Незаконные действия

Понятие “незаконные действия”

Незаконные действия

Статья 1069 Гражданского кодекса РФ говорит о “незаконных действиях (бездействии )”. Под ними понимаются деяния, противоречащие не только законам, но и другим правовым актам. Подобные деяния имеют многообразные виды и формы.

Ими могут быть различные приказы, распоряжения, указания и иные властные предписания (причем, не имеет значения, сделаны они в письменной или устной форме), которые направлены гражданам и юридическим лицам и которые подлежат обязательному исполн е нию.

Таковым может быть и противоправное бездействие, ибо в области властно-административных отношений требуется активность и неприятие необходимых мер, предусмотренных законами и иными правовыми актами, может привести к причинению вреда.

Под понятием незаконных действий по ст.

1070 законодатель понимает не только действия, которые в установленном порядке признаны незаконными решением суда, вынесенным на основании Закона РФ “Об обжаловании действий должностных лиц”, но и в случаях постановления оправдательного приговора суда, прекращения уголовного дела за отсутствием события или состава преступления (пп.

1,2 ст. 5 УПК РСФСР), прекращения уголовного дела за недоказанностью участия гражданина в совершении преступления (п.2 ч.1 ст. 208 УПК РСФСР), прекращения дела об административном правонарушении, однако право на возмещение такого ущерба возникает лишь в случае полной реабилитации гражданина.

Прекращение дела по так называемым нереабилитирующим основаниям: амнистия; недостижение возраста, с которого наступает уголовная ответственность; примирение обвиняемого с потерпевшим; отсутствие жалобы потерпевшего; смерть обвиняемого; изменение обстановки; передача виновного на поруки и другие, предусмотренные пунктами 3-9 статьи 5 УПК РСФСР, не дает права на возмещение вреда.

Например, в Тверском межмуниципальном суде Москвы рассматривался иск Е.Вихрова к Черемушкинской райпрокуратуре, следственному отделу Черемушкинского УВД, изоляторам 48\1 и 48\2 о возмещения ущерба, причиненного смертью сына О.Вихрова, которая произошла во время его нахождения под стражей в ходе расследования уголовного дела.

Во время ра с смотрения иска проверялась законность действий как органов предварительного следствия и прокуратуры, так и действия медперсонала изоляторов, так как О . Вихров умер в результате з аболевания туберкулезом.

Действия органов предварительного следствия и прокуратуры по содержанию его под стражей признаны судом законными, фактов бездействия медперсонала тюрем судом не обнаружено. Поэтому в иске было отказано.

Судебная практика знает и случаи возмещения вреда, когда действия никем не признаны незаконными, однако вред судом возмещается . Тем же Тверским судом слушалось дело по иску М.Дмитриева к Минфину РФ, ГУВД Москвы о возмещении ущерба. Дело в следующем.

Истец приобрел в личную собственность автомобиль “Мицубиси-Паджеро”. При растаможивании этого автомобиля сотрудники ГАИ ВАО совершили преступление . В отношении них было возбуждено уголовное дело. Автомобиль был изъят как вещественное доказательство и помещен на стоянку ГУВД.

Сотрудники РУОП ГУВД для проведения оперативно-следственных мероприятий забрали автомобиль со стоянки и вне стоянки он был украден. Никаких взысканий к этим сотрудникам применено не было. Изъята автомашина была законно. Возможно, вред не должен быть возмещен в связи с этими обстоятельствами.

Однако суд решил иначе. Иск был удовлетворен и с казны Российской Федерации взыскана стоимость автомобиля .

Многочисленные споры возникают по поводу возмещения вреда, причиненного изданием не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления. Может ли суд оценить законность акта как такового? В судебной практике есть и такие пр е цеденты.

Гражданин Комаровский обратился в суд с иском к ГУП ГТО (Государственное унитарное предприятие Государственного технического обслуживания), правительству Москвы о возмещении вреда, причиненного ему изданием постановления правительства “О эвакуации автотранспорта”.

Истец ссылался на то, что это постановление противоречит федеральному закону – КоАПу, где за неправильную парковку предусмотрен иной вид взыскания. Кроме того, ст. 209 ГК говорит о том, что собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом, и ограничить это право может только федеральный закон.

Также данное постановление нарушает закон РФ “О залоге”, который запрещает требовать возмещения стоимости услуг (по эвакуации автомобиля), удерживая при этом имущество до тех пор пока услуги будут оплачены полностью. Решением суда иск был удовлетворен, ущерб взыскан. Кроме материального вреда, суд взыскал и моральный вред в размере 10 млн. руб. с правительства Москвы.

Надо сказать, что в исках к ГУП ГТО в этом же суде было отказано в возмещении вреда, так как эта организация действовала в данном случае правомерно, основывая свои требования к автовладельцам на постановлении правительства Москвы .

Похожий иск к УВД, которое удержало с гражданина 195 тыс. руб. за временную регистрацию места жительства, был также отклонен. Истец в обоснование своего требования ссылался на то, что данный сбор противоречит Конституции, позволяющей гражданам свободно выбирать место пребывания и жительства ( ст .27).

Суд указал в решении, что действия работников УВД законны, поскольку взимание определенной суммы за регистрацию предусмотрено специальным нормативным актом.

То есть в данном случае суд не оценивал законность этого нормативного акта, а ограничился констатацией того, что этот акт не отменен соответствующим органом .

Таким образом, как показывает судебная практика по такого рода делам, подлежит возмещению вред, причиненный действиями, которые совершены причинителем вреда с использованием своего служебного положения . Последнее суждение не бесспорно и вызывает полемику в различных судебных инстанциях.

Понятие органов следствия , дознания , прок у рат у ры. с у да . государственных органов , органов местного само у правления , их должностных лиц

Понятие органов дознания, следствия вытекает из норм, закрепленных в главах девятой и десятой УПК РСФСР. Так, в ст. 117 сказано, что органами дознания являются милиция, командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений, органы государственной бе з опасности – по делам, отнесенным законом к их ведению, начальники ИТУ, следственных изоляторов и т.д.

, органы государственного пожарного надзора, органы пограничной охраны – по делам о нарушении государственной границы, капитаны морских судов, главное управление налоговых расследований, таможенные органы РФ. В ст.

125 УПК говорится, что предварительное следствие по уголовным делам производится следователями прокуратуры, а также следователями органов внутренних дел и следователями органов государственной безопасности .

Согласно ст.

14 федерального закона “оЪ общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” к органам местного самоуправления относятся выборные органы, образуемые в соответствии с ука з анным федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, а также другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований. Из ст. 16 означенного закона следует, что должностные лица местного самоуправления – это выборные лица, возглавляющие деятельность по осуществлению местного самоуправления .

Под должностными лицами, согласно статье 170 УК РСФСФ 1960 г.

, понимаются лица, постоянно или временно осуществляющие функции представителей власти, а также занимающие постоянно или временно в государственных или общественных учреждениях, организациях или на предприятиях должности, свя з анные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или выполняющие такие обязанности в указанных учреждениях, организациях и на предприятиях по специальному полномочию (в редакции Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 декабря 1982 г.). В статье 285 Уголовного кодекса РФ, принятого Государственной Думой 24 мая 1996 года и вступившего в силу с 1 января 1997 г., понятие должностного лица сформулировано следующим образом: “Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации” .

Источник: http://www.uznaem-kak.ru/ponyatie-nezakonnye-dejstviya/

Что такое неправомерные действия должностных лиц? Порядок привлечения к ответственности

Незаконные действия

Любые действия, которые осуществляются на сегодняшний день, могут носить характер правомерных и неправомерных действий.

Если в отношении правомерных действий можно сказать, что они осуществляются в целях соблюдения действующего законодательства, то неправомерные действия всегда своей целью имеют нарушение действующего законодательства в различных отраслях права, существующего на территории Российской Федерации.

Что понимается под неправомерными действиями?

Действующее в Российской Федерации законодательство не дает подробного определения того, что следует рассматривать в качестве неправомерных действий.

Однако на основе сложившейся практики можно сказать, что под неправомерными действиями следует понимать такие действия, которые осуществляют физические и юридические лица и которые могут в каком-либо виде нарушать действующее законодательство.

Нарушение действующего законодательства может происходить в нескольких сферах одновременно либо в какой-то одной, например, в сфере уголовного права, то есть путем совершения преступлений.

При формировании понятия неправомерных действий следует понимать, что неправомерными могут быть не только действия, но и бездействие, если такое бездействие приводит к нарушению действующего законодательства.

Однако следует понимать, что совершение неправомерных действий всегда носит виновный характер, независимо от того, идет речь о фактическом совершении каких-либо действий либо о бездействии.

Правовая база

В связи с тем, что совершение неправомерных действий может относиться к нарушению действующего законодательства в различных сферах, то и говорить об использовании какого-то одного нормативного акта для привлечения к ответственности за совершение таких неправомерных действий достаточно сложно.

Порядок привлечения к ответственности за совершение неправомерных действий регулируется различными нормативными актами:

  • если речь идет о привлечении к уголовной ответственности за совершение неправомерных действий, то в основе выбора мер ответственности будет находиться Уголовный Кодекс Российской Федерации, а в качестве основы для правовых действий по привлечению к ответственности будет использоваться Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации;
  • в случае если речь идет об административной ответственности, то меры ответственности будут выбираться в соответствии с нормами Кодекса об административных правонарушениях, также как и основа порядка для привлечения к такой форме ответственности;
  • если речь идет о нарушении гражданского законодательства, то привлечение к ответственности за такие неправомерные действия может осуществляться как в соответствии с положениями уголовного, так и в соответствии с положениями административного законодательства.

Что же касается мер ответственности, то они выбираются на основании того, какое именно неправомерное действие было совершено, а также на основании решения суда.

Порядок привлечения к ответственности за неправомерные действия

Привлечение к юридической ответственности за совершение неправомерных действий различного рода осуществляется в различных видах в зависимости от того, в какой сфере было совершено то или иное неправомерное действие.

Общий порядок привлечения к ответственности выглядит следующим образом:

  • подача заявления в правоохранительные органы о совершении тех или иных неправомерных действий;
  • предоставление необходимых документальных и недокументальных доказательств совершенных неправомерных действий;
  • поддержание своего заявления, в том числе в случае, если речь идет о представлении своих интересов в судебном рассмотрении заявления.

Чаще всего подача такого заявления осуществляется в органы полиции или прокуратуры, а в случаях с нарушением гражданского законодательства возможно подать сразу исковое заявление в суд.

заявления о привлечении к ответственности

Заявление о привлечении к ответственности за совершение различного рода неправомерных действий представляет собой документ, в котором должны быть отражены все обстоятельства, в которых такие неправомерные действия были совершены. В таком документе должны быть отражены:

  • наименование того правоохранительного органа, куда направляется заявление;
  • сведения о заявителе, в том числе с указанием сведений о его контактных данных;
  • описание обстоятельств, в которых конкретно произошло совершение каких-либо неправомерных действий, а также указание причиненного такими действиями ущерба;
  • перечень документов, которые подтвердят факт совершенного правонарушения.

Образец документа: форму заявления о привлечении к ответственности за неправомерные действия можно скачать тут.

Заявление необходимо предоставить вместе со всеми приложениями в тот правоохранительный орган, который занимается привлечением к ответственности в той или иной сфере.

(1 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://pravo.team/uk-i-koap/prevyshenie-polnomochij/nepravomernye-dejstviya.html

Юридические услуги МПЦ Вектор – Незаконные действия должностных лиц

Незаконные действия

В соответствии со ст.

52 Конституции РФ права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

В соответствии со ст.

53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Данная конституционная норма в сфере властно-административных правоотношений реализуется путем закрепления в ГК РФ обязанности возместить ущерб, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами.

Возмещение вреда в следствии незаконных действий должностных лиц

Удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (п. 2 ст. 15 ГК РФ).

При этом в соответствии с п. 2 ст.

15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Взыскание убытков в Москве

Таким образом, при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, причиненных гражданам и юридическим лицам нарушением их прав, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права. Необходимость таких расходов и их предполагаемый размер должны быть подтверждены обоснованным расчетом, доказательствами, в качестве которых могут быть представлены смета (калькуляция) затрат на устранение недостатков товаровработуслугдоговор, определяющий размер ответственности за нарушение обязательств, и т.п. Лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать сам факт причинения ему ущерба действиями ответчика, должна быть доказана причинно-следственная связь между возникшими убытками и действиями ответчика, должен быть доказан размер причиненных убытков.

Размер неполученного дохода (упущенной выгоды) должен определяться с учетом разумных затрат, которые кредитор должен был понести, если бы обязательство было исполнено (п. 10, 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 8 от 01.07.1996).

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

Возмещение вреда в следствии незаконных действий должностных лиц

В соответствии со ст.

1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. При этом, расширенно истолковав нормы указанной статьи ГК РФ, следует, что вред, причиненный гражданину, должен быть возмещен в зависимости от ведомственной принадлежности органа, должностным лицом которого является причинитель вреда, а не за счет той казны, за счет которой содержится причинитель вреда.

В случаях, когда в соответствии со ст. 1071 ГК РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с законом эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Право на возмещение ущерба возникает при условии:

  • Постановления оправдательного приговора;
  • Прекращения уголовного дела за отсутствием события преступления, за отсутствием в деянии состава преступления или за недоказанностью участия гражданина в совершении преступления;
  • Прекращения дела об административном правонарушении.

Источник: https://mpcvector.ru/criminal/illegal-actions/

Как обжаловать действия и решения чиновников?

Незаконные действия

Что делать, если чиновники нарушили Ваши права? Как обжаловать их незаконные действия и бездействие? Как это сделать по новому административному кодексу?

Нередко можно услышать, как люди жалуются на несправедливость законов, на нарушения их прав чиновниками и органами власти.

Вероятно, многие граждане знают о том, что статья 46 Конституции РФ позволяет им обжаловать в суде решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Но не все знают о том, как это сделать.

Судебная и несудебная защита прав. Что такое жалоба?

Пожаловаться на неправомерные действия чиновников можно двумя способами: вышестоящему чиновнику (органу) или в суд. Процедура подачи жалоб в вышестоящий орган (административный порядок обжалования) и их рассмотрения описана в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

Жалоба – это один из видов обращений наряду с предложениями и заявлениями. Согласно закону, жалоба – это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Жалобы лучше подавать в письменном виде. В жалобе надо указать:

– госорган или фамилию, имя и отчество должностного лица, которому адресуется жалоба;

– свой почтовый адрес, на который придет ответ;

– обстоятельства дела (кто и как нарушил Ваши права);

– свои фамилию, имя и отчество, подпись в конце жалобы.

Бывают случаи, когда должностные лица отказываются принимать жалобы, тогда жалобы надо отправлять почтой ценными отправлениями с описью вложений и уведомлением о вручении. С момента вручения письма и его регистрации в госоргане у чиновников есть 30 дней на ответ. В исключительных случаях срок рассмотрения продлевается еще на 30 дней, о чем заявителя должны уведомить письменно.

За нарушение порядка рассмотрения жалоб (необоснованное увеличение срока, отсутствие ответа) установлен административный штраф в размере 5 – 10 тысяч рублей.

Как правило, органы власти отвечают на обращения и делают это в срок. Однако рассчитывать на содержательный ответ по существу приходится не всегда. В таких случаях лучше обращаться с жалобой в суд, можно это сделать после получения неудовлетворительного ответа от госоргана.

Сразу оговоримся, что подавать в административном порядке жалобы на правонарушающие законы и иные нормативные правовые акты нет смысла. Для обжалования нормативных правовых актов, в том числе законов, установлен особый судебный порядок. В этой статье мы не рассматриваем вопросы обжалования нормативных правовых актов.

Что можно обжаловать?

Закон предусматривает три категории объектов для обжалования: это действия, бездействие и решения.

Обжалование действия может быть уместным, например, в такой ситуации. Вы обратились в госорган с пакетом документов, госорган должен выдать Вам какой-то правоустанавливающий документ.

Вместо этого он отправляет Ваши документы в какую-то комиссию, которая должна подтвердить правильность составления поданных Вами документов. Все это затягивает сроки. Как правило, сейчас все процедуры оказания госуслуг (выдачи гражданам тех или иных документов) очень подробно прописаны в административных регламентах.

И если регламент не предусматривает проверку документов какой-то комиссией, то действия госоргана незаконны, их надо обжаловать.

Пример второй. Вы обратились в госорган с заявлением о выдаче Вам дубликата утерянного документа, Вы приложили все необходимые для этого справки.

Вместо того чтобы исполнить Вашу просьбу, госорган молчит, либо говорит, что Вам надо обратиться в другое учреждение или в министерство, или принести еще какие-то справки.

Иными словами, он не исполняет свою обязанность. Это бездействие. Его надо обжаловать.

И третий пример – правонарушающее решение. Вы обратились в госорган с заявлением о выдаче Вам документа. Госорган рассмотрел Ваше заявление и, уложившись в 30 дней, выдал Вам свое решение: отказать в выдаче документа. Такое решение также можно обжаловать.

Закон называет требования к действиям (бездействию) и решениям, которые можно обжаловать. В результате таких действий или решений должны быть:

– нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы;

– созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов;

– незаконно возложены какие-либо обязанности.

Чьи действия и решения можно обжаловать?

Необходимо уточнить, что в принципе в суд можно обжаловать правонарушающие действия и решения любых лиц, но в особом порядке будут рассматриваться лишь дела в отношении действий и решений определенного круга лиц и органов (глава 25 ГПК РФ, глава 22 КАС РФ).

Старый Закон 1993 года «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» называл государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения и должностных лиц, государственных служащих, принявших правонарушающие решения, которые можно было обжаловать. Юридически это расширяло возможности обжалования действий и решений практически любых органов и организаций.

Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК РФ) говорит о том, что обжаловать можно действия и решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего. Таким образом, круг «источников» правонарушающих действий и решений ограничивается только государственно-властными субъектами.

Новый Кодекс административного судопроизводства РФ (КАС РФ) называет несколько иной состав органов и лиц, чьи действия и решения можно обжаловать: орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные или муниципальные служащие. Что здесь принципиально нового? Появились организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, действия и решения которых можно обжаловать. В качестве примеров таких организаций можно привести государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования.

Как обжаловать в суде действия органов власти?

Статью 46 Конституции РФ, гарантирующую судебную защиту прав и свобод, нельзя было бы применять, если бы не было соответствующей процедуры. Такая процедура была установлена Гражданским процессуальным кодексом РФ.

Однако с 15 сентября этого года будет применяться процедура, установленная новым Кодексом административного судопроизводства РФ.

Глава 22 КАС РФ описывает процедуру оспаривания действий и решений публично-правовых субъектов подробнее, чем аналогичная глава 25 ГПК РФ (11 статей в новом Кодексе против четырех в старом).

Как и прежде, обратиться за защитой своих прав можно не позднее трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, в суд по месту нахождения органа или должностного лица-нарушителя. Новый КАС РФ вводит понятие административного искового заявления. Статья 220 КАС РФ устанавливает перечень обязательных требований к такому заявлению. В заявлении должны быть указаны:

1) наименование суда, в который подается заявление;

2) фамилия, имя и отчество гражданина, его место жительства, дата и место его рождения, номера телефонов, адреса электронной почты гражданина;

3) орган, организация, лицо, принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие);

4) наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия);

5) сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация или должностное лицо);

6) сведения о правах, свободах и законных интересах гражданина, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием);

7) нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие);

8) сведения о невозможности приложения к заявлению обжалуемого решения и ходатайства об истребовании документов;

9) сведения о предшествующем обжаловании в административном порядке;

10) требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, должностного лица;

11) перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.

К заявлению прилагается квитанция об уплате государственной пошлины. На сегодняшний день размер госпошлины для граждан составляет 300 рублей.

Если гражданин решил воспользоваться в суде помощью представителя, то в заявлении также указываются сведения о представителе. Представитель должен иметь высшее юридическое образование, копия диплома также представляется в суд.

Заметим, что зачастую гражданам трудно разобраться во всех процессуальных тонкостях и хитросплетениях законодательства, поэтому юридическая помощь может потребоваться даже на стадии составления заявления в суд.

Ужесточение требований к представителю формально ограничивает права граждан: им придется обращаться за помощью к профессиональным юристам и платить за это деньги, тогда как ранее представителем мог быть любой человек (друг или знакомый заявителя), который, например, имел практику по определенной категории дел.

Если все требования закона соблюдены, суд принимает заявление к рассмотрению. Суд вправе приостановить действие оспариваемого решения в части, относящейся к гражданину. Если во время процесса по делу решение, на которое жаловался гражданин, было отменено, суд вправе прекратить производство по делу.

Дела об оспаривании действий и решений будут рассматриваться судом в течение месяца, тогда как по ГПК РФ такие дела должны были рассматриваться в течение 10 дней.

На что обращает внимание суд?

Новый Закон устанавливает вопросы, которые должен разрешить суд в процессе рассмотрения дела об оспаривании решения, действия (бездействия):

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия);

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия);

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказать нарушение прав и соблюдение сроков обращения в суд возлагается на гражданина-заявителя. Обязанность доказать правомочность принятия решения или совершения действия и его законность возлагается на ответчика.

Суд может удовлетворить заявление полностью или в части и возложить на ответчика обязанность устранить нарушение прав, либо отказать в удовлетворении заявления. Решение суда вступает в силу через месяц после изготовления в окончательной форме. Не вступившее в силу решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, вступившее в силу – в порядке кассации или надзора.

Какова вероятность выиграть дело?

На вопрос о вероятности выиграть конкретное дело об оспаривании действия или решения госоргана можно ответить, только ознакомившись с его материалами. Вместе с тем нередко заведомо выигрышные на взгляд заявителя и даже юриста дела могут быть проиграны.

Обратимся к судебной статистике жалоб на неправомерные действия и бездействия (в том числе на нарушение избирательного законодательства).

 Рис.1. Рассмотрение районными судами жалоб граждан на неправомерные действия и бездействие (в том числе на нарушение избирательного законодательства) в 2014 году.

За год в суды поступило 162 410 жалоб, из них было рассмотрено 119 438 жалобы, то есть примерно две трети. Из рассмотренных жалоб было удовлетворено 56 510 требований, то есть примерно треть от поступивших и почти половина от рассмотренных заявлений.

Что же случилось с третью жалоб, которые не были рассмотрены? Видимо, они были поданы с какими-то нарушениями (например, не уплачена госпошлина, заявление не подписано, нет копии обжалуемого решения или ходатайства о его истребовании), и поэтому суд оставил их без движения или прекратил производство по делу по каким-то другим основаниям.

Таким образом, статистика показывает, что треть жалоб не проходит даже стадии подачи заявления: граждане допускают ошибки в оформлении документов для суда или подают заведомо негодные жалобы. Получается, что даже сама подача заявления в суд превращается в проблему для трети заявителей.

Те счастливчики, которые преодолели первый бюрократический барьер, имеют серьезные шансы выиграть дело против госоргана: почти каждое второе такое дело выигрывается. Надо отстаивать свои права, тогда государство будет уважать и соблюдать права своих граждан.

Новый КАС РФ оставляет все возможности для оспаривания неправомерных действий и решений государства.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/59a0271958166983fcab8be8/kak-objalovat-deistviia-i-resheniia-chinovnikov-5c5172c535dc8400b013e084

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.