Нормы прилегающей территории к зданию

Содержание

Прилегающая территория определение земельный Кодекс

Нормы прилегающей территории к зданию

Наша компания является собственником части здания, расположенного на муниципальной земле.

Недавно ко мне пришли представители администрации и заявили что мы должны убирать территорию на котором стоит здание.

Как узнать размер прилегающей территории, и где это должно быть записано? И еще, подвальное помещение является объектом ГО и ЧС, они должны принимать участие в уборке прилегающей территории?

Вы указали, что часть здания находится на муниципальной земле. Поэтому, если муниципальный земельный участок, на котором расположено здание, учтен в ГКН и имеет границы, то можно посмотреть на Публичной кадастровой карте Росреестре его конфигурацию. Полагаю, что та часть земельного участка, свободная от здания, и есть прилегающая территория.

Придомовая территория частного дома: границы, содержание

При определении границ в качестве предмета спора может выступать вопрос о том, на ком будет лежать ответственность по поддержанию зоны, прилегающей к сооружению, в надлежащем состоянии.

Уборка территории является достаточно актуальным вопросов для частных владельцев в особенности в весенне-летний период и осенью. Как выше было сказано, зона, прилегающая к их сооружениям, выходит за границы собственного надела.

В этой связи уборка территории должна осуществляться и в пределах 1.5 м от забора.

При благоустройстве придомовой территории не следует забывать о заборе. Ограждение должно предусматриваться по всему периметру. Оно выполняет не только защитную, но еще и декоративную функцию. На сегодняшний день владельцы могут выбрать практически любой строительный материал.

Это может быть традиционное дерево, профлист, сетка, живые насаждения, кирпич, бетон. Декорировать ограждения также можно вьющимися растениями. Небольшие заборы внутри участка позволят эффективно разделить его на зоны. Например, беседку и детскую площадку можно отгородить от сада.

Придомовая территория: сколько метров от дома

Данная территория предназначена для обеспечения вашего комфортного и полноценного пользования домом и двором, например, для прогулок, выгула домашних животных, игр детей и парковки автомобилей. Реальная ситуация несколько отличается от идеализированной картинки, описанной выше.

Рекомендуем прочесть:  Как Посмотреть Свои Начисления Госуслуги

Относительного так называемого «частного» дома, сложно найти понятие «придомовой территории частного дома». Буквально под смыслом данного словосочетания подразумевается земельный участок, необходимый хозяину конкретного дома для обслуживания и ведения последнего.

Придомовая территория многоквартирного дома

Если территория была сформирована до начала действия Жилищного кодекса, то формально для перехода в долевую собственность вроде бы ничего не нужно.

Но на практике жильцы должны обратиться в Федеральную регистрационную службу для регистрации своего права долевой собственности на придомовую территорию. На языке юристов такая регистрация является не правоустанавливающей, а правоподтверждающей.

Это означает, что все права и обязанности владельца по отношению к своей территории жильцы дома приобретают независимо от реристрации.

Кому принадлежит придомовая территория многоквартирного дома и кто и за что должен платить? Придомовая территория принадлежит жилому дому, ее содержание и эксплуатация осуществляются вместе с домом из одного источника, то есть за счет владельцев жилья. В соответствии со ст.

158 Жилищного кодекса владелец жилого помещения в многоквартирном доме должен принимать участие и в расходах на содержание общего имущества пропорционально своей части в праве общей собственности. А она в свою очередь соразмерна общей площади квартиры, которая принадлежит ее собственнику.

Схема проста – чем больше жилплощадь, тем более высокую плату за содержание придомового участка ее владелец обязан вносить. Так зачем нужна эта приватизация?

Закон о прилегающей территории к зданию

В соответствии с действующим градостроительным законодательством, временным объектом признается временная постройка некапитального характера без фундамента, в конструктивных характеристиках которой предусмотрена возможность ее разборки (демонтажа) и перемещения без несоразмерного ущерба ее назначению, и права на которые не подлежат государственной регистрации.

Разграничение между временными сооружениями и объектами капитального строительства производится по определённым оценочным категориям, к которым, прежде всего относится прочная связь с землей, когда перемещение сооружения невозможно без причинения ему несоразмерного ущерба, а также отсутствие у металлоконструкций бетонной основы, наличие под возводимым строением фундамента и подведение инженерных коммуникаций.

В соответствии с п.

2 Раздела IV Правил благоустройства организации, управляющие жилищным фондом, иные юридические лица, индивидуальные предприниматели, собственники индивидуальных жилых домов и земельных участков обязаны заключить и иметь постоянно действующий договор на вывоз и размещение отходов производства и потребления со специализированными организациями, имеющими лицензию на сбор, использование, обезвреживание, транспортировку, размещение отходов I — IV класса опасности или с другой специализированной (не имеющей лицензии) организацией на вывоз и размещение отходов V класса опасности. В случае выявления нарушений правил благоустройства контрольное управление администрации города Пскова будет привлекать владельцев объектов к административной ответственности.

Прилегающая к зданию территория

7.4.1 Прилегающая к зданию территория должна быть благоустроена, озеленена, оборудована инженерно-техническими устройствами для полива зеленых насаждений, проездов и тротуаров, иметь электрическое освещение. Для проездов и пешеходных дорожек необходимо предусматривать твердое покрытие.

9.4 Одновременно с капитальным ремонтом зданий по решению заказчика может проводиться их модернизация (дооснащение недостающими системами инженерного оборудования, перепланировка помещений, замена отдельных строительных конструкций и инженерных систем и др.).

Что в себя включает придомовая территория частного дома

  • В соответствии с приказом Минэкономразвития России за 22.11.13 под №701 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», недвижимость (участок) может быть поставлен на учет по решению органа местного самоуправления. Только необходимо написать заявление и предоставить документ, который бы подтверждал, что данный объект находится в бесхозном состоянии.
  • Решение о состоянии участка должно быть принято в течение 18 дней, с того момента когда было принято заявление. Местные органы самоуправления рассматривают заявление и в случае положительного решения вносят его в единый реестр ЕГРП. Тем самым принимают его на учет.

Но для частного дома в законах нет как такового понятия «придомовая территория частного дома».

Под этим словосочетанием понимается участок земли, применительно к конкретному частному дому, который необходим собственнику для обслуживания и ведения своего дома.

05 Авг 2018      toplawyer         1082      

Источник: http://lawyertop.ru/kompensatsii/territoriya-zdaniya-yavlyaetsya-prilegayushhej-territoriej

Придомовая территория

Придомовая территория частного дома понятна практически всем, а вот для многоэтажек такие земельные участки остаются загадкой. Сколько метров от дома, и кто несет ответственность за использование и содержание придомовых земель?

В нашем законодательстве четко прописанных оговорок об этой территории нет. Но правовое урегулирование прописано в разных статьях законов о земле.

• В гражданском кодексе все здания связаны неразрывно с участками земли, на которых построены. Плюс учитываются все постройки на прилегающих земельных территориях, требующиеся для обслуживания и использования дома.

• Жилищный кодекс регламентирует права всех жильцов многоквартирного дома на придомовую территорию. К общему владению жителей относится дворовый участок и все, что находится в пределах двора: клумбы, зеленые посадки, трансформаторные будки, стоянки, игровые площадки.

Источник: https://nedviz-info.com/prilegayuschaya-territoriya-opredelenie-zemelnyy-kodeks/

Как должна выглядеть придомовая территория многоквартирного дома: нормативы 2020 года

Нормы прилегающей территории к зданию

Современной проблемой для многих жильцов многоквартирных домов становится момент, когда им совместно приходится определять возможность и порядок пользования территорией, расположенной во дворе их жилого здания.

Некоторые не придают этому особого значения, для других же эта проблема выходит на первый план. Как правило, это многодетные семьи, озаботившиеся наличием или отсутствием детской площадки, или автомобилисты, желающие припарковать свое транспортное средство вблизи места проживания.

Решением спора стало установление придомовой территории, которая бы удовлетворяла потребности жителей и одновременно позволяла урегулировать статус земли для ее использования.

Общие положения на 2018 год

Общими принципами местного самоуправления, а также на основании норм и требований Федерального законодательства установлено, что у каждого многоквартирного дома должна иметься в распоряжении прилегающая территория, которая будет иметь своим назначением обслуживание указанного объекта по нескольким направлениям:

  1. Установка контейнеров для вывоза ТБО;
  2. Размещение детских площадок и других малых архитектурных форм;
  3. Озеленение и благоустройство;
  4. Оборудование автомобильной парковки;
  5. Установка пунктов обслуживания охранных зон электрических, газовых и теплосетей.

Таким образом, государство предоставляет право жителям получить земельный участок площадью, установленной нормативами, и использовать его для обеспечения жизнедеятельности граждан.

Пользование осуществляют жильцы, однако владельцы, по документу, не всегда они. Чаще всего можно наблюдать картину, при которой придомовая территория относится к собственности дома, но право передано в оперативное управление жилищно-эксплуатационной компании.

Регламентирующие документы

Самым важным нормативным документом, который дает определение придомовой территории, а также ее характеристики – это Градостроительный кодекс РФ. К другим законодательным актам относят:

Есть вопрос или нужна помощь юриста? Воспользуйтесь бесплатной консультацией:

  1. Жилищный кодекс – устанавливает правила пользования и владения придомовой территории;
  2. Правила благоустройства городского округа или поселения – выполняются в соответствии с действующим законодательством, и устанавливают собственные требования к размерам и расположению придомовой территории, применительно к определенному населенному пункту;
  3. Местные нормативы градостроительного проектирования – документ городского округа, который ориентирован на конкретную территориальную единицу. Именно он определяет размеры и пощади земельных участков, в том числе касающиеся придомовых территорий, на которые позже делается ссылка в правилах благоустройства.

Возможны и другие нормативные акты, их применение зависит от того, имеются ли в администрации города или района два вышеуказанных документа.

Определение размеров придомовой территории

Чтобы установить размер территории благоустройства многоквартирного дома, применяют основную формулу:

ПДТ = Пзд х Нм,

где:

  • ПДТ – придомовая территория;
  • Пзд – площадь многоквартирного дома (с учетом квадратных метров жилой площади всех квартир);
  • Нм – нормативные требования (удельный размер квадратно метра).

Далее путем несложных расчетов получается размер площади для благоустройства конкретного здания в конкретном месте нахождения. С ними можно в дальнейшем обратиться в комитет по земельному надзору, чтобы выяснить, на каком праве располагается указанный земельный участок. Если статус земли не определен, жильцы имеют полное право присоединить ее к территории своего дома и заново замежевать.

Нормативы благоустройства и уборки

Недостаточно только установить правовой статус территории. Важным аспектом является дальнейшее использование земли по ее назначению. Требования закона таковы, что указанная территория не должна простаивать, все вопросы местного значения должны быть решены.

Таким образом, должны появиться:

  1. Места отдыха детей и взрослых;
  2. Обслуживающая территория;
  3. Парковка и гаражи (если это обусловлено конфигурацией рядом расположенных строений или зданий).

В случае отсутствия подобных объектов у администрации появляется возможность поставить вопрос о правильности использования предоставленных участков.

Если же земельный участок определен как муниципальное имущество, все обязанности по содержанию и владению участком переходят на соответствующий комитет, управляющий движимым и недвижимым имуществом населенного пункта.

Мероприятия по уборке

Согласно утвержденным правилам благоустройства города (или поселения) должны выполняться следующие мероприятия по уборке:

  1. Вывоз мусора из специализированных контейнеров – не реже одного раза в сутки;
  2. Покос травы, уборка снега, листьев, и мусора с территории – по мере необходимости, для обеспечения нормального прохода граждан по тротуарам и автомобилей по внутридомовым территориям;
  3. Очистка снега и наледи с крыш и открытых балконов;

Отсутствие работ по указанным выше направлениям дает право муниципалитету наложить штраф и иные санкции, за нарушение правил благоустройства.

Поддержание чистоты и порядка

Ответственность за поддержание порядка на прилегающей территории возлагается на орган, управляющий многоквартирным домом. В случае, если такой порядок не определен, отвечать за неисполнение требований законодательства будут сами жильцы, в солидарном порядке.

Для того чтобы избежать неприятностей, жилищно-эксплуатационная компания должна обеспечить исполнение мероприятий по поддержанию чистоты, а именно:

  1. Наем дворников и других рабочих (промышленных альпинистов, электриков, плотников, механиков);
  2. Организация ежедневных планов по уборке и поддержанию нормального состояния вспомогательных объектов;

Только налаженная система способна позволит своевременную очистку территории, покраску и починку малых архитектурных форм (урны или скамейки), детских площадок, стадионов и спортивных комплексов.

Требования к парковке на придомовой территории

Самый «больной» вопрос современных жителей: куда припарковать автомобиль, чтобы он был всегда под рукой и на виду.

Поэтому уже на стадии проектирования дома рассчитывается и размещается максимально вместительная парковочная площадка. По требованиям строительных норм, она (как и гаражи) не должна вплотную примыкать к жилому объекту. При этом должны быть обеспечены подъездные пути и проезды.

Также важно, чтобы организация парковки не ставила под сомнение другое озеленение, которое впоследствии может негативно сказаться на общей экологической обстановке.

Подводя итог, важно отметить важность наличия придомовой территории для жильцов. Но еще важнее, чтобы на указанную площадь было право собственности, ведь в противном случае муниципалитет будет иметь на нее преимущественное право, которое впоследствии выразится в ином представлении о благоустройстве и установке вспомогательных объектов.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в данной статьей могла устареть. Вместе с тем каждая ситуация индивидуальна.

Для решения своего вопроса заполните следующую форму или позвоните по телефонам, указанным на сайте, и наши юристы Вас бесплатно проконсультируют!

Источник: https://UrMetr.com/kvartira/pridomovaya-territoriya/normativy-pridomovaya-territoriya

Нормы прилегающей территории к зданию

Нормы прилегающей территории к зданию

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Раздел V дополнен статьей 69.1 с 4 августа 2018 г. – Закон Московской области от 18 июля 2018 г. N 127/2018-ОЗ Статья 69.1. Определение размеров прилегающих территорий к зданиям, строениям, сооружениям, земельным участкам 1.

В отношении зданий, строений, сооружений, земельных участков размеры прилегающих территорий устанавливаются правилами благоустройства территории муниципального образования в порядке, установленном настоящим Законом, и иными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы благоустройства, содержания территорий. 2.

Границы прилегающих территорий отображаются на схеме уборки муниципального образования и на кадастровом плане территорий муниципального образования. 3. Размеры прилегающей территории к многоквартирным домам, под которыми образованы земельные участки, не могут превышать 5 метров.
4.

В отношении многоквартирных домов, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границе таких домов, размеры прилегающей территории определяются схемами уборки территорий муниципальных образований. Часть 5 изменена с 9 июля 2019 г. – Закон Московской области от 26 июня 2019 г. N 124/2019-ОЗ 5.

В отношении некапитальных строений и сооружений временной уличной торговли, объектов мелкорозничной торговли (торговых павильонов, палаток, киосков), бытового обслуживания, общественного питания размеры прилегающей территории могут устанавливаться в пределах не менее 10 метров от объекта и не более 20 метров от объекта. 6.

В отношении капитальных объектов размеры прилегающей территории устанавливаются в пределах не менее 15 метров от объекта и не более 30 метров от объекта. 7.

В отношении земельных участков и территорий индивидуальных домовладений размеры прилегающей территории устанавливаются в пределах не более 5 метров от земельных участков и территорий индивидуальных домовладений.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 800 350-81-94 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

8. В отношении садоводческих некоммерческих товариществ и гаражно-потребительских кооперативов размеры прилегающей к границам земельного участка территории устанавливаются в размере не менее 5 метров и не более 30 метров от объекта. 9. В отношении территорий, прилегающих к автозаправочным станциям, станциям технического обслуживания, местам мойки автотранспорта, автозаправочных комплексов, к въездам и выездам автозаправочных комплексов, автомоечных постов, не менее 15 метров от указанных объектов и не более 30 метров. 10. В случае пересечения прилегающей территории с дорогой общего пользования, размер прилегающей территории устанавливается до пересечения с дорожным бордюром или тротуарным бордюром. При отсутствии дорожного бордюра размер прилегающей территории определяется до непосредственного пересечения с дорогой общего пользования. При пересечении прилегающих территорий двух и более объектов, размеры которых фактически менее размера, установленного Правилами благоустройства муниципального образования в соответствии с настоящим Законом, их размеры определяются половиной расстояния между объектами.

Согласно российскому законодательству придомовая территория — это участок земли, непосредственно окружающий многоквартирный жилой или частный дом. И вся его площадь принадлежит жильцам этого дома и может использоваться по их коллективному усмотрению.

Но для того, чтобы работа по благоустройству не переросла в нарушение закона, необходимо знать основные правила, касающиеся придомовых зон.

Придомовая территория многоквартирного дома – это земля, располагающаяся вокруг жилого дома, которая определена и закреплена за ним землеустроительной и градостроительной документацией в рамках отведенного участка.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-51-36 . Это быстро и бесплатно !

Как узнать границы придомовой территории?

Поскольку все придомовые территории проходят специальную регистрацию в государственных органах, то узнать их границы можно, воспользовавшись соответствующими базами данных. Самой доступной из них является Публичная Кадастровая Карта

Источник: https://si-center.ru/info/normy-prilegajushhej-territorii-k-zdaniju/

Правовой статус прилегающей территории

Нормы прилегающей территории к зданию

       Суть спора, о котором большинство юристов наверняка слышало и который затронул вопрос, до сих пор не урегулированный федеральным законодателем, заключался в следующем.

       ЗАО “Тандер” (тот самый “Магнит”) посчитало, что нормы правил благоустройства г. Брянска (а правила типовые) нарушают их права и возлагают необоснованную обязанность по пресловутой уборке прилегающей территории. Эти нормы признаны несоответствующими ст. 71 Конституции РФ, ст.

210 Гражданского кодекса, ч. 4 ст. 7 и ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. Максимально коротко: прилегающая территория – собственность муниципалитета, поэтому в силу ст.

210 ГК РФ бремя ее содержания несет именно он, а в отсутствие федеральной нормы или договора насильно заставить кого-то за ней ухаживать никак нельзя.

На стороне Брянска, кстати, была Генеральная прокуратура, которая после принятия решения судом логичным образом изменила свою позицию и поручила нижестоящим прокурорам “зачищать” местные правила по благоустройству от таких норм.

Ссылочки:

http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70791918/

https://pravo.ru/court_report/view/116543/

       Следом беда пришла, откуда совсем уж не ждали – свинью подложил Минюст РФ в другом деле, добившись признания недействующими Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству Минстроя (которые, к тому же, обладая признаками нормативно-правового акта, не были зарегистрированы в Минюсте):

http://prokhmao.ru/legal-advice/mo-help/4/?ELEMENT_ID=50061

       Таким образом, ВС РФ широким жестом (и формальным подходом\буквальным толкованием норм права) разрешил довольно давний и довольно тонкий вопрос. Пресечена в том числе и соответствующая административная практика. Но, как известно, у любой медали есть две стороны.

       Фактически использование прилегающих (кроме МКД) территорий – это обычай и сформировался он еще в советские времена (о царской России судить не возьмусь).

В меньшей мере это касается городов, в большей – мелких населенных пунктов, так как в городе на счету каждый клочок земли (да и объем таких прилегающих территорий минимален), а вот в поселениях эта территория довольно обширна и активно используется.

       Гражданами, а не муниципалитетом. И если де-юре тот же “Магнит” не виноват в захламлении такой территории, пока не будет доказано обратное в судебном или административном порядке, то де-факто очевидно, что товарные упаковки, коробки и просто мусор на такой территории возникли либо по его прямой вине, либо в связи с массовым посещением гражданами этого магазина.

       Пункт 2 Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г.

N 25 разъяснил, что под обычаем, который в силу статьи 5 ГК РФ может быть применен судом при разрешении гражданско-правового спора, следует понимать не предусмотренное законодательством, но сложившееся, то есть достаточно определенное в своем содержании, широко применяемое правило поведения при установлении и осуществлении гражданских прав и исполнении гражданских обязанностей не только в предпринимательской, но и иной деятельности, например, определение гражданами порядка пользования общим имуществом, исполнение тех или иных обязательств.
Подлежит применению обычай как зафиксированный в каком-либо документе (опубликованный в печати, изложенный в решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства, засвидетельствованный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации), так и существующий независимо от такой фиксации. Доказать существование обычая должна сторона, которая на него ссылается (статья 56 ГПК РФ, статья 65 АПК РФ).
       Но с оговоркой, что согласно пункту 2 статьи 5 ГК РФ обычаи, противоречащие основным началам гражданского законодательства, а также обязательным для участников соответствующего отношения положениям законов, иных правовых актов или договору, не применяются.
       К сожалению, ВС РФ (с молчаливого попустительства Брянска и Генпрокуратуры) вопрос отнесения спорной нормы к обычаю и, соответственно, вопрос противоречия ее основным началам гражданского законодательства (к которым, мне кажется, можно отнести и принцип распределения бремени содержания имущества), не рассмотрел. А жаль.
       В какой-то мере формализм был верным выходом, так как правовые механизмы недопущения использования прилегающих территорий (которые являются при этом ведь и территориями и землями общего пользования) есть. Но это нарушает тот тонкий баланс, который достигался годами: ты вправе использовать прилегающую территорию без договора, на основании одного лишь владения смежным участком, а взамен ты осуществляешь его благоустройство. Потому что при формальном причислении такой территории к землям общего пользования (предназначенных, как известно, для беспрепятственного доступа неопределенного круга лиц), фактически эту территорию использует исключительно собственник домовладения\иного объекта. Более того (с известной долей допущения), ст. 304 и 209 ГК РФ защищает такого собственника соответствующего участка (и одновременно – формально владеющего несобственника) от посягательств в виде какого-либо занятия этой территории, так как она обеспечивает проход и проезд от дома к дороге, улице. Или позволяет выгнать машину из гаража, использовать ее как т.н. гостевую стоянку.
       Сработал также классический принцип, согласно которому недостаточность бюджета не освобождает муниципалитет от исполнения каких-либо обязанностей, при том что объективно ни одно поселение не в состоянии обеспечить надлежащее содержание всех территорий общего пользования.
       Да, запрещена стоянка и хранение машин. Да, запрещено самовольное занятие земельного участка. И мусорить запрещено. И цветочки сажать. Но проигнорировав принцип разумной сдержанности, так любимый Конституционным Судом, ВС РФ не подумал о последствиях. Ведь не имея законной возможности повлиять на людей, муниципалитету, как собственнику земель общего пользования, остается только путь запрещения.
       Между тем, Минстрой в данной ситуации смиренно принял судебные акты и разрабатывает новые методические рекомендации (во многом аналогичные старым). К федеральному законодателю с довольно очевидным предложением определить наконец особый правовой статус прилегающих территорий, никто не обращается.
       Муниципалитеты находят выход в принятии нормативных актов, согласно которым прилегающие территории использовать запрещено без заключения соответствующего договора пользования\аренды, при этом сталкиваясь с проблемой, вытекающей из того, что такие территории необходимо как-то индивидуализировать, причем с большой долей вероятности – путем кадастрового учета. При этом такая земля не занята соответствующим объектом недвижимости, что вызывает и вопросы возможности предоставления ее в таких общеполезных, казалось бы, целях, без проведения торгов (хотя опять же, проведение торгов здесь объективно неуместно по причине крепкой связи домовладения и прилегающей к нему территории).
       Логично предположить, что платность такого пользования для физических лиц практически исключена – это породит социальную напряженность и банальный отказ граждан от принятия на себя такого бремени – ведь проще будет обратиться в суд или к прокурору, который обяжет администрацию, к примеру, покосить соответствующую территорию.
       В любом случае, как и до принятия этих неоднозначных решений, в целом вопрос соблюдения банальной чистоты остается на совести самих жителей, как и раньше. Кто убирал за собой – продолжит убирать, ему не нужны для этого нормы права. Кто был замарахой и соседом, которого никто не любит – им и останется.

       А вот “Магнитам” в Брянске, я думаю, теперь намного труднее будет объяснить, почему их фуры разгружаются на территории муниципалитета, равно как и выпросить разрешить там же размещение стоянок для клиентов.

Источник: https://zakon.ru/blog/2017/08/18/pravovoj_status_prilegayuschej_territorii

Блог

Нормы прилегающей территории к зданию

В предыдущей части мы дошли до следующих вопросов:

  • Каково содержание понятия «лицо, ответственное за эксплуатацию здания»?

  • Можно ли приравнять «участие в содержании» к «обязанности по содержанию»?

  • Каков объём «участия в содержании» прилегающей территории (ПТ)?

Снова берёмся за Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ) и находим ч. 1 ст. 55.25:

«В случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо».

Как видим, по общему правилу лицом, ответственным за эксплуатацию здания, является:

  • собственник здания;

  • законный владелец здания (любое право: аренда, ХВ, ОУ);

  • привлечённое на основании договора в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания иное лицо.

Таким образом, проведено разграничение ответственности за ненадлежащую эксплуатацию здания: если собственник нанял по договору иное лицо, то оно и несёт ответственность.

Но и здесь есть тонкость; в Определении от 28.02.2017 г. № 461-О КС РФ указал, что положения ст. 55.25 ГрК РФ, рассматриваемые во взаимосвязи с положениями ст.

209 и 210 ГК РФ, не означают снятия с собственника здания бремени содержания принадлежащего ему имущества и что ГрК РФ не регулирует правоотношения, связанные с осуществлением государственного контроля (надзора) за соблюдением иного отраслевого законодательства, и не определяет лиц, в отношении которых могут проводиться мероприятия такого государственного контроля (надзора).

А что такое «безопасная эксплуатация здания» (БЭ)? Прямого определения в ГрК РФ не имеется, но из положений ст. 55.24 ГрК РФ, можно выделить признаки БЭ:

  • эксплуатация в соответствии с разрешённым использованием (ч. 1);

  • эксплуатация в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, НПА РФ, НПА субъектов РФ и муниципальных правовых актов (ч. 5).

Из ч. 6 ст. 55.24 ГрК РФ, можно сделать вывод о том, что для достижения БЭ необходимо обеспечить:

  • техническое обслуживание (содержание ТО раскрыто в ч. 8);

  • эксплуатационный контроль (содержание ЭК раскрыто в ч. 7);

  • текущий ремонт.

По сути ТО и ЭК управляющим организациям давно знакомо по Правилам № 491, по Минимальному перечню № 290, Правилам № 170 Госстроя и т.д. А ч. 10 ст. 55.24 ГрК РФ прямо указывает, что эксплуатация МКД осуществляется с учётом требований жилищного законодательства.

Кто может быть нанят для БЭ МКД по договору?

  • управляющие организации, которые осуществляют деятельность по управлению МКД на основании договора управления (ст. 162 ЖК РФ);

  • при «непосреде» – организации, работающие на основании договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту ОИ МКД (ст. 164 ЖК РФ).

А какова цель упомянутого в ч. 1 ст. 55.25 договора? Цель – именно безопасная эксплуатация. С учётом положений ч.ч. 1, 1.1 ст. 161 ЖК РФ, можно сказать, что управляющие организации обеспечивают БЭ в рамках договора управления, обеспечивая благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание ОИ в МКД и т.д.

Поскольку в отношении эксплуатации МКД действует жилищное законодательство (специальное), можем сказать, что БЭ любого МКД нанятым лицом обеспечивается одним из двух договоров – ДУ (ст. 162 ЖК РФ) или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту ОИ МКД (ст. 164 ЖК РФ), ибо других договоров законом не предусмотрено.

ТСЖ не выбиваются из предлагаемой нами логики, поскольку как юридические лица в силу ч. 2.2 ст.

161 ЖК РФ несут ответственность за содержание ОИ в МКД в соответствии с требованиями технических регламентов и правил содержания ОИ в МКД, то есть обеспечивают ровно то же самое – БЭ МКД. И это укладывается в логику ч. 1 ст. 55.

25 ГрК РФ («В случае, если иное не предусмотрено федеральным законом» – а ТСЖ это и не собственник, и не нанятое по договору лицо).

Как видим, ст. 55.24 ГрК РФ в совокупности ч. 1 ст. 55.25 ГрК РФ говорят о публичной обязанности указанного законом лица обеспечить безопасную эксплуатацию своего имущества, поскольку право собственности подразумевает бремя содержания имущества.

А что не так с ч. 9 ст. 55.25 ГрК РФ? Во-первых, эта норма установила публичную обязанность в отношении чужого имущества, не принадлежащего лицу, ответственному за БЭ здания.

Высшие судебные инстанции неоднократно подчёркивали, что случаи несения бремени содержания имущества лицом, не являющимся его собственником, могут быть установлены лишь федеральными законами или договором (Определение Верховного Суда РФ от 17.04.2018 г. № 50-КГ18-6).

Источник: https://www.burmistr.ru/blog/sudebnaya-praktika/prilegayushchaya-territoriya-chast-vtoraya-postaraytes-dochitat-do-kontsa/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.