Новый закон об обращении граждан
Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ
Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ
“О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”
29 июня, 27 июля 2010 г., 7 мая, 2 июля 2013 г., 24 ноября 2014 г., 3 ноября 2015 г., 27 ноября 2017 г., 27 декабря 2018 г.
Принят Государственной Думой 21 апреля 2006 года
Одобрен Советом Федерации 26 апреля 2006 года
Президент Российской Федерации | В. Путин |
Москва, Кремль
2 мая 2006 г.
N 59-ФЗ
Законом урегулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином закрепленного за ним конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Установленный порядок распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, для рассмотрения которых установлен иной порядок. Порядок рассмотрения также распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства.
Определяются требования, которые предъявляются к оформлению письменных обращений граждан, а также к обращениям, направляемым по информационным системам. Установлен исчерпывающий перечень обращений, которые не подлежат рассмотрению.
К ним относятся: анонимные обращения, за исключением сообщений о преступлениях либо об угрозе государственной или общественной безопасности, обращения, по которым вынесены судебные решения, обращения, содержащие клевету, оскорбления и угрозы в адрес государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц или других граждан, повторные (многократные) обращения, если в них не приводятся новые доводы или обстоятельства, а по предыдущим обращениям давались письменные ответы.Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.
Письменные обращения подлежат обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления и рассматриваются в течение 30 дней. Регламентируется порядок действий органов власти и должностных лиц при поступлении обращений по вопросам, не относящимся к их компетенции. Устанавливаются общие правила ведения личного приема граждан.
Установлена ответственность должностных лиц за нарушение порядка работы с обращениями граждан, а также предусмотрена возможность взыскания в судебном порядке с самих граждан расходов, понесенных в связи с проверкой их обращений, содержащих заведомо ложные сведения.
Закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования
Текст Федерального закона опубликован в “Парламентской газете” от 11 мая 2006 г. N 70-71, в “Российской газете” от 5 мая 2006 г. N 95, в Собрании законодательства Российской Федерации от 8 мая 2006 г. N 19 ст. 2060
Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2012 г.
N 19-П взаимосвязанные положения части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 19 (часть 1), 30, 33, 45, 55 (часть 3) и 76, в той мере, в какой они – в силу неопределенности нормативного содержания, порождающей на практике неоднозначное их истолкование и, соответственно, возможность произвольного применения, – препятствуют распространению положений настоящего Федерального закона на отношения, связанные с рассмотрением органами государственной власти и органами местного самоуправления обращений объединений граждан, включая юридические лица, а также рассмотрению обращений осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями, в том числе введению законом субъекта РФ положений о возможности рассмотрения обращений такими учреждениями и организациямиВ настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 528-ФЗ
Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.
Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 355-ФЗ
Изменения вступают в силу c 8 декабря 2017 г.
Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. N 305-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 357-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.
Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 182-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 80-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.
Федеральный закон от 29 июня 2010 г. N 126-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Источник: https://base.garant.ru/12146661/
Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» применительно к ЖКХ сфере
Этот закон очень важен для организации правильного общения с различными должностными лицами. Сразу необходимо отметить, что это очень хорошо продуманный и эффективно действующий закон.
Действие этого закона распространяется на всех чиновников — должностных лиц, которые постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно- распорядительные, административно- хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления (ст. 4).
Согласно статье 4 этого закона все обращения граждан делятся на следующие виды (предложение, заявление, жалоба):
предложение — рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально- экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
заявление — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
жалоба — просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
Обратите внимание, что по закону обращение может быть даже в устной форме. В теории — может, на практике — так поступать не рекомендуется.
Основные документы, с которыми вы можете обращаться в органы государственной власти — это предложения, заявления и жалобы. Все эти формы обращений разные, важно их не путать. Хотя чиновники в этих терминах путаются регулярно.
Может, сознательно, может, несознательно, но довольно часто вводят граждан в заблуждение. Например, человек пишет жалобу, что его права нарушили, он просит их восстановить, а чиновники принимают этот документ как заявление.
Это неправильно, и такого быть не должно.
Если вы куда-то отправили обращение, а вас пригласили в эту инстанцию, что называется, «для выяснения», не нужно переживать и трястись. Даже если вы написали в прокуратуру, вас пригласили туда на беседу. Ничего страшного в этом нет.Вы идете восстанавливать свои права, это абсолютно нормально. Вас приглашают для того, чтобы кое-что уточнить, разобраться с вашим вопросом по существу и быстрее его решить, а не для того, чтобы вас запугать или объяснить, что вы не правы.
Так что смело идите и ничего не бойтесь.
Если вы не хотите отвечать на какой-то вопрос, который может вас компрометировать, просто ссылайтесь на статью 51 Конституции, которая гласит, что никто не обязан свидетельствовать против себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Поэтому за- помните: вы не обязаны отвечать на все вопросы подряд. На что считаете нужным отвечать, отвечайте, на что не считаете нужным отвечать, не отвечайте. И не надо переживать по этому поводу.
Обратите внимание — этот закон регулирует общение с чиновниками.
Если обращаетесь в свою управляющую компанию (УК), то сроки там устанавливаются другими нормативными документами и вашим договором с управляющей компанией (кстати, если ваш дом обслуживается управляющей компанией, проверьте, у вас есть с ними договор?).
Например, по постановлению Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» по целому ряду вопросов управляющая компания должна вам ответить в течение 10 дней.
Сроки рассмотрения обращений. На рассмотрение обращения гражданина законом (статья 12) отводится 30 дней, кроме случаев сообщения о фактах нарушения миграционного законодательства (здесь срок ответа устанавливается в 20 дней).
Но тут возможны два варианта. Первый — вы лично приносите заявление в государственный орган, в который обращайтесь, и регистрируете его в канцелярии.
Обязательно приносите письмо в двух экземплярах: на одном экземпляре вам поставят входящий номер и дату, а второй экземпляр оставят себе. Свой экземпляр, с входящим номером и датой, обязательно храните.
С этой даты у госорганов есть максимум 30 дней, чтобы дать вам ответ.
Второй — вы направляете запрос почтой. Такой запрос обязательно нужно отправлять ценным письмом с уведомлением и описью вложения (в одном конверте может быть несколько заявлений, если они направляются в одну структуру). На почте вам подскажут, как это сделать.
Вы не заклеиваете конверт, пишете опись от руки. Сотрудник почты все проверяет, удостоверяет опись своей подписью и почтовой печатью и отправляет адресату. Вам выдадут номер почтового отправления, по которому на сайте Почты России можно отследить, дошло письмо или нет.С момента его фактического получения у чиновников есть 30 дней на ответ.
Прикиньте, сколько времени письмо шло адресату, чтобы примерно столько же времени приплюсовать к 30 дням на то, чтобы оно успело дойти обратно, и посчитать, когда вам ждать ответ.
Если вы серьезно займетесь перепиской с государственными органами, заведите тетрадку, блокнотик или файлик на компьютере и ведите записи, кому, когда и какое письмо направлено.
Например, письмо, исходящий № 1 от 11.06.2015 «О запросе информации от УК», письмо № 2 о том-то, письмо № 3 о том-то. Потому что, если вы активно будете отстаивать свои права, что хорошо и правильно, и, главное, результативно, таких писем может быть много, и, чтобы в них не запутаться, нумеруйте их.
В этом законе предусмотрены различные нюансы и сложности, которые часто возникают при подаче обращений и их разрешении.
Так в соответствии с пунктом 1 статьи 7 в обращении гражданина в обязательном порядке должны быть указаны:
1) наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение,
либо фамилия, имя, отчество соответствующего должностного лица,
либо должность соответствующего лица;
2) свои фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии);
3) почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ;
4) изложена суть предложения, заявления или жалобы;
5) личная подпись и дата.
Статья 8 указанного закона определяет порядок направления и регистрации обращения, а статья 10 — порядок его рассмотрения.
Если кто-то не принимает документы и при этом еще куда- то посылает (например, в ТСЖ или управляющую компанию), немедленно пишите заявление в свободной форме: «Я, ФИО, обратился по такому-то вопросу к такому-то сотруднику (указать ФИО и должность сотрудника).
Документы у меня не приняли, чем нарушили Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Прошу принять меры к данному сотруднику и за- регистрировать направленное мною обращение (жалобу)».
При этом помним статью 33 Конституции: если не заявить о нарушении своих прав, так никто ничего делать будет.
Главный принцип общения с чиновниками любого уровня — вести все общение в письменном виде. Это — основополагающее правило, которому нужно следовать неукоснительно. Более того, любые беседы с представителями государственных структур рекомендуется записывать, благо, почти во всех современных телефонах есть диктофоны.Вы, как физическое лицо, имеете право вести любую аудио- или видеозапись, которая непосредственно вас касается, для этого вам не требуется специальное разрешение. Если запись может понадобиться в качестве доказательства в суде, вы обязаны уведомить чиновников, что разговор записывается. Особенно это касается видеозаписи.
В противном случае даже уведомлять никого вы не должны, просто включайте диктофон и записывайте. Это не обязательно, но в какой-то момент может вам очень помочь.
Законодательство РФ, регулирующее взаимоотношения граждан и ЖКХ. Часть 1, ОБЩИЕ НОРМЫ.Законодательство РФ, регулирующее взаимоотношения граждан и ЖКХ. Часть 2, ЖКХ в КОНСТИТУЦИИЗаконодательство РФ, регулирующее взаимоотношения граждан и ЖКХ. Часть 3, Управление МКД и коммунальные расходыЗаконодательство РФ, регулирующее взаимоотношения граждан и ЖКХ. Часть 4, Порядок управление МКД
Источник: https://zen.yandex.ru/media/jkh/federalnyi-zakon-o-poriadke-rassmotreniia-obrascenii-grajdan-rf-primenitelno-k-jkh-sfere-5f5fe8468b0f2342e5f040bb