Новости о расселении аварийного жилья

Госдума приняла законопроект о механизмах расселения аварийного жилья

Новости о расселении аварийного жилья

Законопроект о совершенствовании механизмов расселения аварийного и ветхого жилья принят 17 ноября Госдумой в первом чтении. Он даст возможность привлечь частные инвестиции в расселение территорий, занятых сейчас разваливающимися домами.

Этот законопроект – прорывная идея, позволяющая решить сразу несколько проблем, с которыми сталкивается большинство российских городов, считает замглавы минстроя Максим Егоров.

Программа расселения аварийного жилья идет сейчас с опережением плана. Однако в нее входят только те дома, которые были признаны аварийными до 2017 года. А к ее финалу в 2024 году будет признано аварийным еще около 15 млн кв. м жилья.

К 2030 же году цифра удвоится, прогнозирует ведомство.

Россияне стали активнее ставить недвижимость на учет

Ныне действующие программы помогают замедлить рост доли непригодных домов, но не остановить его, подчеркивает Егоров. К тому же ныне действующий порядок не дает комплексно улучшать облик городов.

“Мы создаем новые общественные пространства, парки, скверы, набережные, точки притяжения… Но когда рядом стоят обветшалые или аварийные жилые дома, это значительно снижает общий эффект”, – отмечает он. Расселение аварийных домов сегодня идет скорее “точечно”, отмечают в минстрое.

Это создает неудобства для жителей, не позволяет привлечь инвесторов, а также масштабно обновить изношенную на 60-70% коммунальную инфраструктуру. “У нас есть комплексные программы к развитию городской среды, к внедрению цифровых технологий в городское управление.

Теперь так же комплексно мы должны заняться непосредственно и аварийными домами”, – считает Егоров.

Принятие законопроекта позволит расселять не строго аварийный дом, а целый микрорайон, где среди аварийных домов и промзон (такие участки должны занимать не менее половины территории) есть и здания, не признанные аварийными.

“Если в Москве инвестор может прийти на один дом, то в регионах на одном доме эта история экономически нецелесообразна, – говорит исполнительный директор Ассоциации региональных операторов капремонта Анна Мамонова.

– Формат объединения работ на одной территории в один проект создаст экономический интерес для инвесторов”.

Кроме того, комплексный подход удобен для жителей, подчеркивает она, все работы проводятся синхронно и не доставляют лишних неудобств.

Участки для расселения подобраны в 19 регионах

“В действующем паспорте нацпроекта внебюджетное финансирование при расселении аварийных домов составляет всего 2%. Идет колоссальная нагрузка на бюджетную систему страны”, – отмечает эксперт тематической площадки ОНФ “Жилье и городская среда” Павел Склянчук.

Основной тормоз для привлечения инвесторов сейчас в том, что в законодательстве нет порядка выкупа недвижимости, расположенной в границах территории, подлежащей развитию, говорит он.

“Муниципалитет в рамках отведенных бюджетных лимитов из двух рядом стоящих бараков по факту признает аварийным только один, а содержание другого перекладывает на систему капремонта.

В итоге получается, что ремонтируют ветхий дом с высокой степенью износа, что нецелесообразно, а муниципалитет не получает нормальный земельный участок для городских нужд”, – объясняет Склянчук.

Государственно-частное партнерство – стандартная практика реализации дорогостоящих проектов во многих других странах, в числе которых США, Канада, Австралия, Южная Корея. Предполагается, что привлечение инвесторов будет возможно с использованием как конкурса, так и аукциона. Это позволит минимизировать риск участия в расселении недобросовестных застройщиков.

Преимуществом для застройщика в предлагаемом механизме является возможность заранее рассчитать примерные затраты на переселение жильцов, говорит президент Национального объединения застройщиков жилья Леонид Казинец.

Сейчас этого нет, и девелоперам нужно по отдельности договариваться с каждым собственником: “Можно отселить 199 квартир в 200-квартирном доме и застрять с последней квартирой на долгие годы.

Поэтому сейчас частные инвестиции в реновацию невозможны. Слишком велики риски”.

Решение о “модернизации” застроенной территории будут принимать региональные органы власти. На месте сносимых домов они смогут сформировать обширные общественные пространства, предусмотреть строительство социальных объектов, развитие сферы услуг для местных жителей, создание новых рабочих мест.

Эффект от программы ощутят и жители соседних микрорайонов – после модернизации территории может вырасти стоимость их жилья. “Не каждый мэр или губернатор рискнет запустить у себя подобный проект реновации. Но тот, кто это сделает, будет иметь все возможности совершить качественную революцию в градостроительной политике своих городов.

Надо дать смелым инструменты, они им сегодня очень нужны”, – считает первый зампредседателя Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Сергей Пахомов.

Более 250 тысяч семей улучшили жилье благодаря льготной ипотеке

Окончательное решение о переселении будут принимать жители. У проживающих в ветхом жилье будет возможность проать, вступать или нет в программу. Необходимо, чтобы две трети жильцов одобрили эту идею.

Сейчас решение о реконструкции дома должны принимать 100% собственников, отмечает зампредседателя Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Павел Качкаев.

Снижение количества “за” позволит большинству жильцов не идти на поводу у меньшинства, которое зачастую “всегда против всего”, отмечает он. Предусмотрена возможность выхода дома из программы, если часть жильцов изменит решение.

Кроме того, жители будут ать и на стадии публичных слушаний. То есть фактически существует сразу два барьера, которые дадут им возможность повлиять на решения о развитии района.

Опасения, что ради “лакомого” куска земли в центре города будут сноситься и вполне крепкие дома, необоснованны, считает Казинец: “Невозможно представить ситуацию, чтобы более 70% жителей современного, “крепкого” дома проали за расселение”.

Законопроект также дает механизмы по ликвидации самостроев и объектов, не соответствующих градостроительному регламенту, что поможет урегулировать множество конфликтов, добавляет директор АНП “Национальный Жилищный Конгресс” Татьяна Вепрецкая.

Жителям, которые согласятся на участие в программе, предполагается давать равноценную либо равнозначную компенсацию – либо деньгами (размер возмещения будут рассчитывать по рыночным ценам), либо жильем. Это уточнят ко второму чтению законопроекта.

Работа над документом еще далеко не закончена. “Мы ни в коем случае не собираемся отказываться от приоритета права собственности и жилищных прав граждан”, – подчеркивает Пахомов.

Ко второму чтению должны быть доработаны критерии включения в программу как многоквартирных, так и индивидуальных домов, гаражей, дач, считает Вепрецкая.

Особое внимание должно уделяться жителям домов, которые попали в программу, но не являются ветхими и аварийными, так как их мотивация на обновление может обоснованно отсутствовать. “Для них нужно предусмотреть дополнительные гарантии”, – говорит Вепрецкая.

“В 19 регионах есть перспективные участки, на развитие которых могут быть заключены договоры развития застроенных территорий, здесь можно отметить активную работу региональных властей в Республике Марий Эл, Забайкальском крае, Нижегородской и Липецкой областях. В частности, один из проектов по комплексному развитию территорий может быть реализован в городе Йошкар-Ола”, – сообщил первый заместитель гендиректора Фонда содействия реформированию ЖКХ Олег Рурин.

Прямая речь

“Согласно национальным целям мы должны за 10 лет поставить один миллиард квадратных метров жилья… И каждый пятый квадратный метр жилья в стране в течение этого срока должен стать новым”, – сказал депутатам зампред правительства Марат Хуснуллин.

Он подчеркнул, что данный законопроект – это один из важнейших элементов комплексного плана.

“Когда мы обсуждали этот проект, все губернаторы выступили “за”, – напомнил он и особо подчеркнул, что регионы будут сами определять территории для комплексного развития.

Источник: https://rg.ru/2020/11/17/gosduma-priniala-zakonoproekt-o-mehanizmah-rasseleniia-avarijnogo-zhilia.html

Всероссийский снос жилья или о чем новый законопроект о комплексном развитии территорий России

Новости о расселении аварийного жилья

18 сентября 2020 года в Госдуму внесен большой законопроект №1023225-7 о комплексном развитии территорий в России.

Пресса его называет законопроект о всероссийском сносе жилья.

Мы попытались разобраться, что к чему.

Фото из открытых источников (www.unsplash.com)

Суть законопроекта.

Новые поправки хотят внести в Градостроительный кодекс РФ и иные законодательные акты РФ.

Они направлены на совершенствование института комплексного развития территорий и механизмов расселения аварийного жилья и жилья, подлежащего сносу или реконструкции на основании адресных программ, утверждаемых в соответствии с жилищным законодательством.

Законопроект закрепляет единый механизм комплексного развития территорий с разными основаниями принятия решений для аварийного жилья, жилья, подлежащего сносу, реконструкции по адресным программам и для промышленных территорий.

Критерием определения границ территорий комплексного развития будет являться то, что земельные участки, занятые аварийным или иным жильем, подлежащим сносу, реконструкции, промышленной зоной, должны занимать не менее 50% территории, в отношении которой принимается решение о её комплексном развитии.

При этом в случае принятия решения о комплексном развитии территории в отношении промышленных зон, в границы такой территории не могут быть включены многоквартирные дома.

Законопроектом разграничены полномочия по принятию решений о комплексном развитии территорий:

  • Решение о комплексном развитии территории по предложениям органов государственной власти субъектов РФ вправе принять Правительство РФ. Для таких случаев Правительством РФ должен быть определен порядок принятия решений о комплексном развитии территории и порядок реализации такого решения.
  • Правом принятия решений о комплексном развитии территорий также предлагается наделить высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ. При этом законом или иным правовым актом субъекта РФ полномочиями по принятию решений о комплексном развитии территорий могут быть наделены органы местного самоуправления. Порядок принятия решений о комплексном развитии территории по инициативе регионов и порядок реализации такого решения будте устанавливаться законодательством субъектов РФ.

При этом, новый проект закона сохраняет действующую редакцию Градостроительного кодекса РФ, где закреплена возможность осуществления деятельности по комплексному развитию территории по инициативе правообладателей земельных участков и/или объектов недвижимости, расположенных в границах такой территории. Исключение составляют аварийные дома или дома, подлежащие сносу, реконструкции на такой территории.

Предполагается, что решение о комплексном развитии территории осуществляется публично-правовым образованием самостоятельно либо путем передачи полномочий специально созданной организации.

Её организационно-правовая форма, цели и предмет деятельности, порядок и условия управления, финансирования будут определяться учредителем.

Деятельность по комплексному развитию территорий может осуществляться органами власти или местного самоуправления как самостоятельно, так и на основании договора о комплексном развитии территории, заключенного с победителем соответствующего аукциона.

В качестве обязательного условия для участия в аукционе на право заключить договор о комплексном развитии территории предусматривается наличие у участников аукциона опыта (не менее 3-х лет) участия в строительстве (создании) многоквартирных домов общей площадью не менее 5000 кв.м.

в в совокупности, который подтверждается наличием полученных разрешений на ввод в эксплуатацию таких многоквартирных домов.

Адресные программы по сносу жилья

Проектом закона предусмотрено, что в целях обновления среды жизнедеятельности и создания благоприятных условий проживания граждан, общественного пространства, а также в целях предотвращения роста аварийного жилищного фонда на территории субъекта РФ, обеспечения развития жилых территорий и их благоустройства предусматривается возможность утверждения адресных программ по сносу и реконструкции многоквартирных домов, на основании которых может быть принято решение о комплексном развитии соответствующей территории.

В адресной программе устанавливается очередность сноса или реконструкции многоквартирных домов. Причем очередность сноса указанных многоквартирных домов определяется с учетом их технического состояния.

В целях реализации такой программы предлагается наделить широкими полномочиями субъекты РФ.

Так, регионы будут вправе:

1) определить содержание программ по сносу и реконструкции;

2) утвердить порядок её формирования и утверждения;

3) определить источники финансирования программы;

4) утвердить порядок выявления и учета мнения граждан при её формировании и реализации;

5) определить технические характеристики многоквартирных домов, которые могут быть включены в указанные адресные программы.

В проект адресной программы по сносу и реконструкции могут быть включены только такие дома, в которых 2/3 собственников и нанимателей поддержали такое решение, в том числе на общих собраниях.

Для выхода из программы достаточно более 1/3 от общего числа всех собственников помещений в этом многоквартирном доме.

В случае принятия такого решения на общем собрании многоквартирный дом подлежит исключению из такой адресной программы.

Предусматривается возможность переселения жителей многоквартирных домов, включенных в программу, с использованием механизма обязательного заключения договоров о переходе прав на жилые помещения по решению суда.

Фактически авторы законопроекта предложили дать местным властям полномочия сносить и реконструировать любые многоквартирные дома в целях «обновления среды жизнедеятельности и создания благоприятных условий проживания граждан».

Какие права у собственников и нанимателей помещений в домах, подлежащих сносу?

Таким лицам, взамен предоставляются равнозначные жилые помещения.

Под равнозначным жилым помещением понимается жилое помещение, одновременно соответствующее следующим требованиям:

1) жилая площадь и количество комнат не меньше жилой площади и количества комнат в освобождаемом помещении, а общая площадь такого жилого помещения превышает общую площадь освобождаемого жилого помещения;

2) такое жилое помещение соответствует стандартам благоустройства, установленным нормативным правовым актом субъекта РФ, а также имеет улучшенную отделку в соответствии с требованиями, установленными нормативным правовым актом субъекта РФ;

3) такое жилое помещение находится в многоквартирном доме, который расположен в том же населенном пункте, городском округе, в котором расположен многоквартирный дом, включенный в программу по сносу и реконструкции, а в случае, если населенный пункт или городской округ имеют внутригородское деление, – в том же внутригородском районе (на той же внутригородской территории).

При этом границы населенного пункта, городского округа, внутригородского района, внутригородской территории определяются по состоянию на дату утверждения программы по сносу и реконструкции.

Собственник жилого помещения вместо предоставляемого жилого помещения вправе получить равноценное возмещение в денежной форме. НО! Выплату равноценного возмещения в денежной форме не вправе требовать собственник жилого помещения, в отношении которого зарегистрированы в установленном порядке ограничения прав или обременения.

Стоимость предоставляемого равноценного жилого помещения не может быть ниже стоимости освобождаемого жилого помещения.

По мнению авторов законопроекта, реализация законопроекта с использованием нового механизма комплексного развития территории будет способствовать обновлению жилой застройки городов, созданию комфортной городской среды, улучшению жилищных условий граждан.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/slevanapravo/vserossiiskii-snos-jilia-ili-o-chem-novyi-zakonoproekt-o-kompleksnom-razvitii-territorii-rossii-5f688c79f52b7a1881325539

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.