Нко в социальной работе

Социально ориентированные НКО

Нко в социальной работе

Анастасия

Старший юрист

Эксперт регистрации НКО

Некоммерческие организации создаются с разными целями, но у социально ориентированных некоммерческих организаций имеются свои специфические черты, ведь они занимаются решением широкого перечня социальных проблем, начиная защитой окружающей среды и заканчивая вопросами обеспечения ухода за престарелыми и маломобильными гражданами. Всякое НКО – это юридическое лицо, которое считается таковым с того момента, как оно пройдёт государственную регистрацию. Её порядок давно определён и требует неукоснительного соблюдения. 

Термин «социально ориентированной некоммерческой организации» был введен Федеральным законом от 05.04.2010 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций». 

Изменения затронули несколько Федеральных законов, регулирующих деятельность НКО, в том числе и закон «О некоммерческих организациях».  

Социально-направленные НКО организовываются исключительно в тех формах, что предусмотрены ФЗ «О некоммерческих организациях». К подобным субъектам относятся социально-направленные организации, имеющие прямое отношение к религии или обществу.

Примечательно, что к СО НКО относятся и этнические общины КМНС, и диаспоры, и сообщества казаков. Но чаще всего встречаются различные партнёрства, не осуществляющие коммерческую деятельность, а также благотворительные фонды, которые оказывают всестороннюю поддержку социально незащищённым слоям населения.

То есть, подобные НКО занимаются деятельностью, осуществление которой позволяет решить определённые социальные проблемы:

Защита животных, охрана окружающей среды, проблемы экологического характера (незаконная вырубка зелёных насаждений, отлов и отстрел диких и домашних животных и пр.).

Моральная и материальная поддержка граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также обеспечение юридической защиты их прав и свобод.

Работа с населением, проводимая в целях предотвращения несчастных случаев, а также мероприятия, направленные на обучение населения способам преодоления последствий техногенных катастроф и разгула стихии. 

Помощь вынужденным переселенцам, гражданам, пострадавшим от стихийных бедствий и прочих катаклизмов (необязательно техногенного или природного характера).

Пропаганда ЗОЖ, для чего организуются и проводятся различные спортивные мероприятия, направленные на возрождение интереса к физкультуре и спорту.

Содействие духовному и культурному развитию граждан, что также подразумевает проведение различных мероприятий, направленных на улучшение морального и психологического здоровья граждан. 

Данный список может быть дополнен и другими видами деятельности, в зависимости от региона РФ и с учётом его специфики.

Государство готово оказать СО НКО не только финансовую (прямую или непрямую) поддержку, потому что оно заинтересовано в увеличении числа благотворительных, волонтёрских и других некоммерческих организаций, относящихся к социальной сфере.

Поэтому, оно оказывает информационную, консультационную, организационную поддержку, хотя, любую благотворительную организацию больше всего волнует финансовый вопрос. Под термином «прямое финансирование» принято понимать госконтракты и субсидии, предоставляющиеся в форме грантов.

Главным инструментом господдержки СО НКО принято считать программу, разработанную на федеральном уровне и реализуемую МЭР (Министерством экономического развития). На данный момент, существует два варианта получения господдержки:

Предоставление субсидий. Источником для их получения является федеральный бюджет. Чтобы стать участником программы, необходимо подать заявку и пройти конкурсный отбор. 

Гранты, выдаваемые для реализации определённых программ. Примечательно, что в роли грантодателя теперь не может выступить местная администрация или орган исполнительной власти, потому что они вправе заниматься только субсидированием проектов. 

Существенных отличий между конкурсами на получение субсидий или грантов – нет. Но сейчас принято апеллировать термином «президентский грант», по своей сути являющийся субсидией из федерального бюджета. Они предоставляются некоммерческим организациям, принимающим активное участие в развитии институтов гражданского общества.

Сумма, доступная к получению и выдаваемая на безвозмездной основе, с каждым годом становится всё солиднее, а это – более чем веское основание для того чтобы за неё побороться. Что касается госконтрактов, то этот финансовый инструмент является бюджетными средствами, даваемыми СО НКО в рамках, определённых ФЗ-44 «О контрактной системе».

Если организация использовала выделенные средства по целевому назначению, то налог на прибыль начисляться не будет. 

Отношения в сфере аренды государственного или муниципального имущества  регулирует статья 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Данный закон гласит, что  государственные и муниципальные учреждения вправе сдавать в аренду недвижимое имущество, которое закреплено за ними на праве оперативного управления исключительно на основании результата конкурса или аукциона на право заключения договора аренды государственного и муниципального имущества.

Но законом «О защите конкуренции» предусмотрен ряд исключений, которые указаны статье 17.1 Закона «О защите конкуренции» и распространяются, в том числе, на некоторые разновидности некоммерческих организаций.

Ключевым видом господдержки является имущественная поддержка, заключающаяся в передаче в долговременное пользование организации объектов нежилой недвижимости, являющихся собственностью государства.

Критерии отбора СО НКО, порядок предоставления объектов нежилой недвижимости и все прочие условия оговорены в Постановлении № 1478 от 30.12.12. Важный момент: передаваемое организации госимущество не может быть отчуждено в собственность лиц, его арендующих, а также в частную собственность. Под запретом целый ряд операций: продажа, переуступка и передача прав и пр. Имущественная поддержка может оказываться, как на безвозмездной основе, так и на льготных условиях.

Ещё одним видом непрямого государственного финансирования являются налоговые льготы, например:

  • Налоговый вычет из пожертвований, перечисленных гражданином СО НКО для увеличения целевого капитала.
  • Освобождение от НДФЛ, при условии, что организация осуществляет благотворительную деятельность.
  • Освобождение от НДФЛ доходов, передаваемым социально незащищённым слоям населения, например, инвалидам, детям-сиротам, малоимущим семьям.
  • Расширение перечня целевых поступлений, не подлежащих учёту при определении налоговой базы по налогу на прибыль и налогам, уплачиваемым в бюджет СО НКО, состоящих на УСН.
  • Освобождение от уплаты НДС, если организация оказывает услуги по соцобслуживанию и обеспечивает уход за маломобильными и престарелыми гражданами. 

Социальные услуги СО НКО

Государственной думой 7 июля 2020 года был передан в Совет Федерации законопроект «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере», который был внесен еще в 2018 году. По данному закону социально-ориентированные некоммерческие организации смогут принимать активное участие в процессе оказания социальных услуг.   

О необходимости принятия  мер по повышению качества социальных услуг неоднократно заявлял Президент Российской Федерации в своих посланиях Федеральному Собранию. 

Данные закон будет обеспечивать повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг, представляющихся  гражданам на  бесплатной основе за счёт средств государственного бюджета в образовании, здравоохранении, социальной защите, занятости населения, физической культуре, спорте и туризме.

Данный закон учитывает поправки, которые были подготовлены Советом Федерации, в соответствии с которыми некоммерческие организации, признанные исполнителями общественно полезных услуг, получают привилегии при участии в конкурсах на заключение соглашений. 

Кроме этого, закон предусматривает новые способы включения некоммерческого сектора в оказание услуг социальной направленности.  

Одним из нововведений стал социальный сертификат, дающий право для граждан на самостоятельный выбор организации, которая будет оказывать социальные услуги. 

Данный закон является важным аспектом в участии некоммерческих организаций в развитии социальной сферы. В компетенцию Совета по развитию социальных инноваций регионов будет входить мониторинг его реализации в регионах. 

Кроме того, был одобрен закон об освобождении от НДС государственных (муниципальных) услуг по соглашениям, которые заключены в соответствии с законодательством о государственном (муниципальном) социальном заказе.

Данный закон позволит сформировать равные условия налогообложения при оказании услуг как для государственных структур, так и для социально ориентированных некоммерческих организаций. 

Также будет дополнен Бюджетный кодекс новым видом субсидий – на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере. Предполагается, что данные субсидии будут финансировать исполнение государственного (муниципального) социального заказа. Это даст возможность перераспределить средства бюджета между исполнителями социальных услуг.  

Министерство экономического развития России сформировало реестр социально ориентированных некоммерческих организаций.

Некоммерческим организациям, которые попали в этот реестр предоставят поддержку в соответствии с подпунктами «а» и «в» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам встречи с участниками общероссийской акции «Мы вместе» 30 апреля 2020 г. и совещания о санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации, состоявшегося 11 мая 2020 г.

В реестр внесены сведения о социально ориентированных некоммерческих организациях, которые с 1 января 2017 г:

  • получили субсидии и гранты в рамках программ, которые реализуют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления;
  • получили гранты Президента Российской Федерации;
  • предоставляют социальные услуги;
  • являются исполнителями общественно полезных услуг.

Сведения о социально-ориентированных некоммерческих организациях были направлены органами исполнительной власти регионального и федерального уровня, органами местного самоуправления, Минюстом России и Фондом президентских грантов для формирования Реестра социально-ориентированных НКО. 

Некоммерческим организациям,  которые попадают под указанные выше критерии, но не были включены в реестр, нужно подать обращение в тот орган власти,  который осуществлял им государственную финансовую поддержку в период с 1 января 2017 г. по 1 апреля 2020 г., или в Фонд президентских грантов.

Если подтверждается факт, что некоммерческую организацию ошибочно не включили в реестр СО НКО, указанный выше орган направляет в Минэкономразвития России дополнение к реестру, оформив это официальным письмом.

Некоммерческие социально-ориентированные организации, которые включены в реестр вправе получить следующую поддержку:

  • предоставление субсидируемых льготных кредитов, выдаваемых СОНКО на выплату части заработной платы своим сотрудникам (постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2020 г. № 696 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности»);
  • продление на шесть месяцев сроков уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, налогов (в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами) и авансовых платежей по налогам, за исключением НДС (постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2020 г. № 685);
  • освобождение от уплаты налогов, авансовых платежей по налогам, сборов по налогу на прибыль организаций – в части ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате во втором квартале 2020 года (проект федерального закона № 953580-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции»);
  • расширение налоговых стимулов участия в благотворительности юридических лиц для организаций, вошедших в реестры. Юридические лица, передавшие на безвозмездной основе некоммерческим организациям имущество (включая денежные средства), смогут включить их в состав внереализационных расходов при определении ими налоговой базы по налогу на прибыль организаций (проект федерального закона № 953580-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции»).

Кроме того  Правительство Российской Федерации прорабатывает дополнительные основания и критерии по оказанию поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям.

Источник: https://reg-nko.ru/article/Socialno_orientirovannye_NKO

Социальная роль некоммерческих организаций

Нко в социальной работе

Мировой опыт показывает, что по способу функционирования некоммерческие организации (НКО) в наибольшей степени ориентированы на деятельность в сфере предоставления социальных услуг.

Так, в настоящее время действуют многочисленные общественные организации, деятельность которых касается вопросов социальной защиты населения.

Это: Совет ветеранов войны и труда, общества инвалидов, советы многодетных матерей, ассоциация жертв политических репрессий, отделения бывших малолетних узников фашистских концлагерей, Российского фонда инвалидов войны в Афганистане, Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих, Российского союза офицеров запаса, Всероссийского детского фонда, Всероссийского фонда мира, общественных организаций «Чернобыль», «Инвалиды Чернобыля». Их деятельность способствует решению разнообразных вопросов социальной защиты граждан, но преимущественно реализуется по следующим направлениям:

– правовая защита и юридическая поддержка;

– здоровье, в том числе социально-медицинские аспекты: инвалидность, наркомания, ВИЧ и т.д.;

– образовательно-культурная деятельность с детьми и молодежью;

– НКО посреднического типа, методические, научно-образовательные учреждения инновационных направлений деятельности; организации, решающие вопросы трудоустройства, занятости, развития сообщества.

Повышение роли НКО в сфере социального сервиса обусловливается гипертрофированным состоянием современного российского общества и рынка социально ориентированных услуг, заключающегося в том, что эта роль государственных структур по-прежнему не только сокращается, но и усиливает свои специфические качественные отличия. Государственная услуга оказывается населению усредненно, без участия клиента и учета индивидуальных запросов и потребностей его личности, без учета качества этой самой услуги, на первое место ставится сам факт ее оказания.

Государство – основной конкурент, учреждает и регистрирует государственные и муниципальные некоммерческие организации, наблюдается бюджетная ориентация социальных услуг НКО, в том числе и общественных организаций, которые государственные органы не могут учреждать.

В то же время остается актуальным проведение работы по передаче на условиях конкурсного размещения заказа на социальное обслуживание социальных объектов устойчивым профессиональным НКО (например, Центры реабилитации) и часть бюджетного финансирования, тем самым сняв с государства груз затрат по их содержанию и т.д.

В процессе деятельности некоммерческих организаций проявляется их социальная роль как чуткого индикатора выявления потребностей населения и клиентских групп.

В качестве положительных моментов деятельности НКО можно также выделить следующие:

1. Нацеленность на партнерство, многообразие механизмов взаимодействия.

2. Положительный имидж некоммерческого сектора как двигателя инноваций.

3. Стимулирование творчества и разнообразия видов деятельности, возможности совмещения профессиональных навыков и творческих увлечений.

4. Личная мотивация участников НКО, в отличие от функционерства в госструктурах.

5. Ориентация на изменение ситуации, реакции человека (поступки, поведение), как результат деятельности организации.

Значимость развития некоммерческих организаций для формирования новой инфраструктуры социального сервиса требует анализа содержания и принципов их функционирования не только с точки зрения оценивания их как продуцентов социальных услуг, но и как новых организационных механизмов согласования деятельности государства, общества и бизнеса.

Третий сектор – некоммерческие организации (в сопоставлении с секторами государства и бизнеса) и рядовые граждане не вовлечены в качестве полноправных участников и партнеров по разработке планов и программ.

Отношения гражданского общества и власти строятся по схеме патронажа, в результате чего граждане испрашивают у местной власти помощи в виде грантов и дотаций. Это во многом связано с многолетней практикой доминирования централизованного государства во всех делах населения. Отношения между бизнесом и властью строятся по схеме лоббирования.

Различные группы бизнеса пытаются выстроить свои особые отношения с властью, чтобы добиться льготных условий хозяйствования, при этом партнерами они все равно не становятся. Третий сектор к бизнесу продолжает относиться лишь как к спонсору, который дает разовые пожертвования и играет на благотворительности.

В итоге все три сектора общества не выстроили партнерских отношений на основе принципа субсидиарности, т.е. солидарной ответственности, о разделении рисков и ответственности за процессы развития.

В большинстве своем общественные организации разобщены, действуют в своих интересах, часто дублируют друг друга.

Свои усилия они направляют на решение частных задач, не выходя на социальные и общественно значимые проекты, не принимая во внимание стратегические ориентиры социального развития.

Общественные организации не имеют своей собственной социальной политики, не оформлены как единый ассоциированный субъект деятельности, многие представители общественных организаций не имеют ясного представления о реальных путях решения социально-экономических проблем, действуют не столько от проблем развития территории, сколько от своих интересов, выпрашивая у местных властей особые условия и благотворительную помощь. Общественные организации и некоммерческие организации не стали ядром консолидированного движения гражданского общества.

Дата добавления: 2017-03-12; просмотров: 3057 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/16-12478.html

Путеводитель для НКО: социальные услуги – Агентство социальной информации

Нко в социальной работе

Седьмая глава сборника, составленного вместе с фондом «Искусство, наука и спорт» в помощь руководителям и сотрудникам некоммерческих организаций.

Денис Самойлов. центр ГРАНИ

Фрагмент главы VII «НКО и социальные услуги». Денис Самойлов, эксперт-исследователь Центра гражданского анализа и независимых исследований (Центр ГРАНИ).

Что такое социальные услуги?

Понятие «социальные услуги» используется в двух значениях.

  1. Под социальными услугами понимается любая деятельность, осуществляемая по запросам клиентов и направленная на удовлетворение их потребностей, в социальных сферах (образование, здравоохранение, культура, физкультура и спорт, социальное обслуживание).
  2. Понятие «социальная услуга» зафиксировано в Федеральном законе от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Согласно закону, социальная услуга — действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. Социальное обслуживание граждан — деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам.

Виды социальных услуг, предоставление которых может финансироваться из бюджета, указаны в ст. 20 ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан».

Могут ли НКО оказывать социальные услуги и как это сделать?

НКО могут включиться в производство социальных услуг, в том числе за счет бюджетных средств. Для этого нужно предпринять следующие шаги.

  1. Оценить деятельность организации с точки зрения оказания услуг. Возможно, многое из того, что делает организация, – по сути услуги, но не воспринимается в таком качестве.
  2. Оценить возможности привлечения средств на оказание социальных услуг. НКО могут оказывать услуги в любой отрасли социальной сферы, в том числе платные, может привлекать бюджетные и внебюджетные средства для осуществления этой деятельности.
  3. Посмотреть устав организации и при необходимости внесте в него изменения, прописав деятельность, которую предусматривает оказание социальных услуг.
  4. Уточнить ОКВЭД организации. При регистрации любого юридического лица присваиваются коды экономической деятельности, которые она осуществляет согласно уставу. Если организация планирует предоставление услуг в сфере социального обслуживания населения (или других услуг в социальной сфере), рекомендуется указать соответствующие коды экономической деятельности.
  5. Оценить, возможно ли оказание платных услуг для вашей организации. В соответствии с Гражданским кодексом РФ НКО имеет право осуществлять деятельность, приносящую доход, если это предусмотрено уставом организации. Кроме того, НКО должна иметь обособленное имущество в размере не менее минимального капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью.

Полезные ссылки

Внесение изменений в устав НКО, публикация Центра помощи НКО.

Внесение изменений в регистрационные данные юридического лица, разъяснения Федеральной налоговой службы РФ.

Деятельность НКО, приносящая доход, возможна, если она:

  • предусмотрена уставом НКО;
  • соответствует целям создания НКО;
  • осуществляется наряду с уставной, не подменяет уставную деятельность;
  • сопровождается ведением раздельного учета доходов и расходов от приносящей доход деятельности и прочей уставной деятельности.

Какие требования предъявляются к НКО, оказывающей социальные услуги?

Требования к НКО, оказывающим социальные услуги, можно разделить на две группы.

Первая – общие требования, которые необходимо соблюдать в соответствии с гражданским законодательством, законодательством в области защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия человека.

Вторая – специальные требования к качеству оказываемых услуг, вытекающие из содержания стандартов оказания услуг. Стандарты определяют объем социальной услуги, сроки ее предоставления, показатели качества и оценку результатов, условия предоставления услуги и т. д.

То есть, если организация начинает оказывать социальные услуги за бюджетный счет, она обязана обеспечить условия для этого (необходимо помещение, оборудование и др.) и содержание услуг (в том числе за счет того, что в штате организации есть достаточно квалифицированные специалисты).

Специальные требования к поставщикам услуг в сфере социального обслуживания описаны в главе 4 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Полное содержимое статьи о социальных услугах можно скачать здесь: pdf, epub (zip-архив).

Сборник «Путеводитель для НКО: что нужно знать, чтобы деятельность некоммерческой организации была успешной» дает возможность изучить все основные стороны деятельности некоммерческой организации.

Сборник будет интересен как опытным руководителям, так и тем, кто только начинает свой путь. Вы узнаете о фандрайзинге и юридических аспектах деятельности НКО, об информационных технологиях, о том, как выстроить стратегию коммуникаций и работать с волонтерами.

В каждой главе кратко раскрывается содержание темы и приводятся дополнительные источники, чтобы изучить ее глубже.

Авторы сборника — эксперты с многолетним опытом, известные в некоммерческом секторе. Следуя их советам, вы шаг за шагом сможете выстроить работу своей организации, достигнуть экономической устойчивости и находить лучшие решения задач, возникающих каждый день.

«Путеводитель для НКО» создан по программе НКО-СОКРАТ — НКО для социального и культурного развития территорий.

Программа реализуется по инициативе Благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» совместно с Агентством социальной информации при поддержке правительства Белгородской и администрации Курской областей.

Источник: https://www.ASI.org.ru/2020/12/23/putevoditel-dlya-nko-soczialnye-uslugi/

Нко вместо “собеса”. в россии стартует эксперимент по привлечению нко к оказанию госуслуг в социальной сфере

Нко в социальной работе

С января 2021 года в России стартует эксперимент по привлечению негосударственных некоммерческих организаций к оказанию государственных и муниципальных услуг в социальной сфере.

Так, совсем недавно правительство утвердило порядок формирования соответствующих государственных заказов: 24 ноября документ был официально опубликован в сети.

Это последний шаг, который было необходимо сделать властям перед запуском системы.

Суть идеи в том, что зачастую именно НКО являются носителями передового опыта и технологий в работе с самыми незащищенными слоями общества: инвалидами, пожилыми людьми, подростками и многодетными семьями.

Система, о которой идет речь, предполагает, что теперь социально ориентированные НКО могут привлекаться для оказания услуг населению, ранее оказываемых только государственными службами — по тому же принципу, по какому прочие услуги и товары государство покупает у коммерческих компаний через систему электронных торгов и аукционов.

«На протяжении многих лет граждане, когда их опрашивают, говорят, что не сильно удовлетворены качеством государственных услуг, которые они получают в социальной сфере.

Смысл закона — создать равные условия для государственных и негосударственных поставщиков услуг, которыми могут быть как НКО, так и частные предприниматели, создать рынок социальных услуг», — объясняет «Спектру» заместитель председателя Совета по вопросам попечительства в социальной сфере при Правительстве РФ и глава «Агентства социальной информации» Елена Тополева-Солдунова.

Инвалидная коляска. Фото pikist.com

Как и в случае с «госзакупками» каждый «лот» социального заказа, его объем и способ оказания выставленной на конкурс услуги — будут формулироваться публично, документация будет публиковаться на едином портале бюджетной системы, а исполнитель услуги будет определяться на основе конкурса.

В качестве пилотных регионов, где эксперимент уже стартовал, выступили шесть субъектов: Московская область (городской округ Балашиха), Ханты-Мансийский автономный округ (город Нижневартовск), Калининградская область (Черняховский округ), а также Новгородская, Ярославская области и Красноярский край. В трех последних экспериментировать решено не в районных центрах, а сразу на базе региональных столиц.

Среди лотов там оказались услуги по дополнительному профессиональному образованию граждан предпенсионного возраста, присмотру за детьми и уходу за людьми с ограниченными возможностями. Еще три субъекта выразили согласие на подписание с Минфином России cоглашения об участии в пилотном проекте, но пока не сделали этого.

Впрочем, перечень услуг открытый и со временем будет расширяться. «В первую очередь речь будет идти о тех услугах, где государство справляется хуже.

Это работа с бездомными, профилактика социального сиротства, работа с жертвами домашнего насилия, сфера инвалидности: реабилитация, трудоустройство, услуги сопровождаемого проживания, — потому что тут некоммерческий сектор, социальные НКО намного опережают по технологиям государство, — подчеркивает Тополева-Солдунова. — Когда у человека утеряна возможность к самообслуживанию раньше у него была одна альтернатива, либо оставаться дома, на попечении родственников, либо отправляться в психоневрологические диспансеры (ПНИ), которые больше похожи на тюрьмы. Система предполагает, что теперь можно будет забрать государственные деньги из ПНИ и отдать условному фонду „Антон тут рядом“, переведя в их центр пациента».

В Вязьменском доме-интернате. личная страница Лизы Олескиной в фейсбук

Эксперт признается, загвоздка в том, что сами чиновники должны будут сперва признать, что потребность в той или иной социальной услуге существует, что негосударственные организации, проекты по данному направлению работают лучше, после чего составить госзаказ на такую услугу и разместить объявление в системе.

Основной закон легализующий процедуру вступил в действие в августе этого года, как и ряд других актов, делающих возможным его функционирование, такие как поправки в Бюджетный и Налоговый кодексы.

Судя по его тексту, участвовать в конкурсах смогут любые юридические и физические лица в случае отсутствия у них задолженностей, судимости за экономические преступления и преступления против личности, а также конфликта интересов. Последние подразумевает, что исполнитель не может быть связан с государственным органом-заказчиком услуги.

Отдельным пунктом закон упоминает среди критериев отбора соответствие проекта специфическим для каждого задания требованиям, таким как наличие работников, имеющих специальное образование, доступ к специализированному оборудованию или получение исполнителем аккредитации, если она необходима для осуществления той или иной деятельности.

Целевое использование субсидии, передаваемой НКО государством на оказание услуги, будет контролироваться соответствующими органами и определяться объемом и качеством оказанных населению услуг, указанных в соглашении, заключенном между государством и некоммерческой организацией. Именно такие схемы делегирования государственных полномочий в социальной сфере существуют практически во всех развитых странах. Единственное узкое место в российском их изводе — цены.

«Сейчас в регионах поставщики социальных услуг, в основном НКО, получают компенсацию затрат по тем тарифам, которые предусмотрены для их оплаты получателями, и речь может идти о крайне низких расценках», — говорила в начале октября этого года в интервью проекту Милосердие.ru юрист московского РБОО «Центр лечебной педагогики» Елена Заблоцкис. Впрочем, как и окончательная номенклатура услуг, они, скорее всего, в ближайшие годы станут предметом дискуссии и переговоров между сообществом НКО и региональными властями.

Источник: https://spektr.press/nko-vmesto-sobesa-v-rossii-startuet-eksperiment-po-privlecheniyu-nko-k-okazaniyu-gosuslug-v-socialnoj-sfere/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.