Новый закон о сносе аварийного жилья

№1023225-7 Законопроект :: Система обеспечения законодательной деятельности

Новый закон о сносе аварийного жилья

Карточка законопроекта /проекта постановления 

Карточка законопроекта/проекта постановления содержит информацию по законопроекту/проекту постановления и его стадии рассмотрения.

В режиме просмотра карточки законопроекта/проекта постановления доступны следующие действия:

1. Настроить отображение событий  на вкладке ЭРК по событиям (с документами);

2. Перейти к стадии рассмотрения законопроекта/проекта постановления;

3. Скачать размещенный к событию законопроекта/проекта постановления документ;

4. к законопроекту/проекту постановления;

5. Добавить заметку к законопроекту/проекту постановления;

6. Добавить законопроект/проект постановления в избранное;

7. Перейти в режим редактирования карточки законопроекта/проекта постановления;

8. Подписаться на законопроект/проект постановления;

9. Скачать архив по законопроекту/проекту постановления;

10. Распечатать карточку законопроекта/проекта постановления;

11. Просмотреть RSS подписку на обновления по событиям;

12. описание функционала страницы.

Информация по законопроекту/проекту постановления

  • паспортные данные законопроекта – общая информация по законопроекту/проекту постановления;
  • стадии рассмотрения – стадии рассмотрения выбранного законопроекта/проекта постановления;
  • ЭРК по событиям (с документами) – стадии и события рассмотрения выбранного законопроекта/проекта постановления, а так же решения по событиям и размещенные документы;
  • хронология (без документов) – стадии и события рассмотрения выбранного законопроекта/проекта постановления, а так же решения по событиям;
  • отзывы – отзывы к законопроекту/проекту постановления ;
  • поправки – поправки к законопроекту/проекту постановления;
  • видеозаписи – видеоматериалы размещенные к законопроекту/проекту постановления (доступно только для Интернет-портала).

Настроить отображение событий  на вкладке ЭРК по событиям (с документами)

На странице “Карточка законопроекта/проекта постановления” существует 2 варианта просмотра событий на вкладке  ЭРК по событиям (с документами):

  • по хронологии – события отображаются по дата регистрации;
  • по процедуре – события отображаются последовательно согласно процедуре рассмотрения.

Нажать на кнопку ” все” – на странице “Карточка законопроекта/проекта постановления” на вкладке  ЭРК по событиям (с документами) будут отображаться только стадии прохождения.

Для того чтобы отобразить события, решения и документы нажать кнопку “Развернуть все события”.

Если  к событию размещено много документов часть из них скрыта, отобразить их можно нажав на кнопку “Развернуть все документы в событиях” или ссылку “Показать еще” в списке размещенных к событию документов.

Перейти к стадии рассмотрения законопроекта/проекта постановления

Стадии рассмотрения, которые отображаются на странице “Карточка законопроекта/проекта постановления ” служат так же элементом навигации.

Для того, чтобы перейти  к определенной стадии рассмотрения законопроекта, нажать на иконку соответствующей стадии.

Осуществляется переход  к выбранной стадии, все события стадии подсвечиваются зеленым цветом.

Скачать размещенный к событию законопроекта/проекта постановления документ

Для того, чтобы скачать размещенный к событию законопроекта/проекта постановления документ необходимо нажать на ссылку с наименованием документа.

На локальный компьютер пользователя загружается файл в соответствующем формате.

к законопроекту/проекту постановления

На странице “Карточка законопроекта/проекта постановления” перейти на вкладку “Отзывы”.

Нажать кнопку “”

Открывается форма ” на законопроект”, в которой необходимо заполнить следующие реквизиты:

  • Категория отзыва;
  • Краткое содержание отзыва.

При необходимости прикрепить файл.

Нажать кнопку “Сохранить” – отзыв отображается на вкладке “Отзывы” в ЭРК законопроекта/проекта постановления.

Добавить заметку к законопроекту/проекту постановления

На странице “Карточка законопроекта/проекта постановления (режим редактирования)” нажать кнопку “Добавить заметку”.

Открывается форма “Заметки пользователей”.

Нажать кнопку “Сохранить” – в карточке законопроекта/проекта постановления будет отражена сохраненная зметка, а также на странице “Избранное/Подписки” личного кабинета  пользователяотобразится сохраненная заметка.

Добавить законопроект/проект постановления в избранное

На странице “Карточка законопроекта/проекта постановления” нажать на кнопку “Добавить в избранное”.

В результате выходит сообщение об успешном добавлении объекта законотворчества в “Избранное”.

Нажать на ссылку в сообщении “Перейти на страницу избранного” – открывается страница “Избранное/Подписки” личного кабинета пользователя.

Нажать на кнопку “Добавить” – открывается форма “Добавить в подборку”.

Выбрать существующую или добавить новую подборку.

Нажать кнопку “Сохранить”- законопроект добавлен в выбранную или в новую подборку.

Войти в раздел “Избранное/Подписки” через интерфейс личного кабинета пользователя.

Нажать на кнопку “Подборки ОЗ”.

Из списка доступных выбрать подборку- система предоставит доступ только к тем ОЗ, которые добавлены в выбранную подборку.

Перейти в режим редактирования карточки законопроекта/проекта постановления

На странице “Карточка законопроекта/проекта постановления” нажать на кнопку “Режим редактирования”.

Открывается страница “Карточка законопроекта/проекта постановления (режим редактирования)”.

Подписаться на законопроект/проект постановления

На странице “Карточка законопроекта/проекта постановления” нажать на кнопку “Подписаться”.

Открывается форма подписки на законопроект/проект постановления.

Задать параметры подписки.

Нажать кнопку “Применить” – настройки подписки на законопроект/проект постановления сохранены, законопроект/проект постановления добавлен в список на странице “Избранное/Подписки” личного кабинета пользователя.

Скачать архив по законопроекту/проекту постановления

На странице “Карточка законопроекта/проекта постановления нажать на кнопку “Скачать архив”.

Выбрать вариант для скачивания “Все документы” или “По процедуре”. Информация будет скачена на локальный компьютер пользователя в виде архива с расширением .exe

Распечатать карточку законопроекта/проекта постановления

На странице “Карточка законопроекта/проекта постановления” нажать на кнопку “Печать”.

Откроется форма “Печать”.

После настройки параметров печати нажать кнопку “Печать”.

Просмотреть RSS подписку на обновления по событиям

На странице “Карточка законопроекта/проекта постановления” нажать на кнопку “RSS подписка на обновления по событиям”.

В новой вкладке браузера откроется страница с возможностью подписаться на веб-канал.

описание функционала страницы

Источник: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1023225-7

Вы здесь больше не живете. Теперь у россиян можно отнимать квартиры в целях реновации

Новый закон о сносе аварийного жилья

Законопроект – это комплекс поправок в Гражданский и Жилищный кодексы, направленный на совершенствование института комплексного развития территорий (КРТ) и механизмов расселения аварийного и ветхого жилья – так говорится о нем на сайте Думы. Развивать территории собираются в рамках приоритетного инвестиционного проекта с привлечением бюджетных средств.

Принятый закон позволяет изымать для государственных и муниципальных нужд в рамках комплексного развития территорий земельные участки с объектами недвижимости – причем сперва речь шла о территориях, где больше половины застройки – ветхое или аварийное жилье, но ко второму чтению, после которого принципиальные изменения в документ не вносятся, параметры участков, подходящих для сноса, значительно расширились.

Регионы получают право сносить разные типы многоквартирного жилья:

  • Здания, признанные аварийными или подлежащими сносу.
  • Неаварийные панельные дома.
  • Многоквартирные дома, у которых большой, превышающий региональные нормативы износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент).
  • Дома, для которых, по мнению региональных властей, слишком дорог капитальный ремонт.
  • Многоквартирные дома в ограниченно работоспособном техническом состоянии и дома, где отсутствуют централизованные системы инженерно-технического обеспечения.

К последней категории могут относиться жилые строения без канализации – по данным Росстата, доступа к канализации не имеют 9% городского населения России.

Жильцам многоквартирных домов предусмотрено возмещение по рыночной стоимости жилья с учетом общего имущества, земельного участка, понесенных затрат и упущенной выгоды. Оценить это все в случае спорных ситуаций должен будет суд.

Депутаты также сократили время на заключение договора о передаче собственности для людей, попавших под программу комплексного развития территорий.

Сперва им предоставляли 90 дней, но после второго чтения сократили этот срок вдвое – до 45 дней.

Жильцам квартир, находящихся в региональной собственности, так называемым нанимателям по договору социального найма власти должны предоставить другое помещение и сохранить место в очереди на новое жилье. Для сноса неаварийных домов две трети владельцев квартир, принявших участие в собрании собственников жилья, должны согласиться на вхождение дома в программу Комплексного развития территории.

Предпосылки всероссийской реновации

Впервые государство опробовало массовое изъятие земельных участков с объектами недвижимости во время подготовки к Сочинской олимпиаде 2014 года.

Так называемые «Олимпийские законы» были приняты загодя, еще в 2007 году и предусматривали возможность выбора для владельцев изымаемых земельных участков либо денежных компенсаций, либо равноценного земельного участка. Фактически возможности выбора у собственников не было.

В итоге переселили 2500 человек, или около 1000 семей – это полпроцента населения Сочи. Недовольных осталось немало – через год после окончания Олимпиады вице-губернатор Краснодарского края Александр Саурин признался, что споры о недвижимости оканчивались в суде в 14% случаев, хотя чиновник счел этот результат незначительным.

До сих пор жалобы на олимпийскую стройку ждут решения в Европейском суде по правам человека, но ЕСПЧ не всегда встает на сторону бывших владельцев земли и строений в Сочи, к примеру так было в деле «Белова против России», которое разрешилось в ЕСПЧ только в сентябре 2020 года.

Изъятие земли у собственников в предолимпиадный период проводилось по упрощенной схеме, после обкатки ее использовали и дальше при проведении саммита АТЭС во Владивостоке и строительстве в Новой Москве, где участки изымали всего за три месяца.

Жителей многоквартирных домов эта практика почти не коснулась, но вскоре очередь дошла и до них, причем сразу в Москве. Весной 2017 года Сергей Собянин объявил о начале программы сноса старых пятиэтажек и расселении их жильцов в новые дома. Скоро стало понятно, что под ковш пойдут не только хрущевки.

14 мая того же года почти 20 тысяч москвичей вышли на митинг против программы реновации жилых домов, после которого мэрия заявила, что услышала его участников и внесет в программу изменения. За три года бюджет Москвы выделил на реновацию 400 млрд рублей. В настоящий момент программа предусматривает расселение более 350 тыс.

квартир — в нее включено 5174 дома.

Одной из самых самых серьезных претензий к чиновникам у горожан, которые имеют представление о том, как выглядит Жилищный кодекс было и остается то, как организован процесс согласования с жильцами планов застройщиков.

Нынешнее законодательство допускает жителей районов к обсуждению проекта реновации, когда все проектные работы выполнены и согласованы, напомнил в колонке для Forbes Алексей Шепель, член совета по развитию городских территорий и общественных пространств при председателе Госдумы Вячеславе Володине. Это значит, что мнение людей спрашивают, когда уже потрачены огромные деньги на проектные работы и согласование документов, поэтому у застройщиков возникает соблазн манипулировать общественным мнением или просто его игнорировать. Закон о Комплексном развитии территорий призван решить этот вопрос, но из текста следует, что проблема осталась.

Именно с опытом собянинской реновации сравнивают закон о Комплексном развитии территорий и его сторонники, и его критики.

«Решение о том, какие именно дома попадут в программу Комплексного развития территории могут самостоятельно решать власти субъекта РФ изданием соответствующего акта», – объяснил The Insider правозащитник Александр Эйсман, который подал в ЕСПЧ жалобу на снос жилья в рамках программы реновации в Москве:

Признаки, которые позволяют сносить дома согласно проекту нового закона, могут быть совершенно произвольными. Это могут быть дома, у которых отсутствуют «централизованные системы инженерно-технического обеспечения». Какие именно системы – решают власти субъекта РФ.

Либо это могут быть дома, у которых износ конструкции превышает какое-то значение. Какое именно значение – решают власти субъекта. Либо это дома, у которых стоимость капремонта превышает какую-то сумму в пересчёте на квадратный метр. Какую именно сумму – решают власти субъекта.

Наконец, это могут быть просто дома, построенные по типовым проектам в какой-то период. В какой именно период – опять-таки, решают власти субъекта. То есть в целом этот перечень охватывает любые дома вообще.

Чтобы снести дом, признанный аварийным, не нужно ничего, кроме решения властей.

С неаварийными домами ситуация чуть сложнее, но от жильцов всё равно мало что зависит, объясняет Эйсман:

Сначала власти принимают проект решения о комплексном развитии территории. Включают в этот проект конкретные дома. А потом у людей, которые живут в этих домах, есть некоторый срок, чтобы провести общие собрания собственников жилья и путём ания либо согласиться, либо не согласиться. В предельном случае этот срок – месяц.

Если власти хотят, они могут дать больше времени. А могут и не дать. В законопроекте сказано: «Внеочередное общее собрание собственников… может быть созвано по инициативе уполномоченного органа государственной власти или местного самоуправления…

либо юридического лица» Значит, никем другим, кроме органа власти или какого-то специально определённого юрлица, это собрание созвано быть не может. То есть граждане не могут сами провести собрание. Но при этом если собрание не проводится в определённый срок, то дом автоматически идёт под снос.

Так это значит, что власти просто не будут проводить эти собрания, и всё!

Муниципальный депутат района Лефортово в Москве Александра Андреева относится к этим опасениям более сдержанно: «Граждане безусловно могут самостоятельно инициировать общие собрания первого этапа – это прямо прописано в других статьях Жилищного кодекса».

Но они могут вступать в противоречия с новыми поправками и трактоваться каждой из сторон в свою пользу, возражает ей Эйсман.

Дьявол в деталях

Процедура исправления результатов ания в новом законе тоже предусмотрена. К примеру, если жильцы заметили, что их дом попал под снос и с этим не согласны, они могут потребовать исключения своего жилища из расстрельного списка, но только «до дня утверждения документации по планировке территории» (то есть проекта планировки), говорится в законе.

Но проект планировки – это единственный источник, из которого люди хоть как-то могут узнать, что с ними будет дальше. Поэтому любое ание до утверждения этой документации может быть похоже на ание вслепую.

Документ поставит людей в положение, когда они будут вынуждены защищать своё имущество от государства, причём делать это в обстановке крайней спешки и полного неведения.

Должны ли вообще объекты частной собственности изыматься по результатам каких-то аний, в которых участвуют третьи лица – соседи определяющие судьбу квартир других людей? Этот вопрос все еще вызывает споры после опыта реновации в Москве, но законопроект о Комплексном развитии территорий ставит в этом споре точку: да, должны.

При этом в общем собрании участвуют и собственники частных квартир, и жильцы квартир, предоставленных государством, а это могут быть люди из одного дома с разными финансовыми возможностями и интересами.

Одни после приватизации сделали ремонт, другие получают шанс въехать в новые квартиры, сэкономив на ремонте прежних.

Законопроект разрешает принимать решение 2/3 , но при кворуме 1/2, то есть в принципе решение о сносе может принять всего треть людей, от чьего мнения зависит будущее целого дома. Если собрание не состоится вовремя, то дом попадает под снос по умолчанию.

Если собрание не состоится вовремя, дом попадает под снос по умолчанию

При этом согласно ст. 246 ГК РФ, распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.

То есть ключевое в гражданском законодательстве – достижение соглашения, а не решение общего собрания, напоминает адвокат Станислав Станкевич: «Обсуждение общих собраний в качестве возможности принятия таких решений прямо противоречит Гражданскому кодексу (который является главным нормативным актом, регулирующим имущественные вопросы).

А новый закон санкционирует применение схемы обмена недвижимости, липовым образом объявляемой аварийным жильем, на три копейки по всей стране».

Что взамен

В законопроекте прописан механизм компенсации, который обещает жильцам неприватизированных квартир, тем, кто подписал договор социального найма, равнозначное жилье и сохранение места в очереди на улучшение условий проживания. Сложнее ситуация с частными собственниками.

В законопроекте сказано, что собственники получают либо «равноценное денежное возмещение», либо, если захотят, «жилое помещение с зачётом его стоимости при определении размера возмещения». То есть, проще говоря, собственники получат компенсацию, которой они могут частично расплатиться за новое жильё.

«Равнозначным» оно при этом быть совершенно не обязано, обращает внимание Александр Эйсман, ведь размер компенсации будет определяться «на день, предшествующий дню принятия решения о комплексном развитии территории».

Речь здесь идёт о том самом решении, которое принимается по итогам ания.

И, в принципе, мы вполне можем представить себе ситуацию, что между анием и сносом пройдёт несколько лет, жильё за это время сильно подорожает, а компенсацию людям дадут по старым ценам.

Это далеко не все вопросы, которые возникают при прочтении документа, причем ответы на них едва ли могут дать сами депутаты, московская реновация показала, что судить о качестве документа можно только после обкатки его на живых примерах и практики судебных разбирательств. Теперь они касаются не только москвичей с их дорогими метрами, а вообще всех городских жителей России.

подпишитесь на регулярные пожертвования

О проектеПолитика конфиденциальности

2020 The Insider

Сделано в Charmer

Источник: https://theins.ru/obshestvo/237958

Всероссийский снос жилья или о чем новый законопроект о комплексном развитии территорий России

Новый закон о сносе аварийного жилья

18 сентября 2020 года в Госдуму внесен большой законопроект №1023225-7 о комплексном развитии территорий в России.

Пресса его называет законопроект о всероссийском сносе жилья.

Мы попытались разобраться, что к чему.

Фото из открытых источников (www.unsplash.com)

Суть законопроекта.

Новые поправки хотят внести в Градостроительный кодекс РФ и иные законодательные акты РФ.

Они направлены на совершенствование института комплексного развития территорий и механизмов расселения аварийного жилья и жилья, подлежащего сносу или реконструкции на основании адресных программ, утверждаемых в соответствии с жилищным законодательством.

Законопроект закрепляет единый механизм комплексного развития территорий с разными основаниями принятия решений для аварийного жилья, жилья, подлежащего сносу, реконструкции по адресным программам и для промышленных территорий.

Критерием определения границ территорий комплексного развития будет являться то, что земельные участки, занятые аварийным или иным жильем, подлежащим сносу, реконструкции, промышленной зоной, должны занимать не менее 50% территории, в отношении которой принимается решение о её комплексном развитии.

При этом в случае принятия решения о комплексном развитии территории в отношении промышленных зон, в границы такой территории не могут быть включены многоквартирные дома.

Законопроектом разграничены полномочия по принятию решений о комплексном развитии территорий:

  • Решение о комплексном развитии территории по предложениям органов государственной власти субъектов РФ вправе принять Правительство РФ. Для таких случаев Правительством РФ должен быть определен порядок принятия решений о комплексном развитии территории и порядок реализации такого решения.
  • Правом принятия решений о комплексном развитии территорий также предлагается наделить высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ. При этом законом или иным правовым актом субъекта РФ полномочиями по принятию решений о комплексном развитии территорий могут быть наделены органы местного самоуправления. Порядок принятия решений о комплексном развитии территории по инициативе регионов и порядок реализации такого решения будте устанавливаться законодательством субъектов РФ.

При этом, новый проект закона сохраняет действующую редакцию Градостроительного кодекса РФ, где закреплена возможность осуществления деятельности по комплексному развитию территории по инициативе правообладателей земельных участков и/или объектов недвижимости, расположенных в границах такой территории. Исключение составляют аварийные дома или дома, подлежащие сносу, реконструкции на такой территории.

Предполагается, что решение о комплексном развитии территории осуществляется публично-правовым образованием самостоятельно либо путем передачи полномочий специально созданной организации.

Её организационно-правовая форма, цели и предмет деятельности, порядок и условия управления, финансирования будут определяться учредителем.

Деятельность по комплексному развитию территорий может осуществляться органами власти или местного самоуправления как самостоятельно, так и на основании договора о комплексном развитии территории, заключенного с победителем соответствующего аукциона.

В качестве обязательного условия для участия в аукционе на право заключить договор о комплексном развитии территории предусматривается наличие у участников аукциона опыта (не менее 3-х лет) участия в строительстве (создании) многоквартирных домов общей площадью не менее 5000 кв.м.

в в совокупности, который подтверждается наличием полученных разрешений на ввод в эксплуатацию таких многоквартирных домов.

Адресные программы по сносу жилья

Проектом закона предусмотрено, что в целях обновления среды жизнедеятельности и создания благоприятных условий проживания граждан, общественного пространства, а также в целях предотвращения роста аварийного жилищного фонда на территории субъекта РФ, обеспечения развития жилых территорий и их благоустройства предусматривается возможность утверждения адресных программ по сносу и реконструкции многоквартирных домов, на основании которых может быть принято решение о комплексном развитии соответствующей территории.

В адресной программе устанавливается очередность сноса или реконструкции многоквартирных домов. Причем очередность сноса указанных многоквартирных домов определяется с учетом их технического состояния.

В целях реализации такой программы предлагается наделить широкими полномочиями субъекты РФ.

Так, регионы будут вправе:

1) определить содержание программ по сносу и реконструкции;

2) утвердить порядок её формирования и утверждения;

3) определить источники финансирования программы;

4) утвердить порядок выявления и учета мнения граждан при её формировании и реализации;

5) определить технические характеристики многоквартирных домов, которые могут быть включены в указанные адресные программы.

В проект адресной программы по сносу и реконструкции могут быть включены только такие дома, в которых 2/3 собственников и нанимателей поддержали такое решение, в том числе на общих собраниях.

Для выхода из программы достаточно более 1/3 от общего числа всех собственников помещений в этом многоквартирном доме.

В случае принятия такого решения на общем собрании многоквартирный дом подлежит исключению из такой адресной программы.

Предусматривается возможность переселения жителей многоквартирных домов, включенных в программу, с использованием механизма обязательного заключения договоров о переходе прав на жилые помещения по решению суда.

Фактически авторы законопроекта предложили дать местным властям полномочия сносить и реконструировать любые многоквартирные дома в целях «обновления среды жизнедеятельности и создания благоприятных условий проживания граждан».

Какие права у собственников и нанимателей помещений в домах, подлежащих сносу?

Таким лицам, взамен предоставляются равнозначные жилые помещения.

Под равнозначным жилым помещением понимается жилое помещение, одновременно соответствующее следующим требованиям:

1) жилая площадь и количество комнат не меньше жилой площади и количества комнат в освобождаемом помещении, а общая площадь такого жилого помещения превышает общую площадь освобождаемого жилого помещения;

2) такое жилое помещение соответствует стандартам благоустройства, установленным нормативным правовым актом субъекта РФ, а также имеет улучшенную отделку в соответствии с требованиями, установленными нормативным правовым актом субъекта РФ;

3) такое жилое помещение находится в многоквартирном доме, который расположен в том же населенном пункте, городском округе, в котором расположен многоквартирный дом, включенный в программу по сносу и реконструкции, а в случае, если населенный пункт или городской округ имеют внутригородское деление, – в том же внутригородском районе (на той же внутригородской территории).

При этом границы населенного пункта, городского округа, внутригородского района, внутригородской территории определяются по состоянию на дату утверждения программы по сносу и реконструкции.

Собственник жилого помещения вместо предоставляемого жилого помещения вправе получить равноценное возмещение в денежной форме. НО! Выплату равноценного возмещения в денежной форме не вправе требовать собственник жилого помещения, в отношении которого зарегистрированы в установленном порядке ограничения прав или обременения.

Стоимость предоставляемого равноценного жилого помещения не может быть ниже стоимости освобождаемого жилого помещения.

По мнению авторов законопроекта, реализация законопроекта с использованием нового механизма комплексного развития территории будет способствовать обновлению жилой застройки городов, созданию комфортной городской среды, улучшению жилищных условий граждан.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/slevanapravo/vserossiiskii-snos-jilia-ili-o-chem-novyi-zakonoproekt-o-kompleksnom-razvitii-territorii-rossii-5f688c79f52b7a1881325539

Принят закон о сносе и реконструкции жилья

Новый закон о сносе аварийного жилья

23 декабря 2020 года на пленарном заседании Государственной Думы в третьем чтении был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий».

Федеральный закон направлен на совершенствование института комплексного развития территорий и механизмов расселения аварийного и ветхого жилья.

Законом вводится новый единый механизм комплексного развития территорий (КРТ), взамен ранее предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации отдельных механизмов развития застроенных территорий, комплексного развития территорий, комплексного освоения территорий.

На практике отдельное применение каждого из этих механизмов зачастую оказывалось невозможным, так как они распространялись на разные виды объектов и взаимно исключали друг друга.

Поскольку реальная городская застройка, как правило, является смешанной, становилось невозможно в чистом виде использовать тот или иной режим редевелопмента.

Это, в свою очередь, приводило к дроблению территорий на несколько частей и снижению инвестиционной привлекательности строительных проектов.

Создание единого механизма КРТ призвано решить указанную проблему.

В рамках нового механизма выделяются следующие виды КРТ:

· КРТ жилой застройки, в границы которого могут входить только многоквартирные дома;

· КРТ нежилой застройки, в границы которого могут вовлекаться различные объекты, кроме многоквартирных домов, жилых домов блокированной застройки, объектов ИЖС, садовых домов;

· КРТ незастроенной территории;

· КРТ по инициативе правообладателей.

Важно, что в границы КРТ жилой и нежилой застройки помимо основных объектов, прямо названных в законе, могут включаться и иные объекты. Перечень таких объектов законом не ограничивается, но они должны располагаться в границах того же элемента планировочной структуры – квартала или микрорайона.

Данная новелла крайне важна, поскольку большинство развиваемых территорий имеют смешанную застройку, которую в целом сложно отнести к тому или иному типу развития. Во избежание дробления территорий новый закон предусмотрел возможность объединять объекты различного типа в границах одного проекта КРТ.

Таким образом, создание единого механизма КРТ позволит более гибко подходить к развитию различных территорий, в том числе имеющих смешанную застройку.

В границы КРТ жилой застройки принятый закон разрешил включать многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу, а также иные многоквартирные дома, соответствующие критериям, определенным субъектами РФ.

Эти критерии не будут определяться произвольно. Согласно принятому закону они должны учитывать следующие требования:

· физический износ основных конструктивных элементов многоквартирного дома (крыша, стены, фундамент) превышает определенное субъектом РФ значение;

· стоимость капитального ремонта многоквартирных домов в расчете на один квадратный метр общей площади превышает стоимость, определенную субъектом РФ;

· многоквартирные дома построены в период индустриального домостроения, определенный субъектом РФ, по типовым проектам;

· многоквартирные дома находятся в ограниченно работоспособном техническом состоянии;

· в многоквартирных домах отсутствуют централизованные системы инженерно-технического обеспечения, определенные субъектом РФ.

Таким образом, в границы КРТ будут включаться только «проблемные» дома, требующие принятия мер по расселению жителей во избежание доведения таких домов до аварийного состояния в ближайшем будущем, в том числе дома, капитальный ремонт которых экономически нецелесообразен.

Согласно изменениям, внесенным в Жилищный кодекс Российской Федерации, собственникам жилых помещений в таких многоквартирных домах, взамен освобождаемых ими жилых помещений предоставляется возмещение, определяемое исходя из рыночной стоимости освобождаемого имущества и возникших убытков.

По заявлению собственника жилого помещения ему предоставляется взамен освобождаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Нанимателю жилого помещения взамен освобождаемого им жилого помещения предоставляется другое жилое помещение по договору социального найма, общая площадь, жилая площадь которого и количество комнат в котором не меньше общей площади, жилой площади освобождаемого жилого помещения и количества комнат в освобождаемом жилом помещении, а при наличии его письменного заявления другое жилое помещение может быть предоставлено ему на праве собственности на основании договора передачи жилого помещения в собственность.

Нормативным правовым актом субъекта РФ может быть предусмотрено право собственников жилых помещений, нанимателей жилых помещений на получение так называемого равнозначного жилого помещения – то есть помещения:

· жилая площадь которого и количество комнат в котором не меньше жилой площади освобождаемого жилого помещения и количества комнат в освобождаемом жилом помещении, а общая площадь которого – превышает общую площадь освобождаемого жилого помещения;

· которое соответствует стандартам, установленным нормативным правовым актом субъекта РФ;

· которое находится в многоквартирном доме, расположенном в том же поселении, городском округе, в котором расположен многоквартирный дом, включенный в границы территории жилой застройки, подлежащей КРТ.

Согласно переходным положениям закона ранее заключенные договоры развития застроенных территорий, комплексного развития территорий, комплексного освоения территорий сохраняют свое действие. Их исполнение, изменение и расторжение будет происходить по «старым» правилам, без учета внесенных изменений.

Необходимо отметить, что Национальное объединение строителей принимало активное участие в обсуждении проекта принятого закона. Так, неоднократно высказывался в поддержку данного проекта Президент НОСТРОЙ Антон Глушков.

Национальным объединением в адрес Государственной Думы и Минстроя России направлялись концептуальные предложения по совершенствованию текста проекта, многие из которых были учтены при его доработке ко второму чтению, в частности:

· исключено правило, согласно которому объекты, разрешенные к включению в границы КРТ, должны занимать не менее 50% площади территории КРТ;

· исключены положения, лишающие органы местного самоуправления полномочий по принятию решений о КРТ;

· разрешено проводить для отбора инвестора как аукционы, так и конкурсы;

· ограничен круг нарушений договора КРТ инвестором, которые дают уполномоченному органу право на односторонний отказ от договора.

Принятый Федеральный закон вступит в силу с момента его официального опубликования.

Источник: https://www.vedomosti.ru/press_releases/2020/12/23/prinyat-zakon-o-snose-i-rekonstruktsii-zhilya

Госдума приняла законопроект о механизмах расселения аварийного жилья

Новый закон о сносе аварийного жилья

Законопроект о совершенствовании механизмов расселения аварийного и ветхого жилья принят 17 ноября Госдумой в первом чтении. Он даст возможность привлечь частные инвестиции в расселение территорий, занятых сейчас разваливающимися домами.

Этот законопроект – прорывная идея, позволяющая решить сразу несколько проблем, с которыми сталкивается большинство российских городов, считает замглавы минстроя Максим Егоров.

Программа расселения аварийного жилья идет сейчас с опережением плана. Однако в нее входят только те дома, которые были признаны аварийными до 2017 года. А к ее финалу в 2024 году будет признано аварийным еще около 15 млн кв. м жилья.

К 2030 же году цифра удвоится, прогнозирует ведомство.

Россияне стали активнее ставить недвижимость на учет

Ныне действующие программы помогают замедлить рост доли непригодных домов, но не остановить его, подчеркивает Егоров. К тому же ныне действующий порядок не дает комплексно улучшать облик городов.

“Мы создаем новые общественные пространства, парки, скверы, набережные, точки притяжения… Но когда рядом стоят обветшалые или аварийные жилые дома, это значительно снижает общий эффект”, – отмечает он. Расселение аварийных домов сегодня идет скорее “точечно”, отмечают в минстрое.

Это создает неудобства для жителей, не позволяет привлечь инвесторов, а также масштабно обновить изношенную на 60-70% коммунальную инфраструктуру. “У нас есть комплексные программы к развитию городской среды, к внедрению цифровых технологий в городское управление.

Теперь так же комплексно мы должны заняться непосредственно и аварийными домами”, – считает Егоров.

Принятие законопроекта позволит расселять не строго аварийный дом, а целый микрорайон, где среди аварийных домов и промзон (такие участки должны занимать не менее половины территории) есть и здания, не признанные аварийными.

“Если в Москве инвестор может прийти на один дом, то в регионах на одном доме эта история экономически нецелесообразна, – говорит исполнительный директор Ассоциации региональных операторов капремонта Анна Мамонова.

– Формат объединения работ на одной территории в один проект создаст экономический интерес для инвесторов”.

Кроме того, комплексный подход удобен для жителей, подчеркивает она, все работы проводятся синхронно и не доставляют лишних неудобств.

Участки для расселения подобраны в 19 регионах

“В действующем паспорте нацпроекта внебюджетное финансирование при расселении аварийных домов составляет всего 2%. Идет колоссальная нагрузка на бюджетную систему страны”, – отмечает эксперт тематической площадки ОНФ “Жилье и городская среда” Павел Склянчук.

Основной тормоз для привлечения инвесторов сейчас в том, что в законодательстве нет порядка выкупа недвижимости, расположенной в границах территории, подлежащей развитию, говорит он.

“Муниципалитет в рамках отведенных бюджетных лимитов из двух рядом стоящих бараков по факту признает аварийным только один, а содержание другого перекладывает на систему капремонта.

В итоге получается, что ремонтируют ветхий дом с высокой степенью износа, что нецелесообразно, а муниципалитет не получает нормальный земельный участок для городских нужд”, – объясняет Склянчук.

Государственно-частное партнерство – стандартная практика реализации дорогостоящих проектов во многих других странах, в числе которых США, Канада, Австралия, Южная Корея. Предполагается, что привлечение инвесторов будет возможно с использованием как конкурса, так и аукциона. Это позволит минимизировать риск участия в расселении недобросовестных застройщиков.

Преимуществом для застройщика в предлагаемом механизме является возможность заранее рассчитать примерные затраты на переселение жильцов, говорит президент Национального объединения застройщиков жилья Леонид Казинец.

Сейчас этого нет, и девелоперам нужно по отдельности договариваться с каждым собственником: “Можно отселить 199 квартир в 200-квартирном доме и застрять с последней квартирой на долгие годы.

Поэтому сейчас частные инвестиции в реновацию невозможны. Слишком велики риски”.

Решение о “модернизации” застроенной территории будут принимать региональные органы власти. На месте сносимых домов они смогут сформировать обширные общественные пространства, предусмотреть строительство социальных объектов, развитие сферы услуг для местных жителей, создание новых рабочих мест.

Эффект от программы ощутят и жители соседних микрорайонов – после модернизации территории может вырасти стоимость их жилья. “Не каждый мэр или губернатор рискнет запустить у себя подобный проект реновации. Но тот, кто это сделает, будет иметь все возможности совершить качественную революцию в градостроительной политике своих городов.

Надо дать смелым инструменты, они им сегодня очень нужны”, – считает первый зампредседателя Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Сергей Пахомов.

Более 250 тысяч семей улучшили жилье благодаря льготной ипотеке

Окончательное решение о переселении будут принимать жители. У проживающих в ветхом жилье будет возможность проать, вступать или нет в программу. Необходимо, чтобы две трети жильцов одобрили эту идею.

Сейчас решение о реконструкции дома должны принимать 100% собственников, отмечает зампредседателя Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Павел Качкаев.

Снижение количества “за” позволит большинству жильцов не идти на поводу у меньшинства, которое зачастую “всегда против всего”, отмечает он. Предусмотрена возможность выхода дома из программы, если часть жильцов изменит решение.

Кроме того, жители будут ать и на стадии публичных слушаний. То есть фактически существует сразу два барьера, которые дадут им возможность повлиять на решения о развитии района.

Опасения, что ради “лакомого” куска земли в центре города будут сноситься и вполне крепкие дома, необоснованны, считает Казинец: “Невозможно представить ситуацию, чтобы более 70% жителей современного, “крепкого” дома проали за расселение”.

Законопроект также дает механизмы по ликвидации самостроев и объектов, не соответствующих градостроительному регламенту, что поможет урегулировать множество конфликтов, добавляет директор АНП “Национальный Жилищный Конгресс” Татьяна Вепрецкая.

Жителям, которые согласятся на участие в программе, предполагается давать равноценную либо равнозначную компенсацию – либо деньгами (размер возмещения будут рассчитывать по рыночным ценам), либо жильем. Это уточнят ко второму чтению законопроекта.

Работа над документом еще далеко не закончена. “Мы ни в коем случае не собираемся отказываться от приоритета права собственности и жилищных прав граждан”, – подчеркивает Пахомов.

Ко второму чтению должны быть доработаны критерии включения в программу как многоквартирных, так и индивидуальных домов, гаражей, дач, считает Вепрецкая.

Особое внимание должно уделяться жителям домов, которые попали в программу, но не являются ветхими и аварийными, так как их мотивация на обновление может обоснованно отсутствовать. “Для них нужно предусмотреть дополнительные гарантии”, – говорит Вепрецкая.

“В 19 регионах есть перспективные участки, на развитие которых могут быть заключены договоры развития застроенных территорий, здесь можно отметить активную работу региональных властей в Республике Марий Эл, Забайкальском крае, Нижегородской и Липецкой областях. В частности, один из проектов по комплексному развитию территорий может быть реализован в городе Йошкар-Ола”, – сообщил первый заместитель гендиректора Фонда содействия реформированию ЖКХ Олег Рурин.

Прямая речь

“Согласно национальным целям мы должны за 10 лет поставить один миллиард квадратных метров жилья… И каждый пятый квадратный метр жилья в стране в течение этого срока должен стать новым”, – сказал депутатам зампред правительства Марат Хуснуллин.

Он подчеркнул, что данный законопроект – это один из важнейших элементов комплексного плана.

“Когда мы обсуждали этот проект, все губернаторы выступили “за”, – напомнил он и особо подчеркнул, что регионы будут сами определять территории для комплексного развития.

Источник: https://rg.ru/2020/11/17/gosduma-priniala-zakonoproekt-o-mehanizmah-rasseleniia-avarijnogo-zhilia.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.