контактных данных. На рассмотрение обращения в ЦБ отводится 10-дневный срок. При желании, обращение в ЦБ направляют заказным письмом по адресу, который указан на сайте.

В Российский союз автостраховщиков обращаются, когда требуется разрешить разногласия с СК, учитывая, что орган не является надзорным и объединяет интересы всех страховщиков.

На интернет-ресурсе организации есть контактная информация для приема обращений, а также содержатся бланки, которые могут потребоваться недовольному потребителю страховых услуг.

Электронное обращение можно отправить по адресу request@autoins.ru, предварительно прикрепив подтверждающие документы.

Если не удается исправить КБМ при обращении в страховую, можно подать иск в судебную инстанцию. При наличии достаточной доказательной базы пострадавший страхователь имеет высокие шансы на вынесение вердикта в свою пользу, однако нужно быть готовым к дополнительным издержкам на суд и оплату профессиональной юридической помощи.

Прилагаемые документы

Успех в пересмотре КБМ во многом зависит от того, насколько тщательно подготовился заявитель. Для рассмотрения вопроса о восстановлении КБМ, необходимо собрать следующий пакет документов:

  1. Жалоба, составленная на бланке той организации, в которую адресуется обращение.
  2. Копия гражданского паспорта (заверение можно выполнить непосредственно при передаче пакета документов).
  3. Копия удостоверения автомобилиста.

Помимо обязательного пакета, придется подготовить дополнительный список, наглядно доказывающий факт нарушения правил оформления страховки ОСАГО:

  • действующий и предыдущие полисы (ксерокопии);
  • сканы онлайн-расчетов бонуса-малуса, на которых наглядно видно изменение КБМ в определенный момент в прошлом.

Когда неправильно рассчитан КБМ водителя, вписанного в ОСАГО другого владельца, собственник машины должен представить личные документы данного водителя либо заверенные ксерокопии.

Регистрация обращения

При подаче обращения важно зафиксировать момент передачи жалобы, так как существуют установленные законом сроки, в течение которых организация обязана рассмотреть вопрос и дать официальное заключение. Для этих целей существуют различные способы, в зависимости от выбранного способа взаимодействия:

  1. При отправке жалобы обычной почтой заказное письмо направляют с уведомлением.
  2. При личной передаче документа ставят отметку о принятии жалобы к рассмотрению с визой сотрудника организации.

После принятия решения об удовлетворении жалобы, страхователю предоставляют перерасчет с определением суммы, полагающейся к возмещению в результате выявленной переплаты. Письмо надзорной организации вместе с реквизитами, на которые надлежит вернуть средства страхователя, направляют страховщику.

На копии полученного решения ставят отметку о принятии. С этого момента страховая компания обязана в течение последующих 2 недель выполнить предписание: вернуть деньги согласно указанию вышестоящей организации.

Случаи с неправильными расчетами по страховке встречаются довольно часто, приобретают хронический характер. Чтобы восстановить верные показатели и получить излишне уплаченные средства, достаточно собрать минимальный пакет документов и выявить страховую организацию, которая допустила ошибочное начисление.

Источник: https://strahovoy.online/kbm/obrazets-zhalobyi-na-oshibochnyiy-kbm-po-osago.html

Российским водителям посоветовали, что делать при несогласии с коэффициентом «бонус-малус»

Несогласие с кбм

Исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев заявил, что любой водитель, который недоволен личным коэффициентом «бонус-малус» (КБМ) при переоформлении полиса ОСАГО, должен будет писать заявление в свою страховую компанию. Если же его не устроит и ее ответ, то тогда уже следует связываться с РСА.

Корреспондент Федерального агентства новостей обратился в первое профобъединение на российском страховом рынке, статус которого закреплен законом, за помощью — его знакомый где-то за неделю до окончания старого полиса ОСАГО решил оформить новый и был неприятно удивлен, узнав, что его КБМ неожиданно резко возрос — с 0,65 до 0,85. Хотя за прошедший страховой период он дорожно-транспортных происшествий по своей вине не совершал.

Мужчина, как и полагается, написал заявление в свою СК, откуда сообщили, что ответ ему будет дан в течение 10 рабочих дней. Хоть как-то прояснить ситуацию могли в РСА (рискуем предположить, что такой случай в нашей стране — явно не единичный), и в начале интервью Уфимцев сразу же назвал три возможные причины повышения коэффициента.

— Первое — человек может не знать (или забыть), что является не только водителем своего транспортного средства, но и собственником другого. И с автомобилем, которым управляют совершенно другие люди, происходит ДТП. К тому же и полис еще без ограничений. Вторая причина: бывает, что человек сменил водительское удостоверение, и по нему, соответственно, не находится [страховая] история.

Кроме того, бывает, когда у вас по какой-то причине есть два разных договора ОСАГО. Вы жили себе спокойно, никогда об этом не думали, раньше с этим КБМ не сталкивались, и он тоже как бы жил своей жизнью.

А сейчас при пролонгации полиса страховая компания, так уж по датам совпало, получила ответ по КБМ именно по этому договору. По последнему закончившемуся договору и берется, рассчитывается ваш КБМ.

А там вполне может быть более высокий коэффициент.

— Надо полагать, что в вашей практике всех этих случаев немало?

— Да. Когда мы разбираемся, фиксируются, как правило, вот эти три вещи. На самом деле, конечно, куда больше различных вариантов, когда у человека могут быть проблемы с КБМ.

— Что тогда делать в таких ситуациях водителю, неожиданно узнавшему, что у него вырос коэффициент «бонус-малус»?

— Алгоритм действий очень простой. Вы при заключении договора обращаетесь в свою страховую компанию. Если она вам по какой-то причине не отвечает или ответ, так скажем, неудовлетворительный, у нас есть технология, она называется «КБМ+».

Вы пишете заявление опять же в свою СК, что не согласны [с ее ответом], и снова просите пересмотреть этот коэффициент. Компания направляет запрос в РСА, и мы рассматриваем эту жалобу. Если по какой-то причине страховщиком была допущена ошибка, мы весь этот вопрос пересматриваем.

А вообще, вы можете написать обращение — как в страховую компанию, так и в Центральный банк РФ.

— Если я, допустим, при оформлении полиса ОСАГО поменяю страховую?

— А какая разница? Вы обращаетесь именно в ту компанию, с которой заключаете договор. Говорите: «Меня не устраивает этот КБМ (например, тот же 0,85), так что пишу заявление на «КБМ+». У многих СК даже на их официальных сайтах есть формы обращения.

— Знакомый так же неожиданно для себя узнал, что страховая вроде бы решила учесть его вину в ДТП, произошедшем еще в 2016 году. Таким образом, она, наконец, «посчитала» эту аварию?

— Это не так, что СК решила вдруг что-то посчитать или не посчитать. У нее, в соответствии с законом, есть два пути предоставления вам КБМ.

Первый — основной, которым пользуется большинство компаний, это запрос в нашу Автоматизированную информационную систему (АИС) РСА и получение от нее ответа, какой именно у вас КБМ. Так и должны, по идее, поступать страховые компании.

Если бы компания вашего знакомого сделала так, то получила бы от нас правильный ответ, с правильными данными. Хотя я не понимаю, почему она этот убыток раньше не фиксировала.

— Да, почему о нем вспомнили только через три года?

— Этого, конечно, не должно быть. Пусть они [страховщики] обращаются к нам.

— Так, а какой второй путь?

— До сих пор еще осталась возможность для личного предоставления сведений о заключении договора — вдруг система РСА не работает… Вы узнаете информацию о том, какой у вас КБМ.

И страховая по причине того, что система не работает, заключает договор на основании тех сведений, которые есть у вас и которые вы подтверждаете. Сама она при этом ничего не вспоминает, а просто потом обращается в АИС РСА. И та автоматически высчитывает это.

И да, мы можем провести расследование и спросить у страховой компании вашего знакомого, почему она ранее не учла в КБМ данных по убыткам. Почему она сразу его не увеличила?

— Вообще, на ваш взгляд, какие тут могут быть варианты? Ответ-то будет дан только, напомню, через 10 рабочих дней.

— Варианты могут быть такие. Например, ДТП случилось еще в 2016 году, а потом очень долго шло судебное разбирательство со стороны пострадавшего.

Страховая узнала об этом убытке только через два года и «загрузила» его [в систему], соответственно, в 2018-м. Поэтому для расчета КБМ мы его и увидели в 2019-м.

Бывали случаи, когда компания банкротилась и уходила [с рынка] и убыток «всплывал» тоже через два-три года.

— Поясните, пожалуйста, еще раз — если водителя не удовлетворяет ответ страховой, то что он делает дальше? 

— Ему надо обращаться к нам, и мы будем решать эту проблему. В большинстве случаев она исправляется технически, и человеку все разъясняется. Расскажу также чуть подробнее и про основные причины.

Когда человек не сообщал о замене своего водительского удостоверения (или агент СК почему-то не внес новые данные в систему), у него, к сожалению, терялась история.

Он раньше не обращал на это внимания, а потом спохватился, года так через три: «Ой, елки-палки, теперь, наконец, вижу это!» А поменял права еще в каком-нибудь там 2015-м.

Или когда человек «присутствует» в нескольких полисах. Такие случаи, кстати, нередки: люди забывают, что вписаны у отца, сына, жены или еще у кого-то.

Он является собственником автомобиля, купил его кому-нибудь, отдал сыну или отцу, а тот лапшу [на уши] вешает: «Да не было никаких ДТП!» А потом оказывается, что было, и у этого человека как у собственника транспортного средства пересчитывается КБМ.

И да, если вы меняете права, то при заключении нового договора ОСАГО должны обязательно указать на это страховому агенту: «Обратите внимание — вот мои старые документы и вот новые».

У них есть технология, по которой они делают запрос по КБМ, указывая наличие старых прав, чтобы была связка между ними и новыми.

Тогда уже в системе будет, соответственно, новое водительское удостоверение, но КБМ, что самое важное, останется прежним.

— А срок давности по убыткам в ДТП, насколько я понимаю, три года?

— По идее, да. Но есть очень хитрая конструкция. Бывает, что порой информация по убыткам идет к нам очень долго. Не все, конечно, но определенная часть точно. Пока судебное решение не состоялось, информацию в АИС не вносят. А вдруг это не будет признано как убыток. В общем, пока он в нашу систему не загружен, на ваш КБМ не влияет.

Итак, срок — три года, но если компания — банкрот, у человека отсчет снова начинает идти с момента, как у него появилась возможность обратиться в РСА. То есть он сначала три года имел общение со своей страховой компанией, ничего от нее не получил, а потом обратился к нам, и начался новый трехлетний срок. Поэтому максимальный срок уже шесть лет.

— И напоследок. Можете сказать, сколько людей вообще ездят без полисов ОСАГО? У вас же наверняка есть такая информация.

— По нашим оценкам, лишь в одной Москве обязательных полисов страхования не имеют, к сожалению, где-то 7–10% от общего числа водителей.

Президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс специально для ФАН пояснил, что КБМ повышают или понижают только страховые компании, а никак не РСА (к слову, на официальном сайте организации есть ответы на максимальное количество вопросов на эту тему).

«Мы занимаемся тем, чтобы потом сравнивать по всему рынку и находить наименьший [коэффициент] и присваивать его [водителям] на один год, — отметил он. — Потому что, если вы вписаны в несколько полисов или ездили на машине тестя, отца, брата, у вас может быть множественный КБМ в системе».

Напомним, что с 1 апреля 2019 года в нашей стране, в соответствии с указанием Банка России №5000-У, начал действовать новый порядок расчета коэффициента «бонус-малус». Для него берутся убытки, «залитые» в систему в течение двух последних лет.

Раньше они учитывались только за один год. По тем или иным причинам, которые выше озвучил Евгений Уфимцев, их могли не сразу внести в АИС РСА.

То есть несколько лет КБМ водителя — в случае безаварийной езды — мог регулярно понижаться, а потом неожиданно и серьезно увеличиться.

Данное новшество прокомментировал известный российский автоэксперт Виктор Похмелкин.
 

Источник: https://riafan.ru/1179255-rossiiskim-voditelyam-posovetovali-chto-delat-pri-nesoglasii-s-koefficientom-bonus-malus

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.